28 сентября 2018 г.

Ежегодный форум Datalks, который проводит компания Navicon совместно с IBM, в этот раз был посвящен цифровой трансформации. Организаторы мероприятия уверены: цифровая трансформация неизбежна просто потому, что новые правила ведения бизнеса формируют стремительно меняющиеся под воздействием технологий запросы потребителей. А через несколько лет бОльшую часть клиентов и сотрудников компаний составит так называемое I-поколение людей — тех, кто вырос в цифровом мире. У них совсем другой подход и к восприятию мира, и к бизнесу. И нынешним руководителям необходимо учитывать этот немаловажный фактор.

Директор по развитию международного бизнеса Navicon Илья Народицкий напомнил о феномене технологической сингулярности*, то есть ситуации, при которой технический прогресс станет настолько быстрым и сложным, что окажется недоступным пониманию человека. И по мнению ряда экспертов, эта ситуация грозит нам уже в обозримом будущем. Единственный выход из ситуации — цифровая трансформация. А для этого нужны как технологии, способные поддержать эти процессы, так и руководители нового типа.

Как оценивают сложившуюся ситуацию сегодняшние руководители компаний, рассказал директор департамента по продвижению ПО IBM в России и СНГ корпорации IBM Александр Тихонов. Согласно опросу IBM Global C-suite study, который корпорация проводила среди руководителей крупных компаний (опрашивалось более 13 000 компаний со всего мира, в том числе и из России), отношение к цифровизации за последние два года несколько изменилось. Если в 2015 году 65% руководителей говорили, что наиболее перспективными для них являются новые «внешние» рынки и технологии, то в 2017-м их число сократилось до 43%. А 41% руководителей заявили, что предпочитают концентрироваться на имеющемся рынке. По словам Александра Тихонова, такое изменение поведения связано с тем, что стали меняться поведенческие модели партнеров и заказчиков, а конкуренция внутри рынков усилилась.

Два года назад компании активно искали партнеров для создания межотраслевых консорциумов. Телекоммуникационные компании становились финансовыми, банки начинали заниматься ритейлом. В 2017 году конкуренция усилилась со стороны стартапов, количество их растет, они поддерживаются государством во всем мире. И хотя всего лишь 2-3% стартапов являются успешными, они создают огромную конкуренцию существующим компаниям. В результате руководители снова обратили внимание на свои «исконные рынки», просто чтобы не потерять их.

Среди внешних факторов, влияющих на бизнес, на первое место в опросе 2017 года вышли рыночные факторы, а технологии заняли вторую строчку. В 2015 году было ровно наоборот. При этом рыночные факторы, как говорилось ранее, меняются, а вот технологические за два года не сильно изменились. Наблюдается некоторое смещение в сторону облачных технологий, однако, по словам Александра Тихонова, оно оказывает не очень влияние. А вот технологии машинного обучения (AI), напротив, приобретают все больший вес.

На третье место (с пятого в 2015 году) вышел такой фактор как «навыки сотрудников». Он напрямую связан с цифровизацией — руководители компаний отмечают недостаток опыта и знаний у сотрудников, а также целей и понимания, как эти инновации внедрять. Вузы не готовят необходимых специалистов, где брать людей, непонятно.

Специалисты в области HR считают, что эту проблему не решить, пока система образования продолжает выстраивать обучение не «от рынка», а от собственных планов и методик. Учебный процесс по-прежнему выстраивается от того, что вуз «может дать», в то время как работодателям нужно то, что требуется сегодня рынку.

По итогам исследования IBM все респонденты были разделены на 3 примерно одинаковые группы: стремящие (36%), практики (37%) и инноваторы (27%). Первые считают, что их бизнес-процесс работает хорошо и надо просто поддерживать то, что есть. Практики хотят уйти от традиционного подхода к бизнесу и стать инноваторами. Но у них не хватает ресурсов, как финансовых, так и человеческих. Инноваторы готовы поддерживать существующий бизнес, но при этом выстраивают новый бизнес, идущий от клиента и его потребностей. Они ведут постоянную работу по созданию нового.

Александр Тихонов отметил еще немаловажную вещь: в последние годы существенно изменились подходы к внедрению. 10 лет назад много времени занимал предварительный этап — техническое задание, выбор, согласование и прочие процессы были одними из важнейших. Сегодня компании-инноваторы все делают по прямо противоположному сценарию — ТЗ не пишут, внедрение проводят быстро, а если что-то не получается, просто «выбрасывают» и начинают делать снова, пока не добьются максимально эффективного проекта.

