15 октября 2018 г.

Серьёзные лекарственные препараты может выписывать только врач, но БАДы и безрецептурные средства для снятия симптомов — совсем другое дело. Американский гигант онлайновой торговли запатентовал недавно очередную возможность для своего голосового помощника, которая открывает перед цифровым ритейлом поистине новые горизонты. Точнее, открывает перед подобными Amazon мегаритейлерами, а вот их менее масштабным конкурентам существенно усложняет жизнь.

Идея, стоящая за новым патентом, лежит на поверхности. В самом деле: кому как не цифровому помощнику, который непрерывно, весь день напролёт слушает владельца, делать выводы о состоянии здоровья говорящего? На первом этапе Алекса, чьим интерфейсом служат постоянно подключённые к Интернету умные колонки, сможет достоверно определять появление в человеческом голосе нездоровых хриплых ноток, а также идентифицировать шмыгание носом, кашель и общее снижение тонуса, вызванное начинающейся простудой.

И сразу же станет предлагать владельцу включить в очередной пакет покупок призванные снимать симптомы и общеукрепляющие средства: леденцы и сиропы от кашля, порошки для приготовления горячего целебного питья, витаминные добавки. Рекомендации коснутся и пищевых продуктов: Алекса порекомендует приболевшему хозяину заказать вместо привычных замороженных полуфабрикатов куриные грудки и корень имбиря, чтобы он смог приготовить питательный лёгкий бульон.

На первый взгляд, новый патент Amazon попросту автоматизирует услугу, которую способен оказать я любой фармацевт в ближайшей аптеке. Но в том-то и дело, что до аптеки ещё надо дойти, а умная колонка — вот она, всегда рядом и всегда онлайн. По состоянию на февраль 2018 г. 20% американских домовладений уже обзавелись умными колонками, и темпы прироста этого рынка прочно держатся на уровне 5-7% в квартал.

Традиционному ритейлу подобные сервисы угрожают своей непревзойдённой избирательностью. Человек можем сам пока даже не осознать, что заболевает, — а голосовой Интернет-помощник уже рекомендует ему принять сироп от кашля. Причём по умолчанию в список покупок наверняка будет включён сироп той марки, которая предложит мегаритейлеру наиболее выгодные для него условия.

Ситуативное таргетирование продаж — новая тема в розничной торговле, развитие которой в полной мере делают возможными исключительно цифровые технологии. Вслед за средствами для снятия простудных симптомов Amazon планирует рекомендовать и другие товары, отталкиваясь от мгновенного эмоционального и физического состояния пользователей своих умных колонок.

Так, уже известно об интересе к подобным услугам лейблов звукозаписи, — ведь музыка напрямую увязана с эмоциями. Анализируя интонации владельца, умная колонка уже сейчас может с высокой степенью достоверности определять его эмоциональное состояние. И предлагать человеку в печали и меланхолии блюзовые композиции либо музыку для релаксации, а весёлому и радостному — соответствующие его состоянию бодрые напевы.

Компьютерному ритейлу ситуативное таргетирование продаж со стороны умных голосовых помощников вряд ли угрожает. Купить ноутбук или монитор спонтанно, под влиянием мимолётных эмоций, немногие могут себе позволить, особенно в российских реалиях. Но сама идея эмоционально подкреплённого прямого контакта вендора с потенциальным потребителем посредством онлайнового мегаритейлера для классической структуры розничного канала звучит довольно пугающе.

Что лишний раз подтверждает: решение тривиальных задач — малоприбыльный бизнес, который год от года всё ощутимее будет концентрироваться в руках мегаритейлеров. Умным розничным продавцам, стремящимся остаться на рынке, придётся искать индивидуальные подходы к своему потребителю. Самим брать на себя функции умной колонки, которая определяет, что в данный конкретный момент именно у этого вот клиента «болит» — и как ему с этим помочь.

Источник: Максим Белоус, crn.ru