В других компаниях у каждого подразделения существуют специальные бюджеты на инновации, которые надо обязательно потратить — разработать максимально успешный проект. Таким образом в компаниях создается отличная от сегодняшней корпоративная культура, направленная не на экономию средств, а на вложения, создания успешных ценностей.

Еще один интересный вопрос — создание платформенных бизнес-моделей. Известно, что у любой компании есть 3 шага развития: создание продукта, создание сервисов и создание платформ. В начале 2000-х все стали переходить к сервисным бизнес-моделям. Сейчас все стремятся стать платформенной компанией. На слуху такие суперуспешные проекты, как Amazon, Uber, Яндекс. У IBM есть Watson. Из участвующих в опросе только 5% являются операторами платформы, 23% пытаются создать собственные платформы, 18% думают об этом, а 54% еще даже не начинали думать. При этом все исследования говорят о том, что будущее именно за платформенными компаниями.

Что думают о цифровой трансформации представители различных отраслей российского бизнеса?

В дискуссии приняли участие представители банковского сектора, медицинской отрасли и HR. Вице-президент Московского Индустриального Банка Антон Рудь подчеркнул, что все платежи в банке постепенно уходят в цифру и мобильность. Оцифровка помогает увидеть возможности для экономии, а также новые перспективы для бизнеса. Некоторые эксперты считают, что уже с 2021 года все банкоматы перейдут на бесконтактное обслуживание карт. В скором времени весь банк будет помещаться в телефоне. Антон Рудь выделил 3 ключевых направления применения цифровых технологий в банковском деле: big data (массив данных о сотрудниках, клиентах и транзакциях), систему платежей (робэвайзинг, e-commerce и т.д.) и дистанционные каналы продаж.

Генеральный директор «Стаффджет» Наталья Малышева рассказала о том, как можно выстраивать стратегию работы с соискателями для массового подбора и найма линейного персонала на неспециализированные позиции на основе HRaas-сервиса. По ее мнению, массовый подбор персонала без автоматизации сегодня невозможен, в ряде случаев хорошо работает использование мобильных приложений для соискателей. Однако для подбора квалифицированных сотрудников применять технологии искусственного интеллекта слишком дорого. Тем более, что балом рынка труда сегодня правят кандидаты.

По оценкам заместителя заведующего кафедрой факультета социальных наук ВШЭ Александра Евдокименко, сегодня можно говорить о не очень понятных трендах на рынке труда. Эксперты отмечают снижение темпов роста производительности труда на фоне улучшения средств труда. То есть автоматизация, внедрение ИТ-технологий и т.п. в результате приводят к тому, что люди работают все хуже и хуже. Причем эта статистика характерна для многих стран. Второй тренд говорит о том, что рентабельность компании напрямую зависит от числа так называемых «вовлеченных сотрудников» — чем их больше, тем лучше. И этот показатель увеличивается год от года. При этом одновременно число вовлеченных сотрудников на протяжении последних 10-12 лет практически не изменяется. Самые вовлеченные ищут такую работу, где им предлагают более интересные комфортные условия. А это означает, компаниям надо думать не только о цифровой трансформации, но и о людях, которые могут реализовывать эти проекты. Тем более, вовлеченные, то есть самые продуктивные сотрудники больше всего подвержены профессиональному выгоранию.

Многие эксперты отмечают: даже используя технологии цифровой трансформации достаточно активно, компании все равно до конца не понимают, как это использовать и к чему это все приведет.

«В результате мы и, наверное, еще сотовые операторы часто знаем про клиента больше, чем он сам, — уточняет Антон Рудь. — Базы данных накоплены колоссальные, но пока нет четкого понимания, что с этим знанием делать». К тому же патологическая зависимость современного человека от электричества и связи не может ни пугать.


*Технологическая сингулярность — гипотетический момент, по прошествии которого, по мнению сторонников данной концепции, технический прогресс станет настолько быстрым и сложным, что окажется недоступным пониманию, предположительно следующий после создания искусственного интеллекта и самовоспроизводящихся машин, интеграции человека с вычислительными машинами, либо значительного скачкообразного увеличения возможностей человеческого мозга за счёт биотехнологий. Вернор Виндж считает, что технологическая сингулярность может наступить уже около 2030 года, в то же время Рэймонд Курцвейл дает 2045 год.

Источник: Наталья Басина, crn.ru