29 октября 2018 г.

Увеличить
Рис. 1. Источник: GfK
Увеличить
Рис. 2. Источник: GfK
Увеличить
Рис. 3. Источник: GfK
Увеличить
Рис. 4. Источник: GfK
Увеличить
Источник: GfK
Увеличить
Рис. 6. Источник: GfK

Большинство россиян разделяет традиционные ценности, не хочет перемен, избегает риска, а также предпочитает свободе спокойную работу, порядок и контроль. Об этом свидетельствует масштабное исследование «Эволюция социостилей в России» за авторством Александра Демидова, известного российского социолога, генерального директора GfK Rus.

С 1997 г. GfK совместно с французским институтом исследования социостилей под руководством Бернарда Шателата изучает жизненные принципы и ценности россиян, используя анкету из 36 дихотомических (подразумевающих лишь два варианта ответа) вопросов. Например, анкетируемым предлагают сделать решительный выбор между моральными и материальными ценностями, отметив как истинное одно из дух утверждений: «больше забочусь о развитии своей личности» — «больше забочусь о том, чтобы зарабатывать деньги». База для каждого из вопросов составляла не менее 2100 респондентов, данные в диаграммах приведены с точностью до единиц процентов.

В целом исследование позволяет сделать не самый ожидаемый вывод: невзирая на все политико-экономические перипетии последних двух десятилетий, ценностные установки россиян на протяжении этого периода остаются достаточно стабильными. Видимые изменения, хотя и носят незначительный по абсолютной величине характер, всё же «направлены в сторону демократизации общества».

Так, разрешая уже упомянутую дихотомию между духовным и материальным, в 2018 г. ровно половина опрошенных выбрала первый вариант (рис. 1), «больше забочусь о развитии своей личности», и столько же отдали предпочтение второму, «больше забочусь о том, чтобы зарабатывать деньги». Всего только год назад духовное с небольшим перевесом преобладало (56% против 44%), а в 1999-м первый ответ был для россиян значительно менее привлекательным, чем второй (40% против 57%).

В дихотомии «нам больше нужна мораль и здравый смысл» — «нам нужно больше комфорта и материальных благ» перевес первого из предложенных ответов над вторым более заметен на всём интервале наблюдений. В 1997 г. морали и здравому смыслу отдавали предпочтение 64% россиян, комфорту и материальным благам — 36%. В 2015-16 гг. преобладание первого над вторым достигло максимума (70% против 30%), но к 2018-му уже чуть сгладилось: 62% против 38%.

Вера в высшие силы вышла на пик в 2014 г.: «верю в Бога» ответили тогда 67% опрошенных, «верю в человека» — 33%. С тех пор баланс между сторонниками обоих вариантов разрешения этой дихотомии поступательно выравнивается. По итогам опроса 2018 г. в Бога верят 55% россиян, в человека — 45%.

Не менее впечатляющими темпами растёт индивидуализм: если в 2015 г. 56% стояли на позиции «предпочитаю жить независимо от общества», а 44% были убеждены, что «нельзя жить вне большой общественной цели», то в 2018-м первых было уже 64%, тогда как вторых — всего 36% (рис. 2).

Как свидетельствует исследование, 71% россиян сегодня выступают за государственный контроль рынка. При этом до 2014 г. в фаворе были как раз приватизация и развитие рынка, но в 2015-м вектор общественных предпочтений ощутимо переменился. Занятно, что на этом фоне увеличивается доля сомневающихся в необходимости тотального контроля над СМИ. Они по-прежнему в меньшинстве, но если в 2011 г. сторонников неподцензурности средств массовой информации было 17%, то в 2018-м — уже 28%.

«Нам нужно больше законов и хорошее руководство», — были твёрдо убеждены 82% россиян в 1999 г., и лишь только 17% считали тогда, что «должно быть как можно меньше правил и ограничений». Доля сторонников первого подхода к 2016 г. снизилась до 58%, второго — выросла до 42% (рис. 3). Однако затем тренд развернулся, и сегодня сторонников сильной руки в России 65%, а либералов (в исходном, словарном смысле этого термина) — 35%.

Как же настроены респонденты двадцатилетнего исследования GfK в отношении технического прогресса? Не самым оптимистичным для ИТ-рынка образом, увы. Хотя сторонников позиции «наука и техника сделают нашу жизнь легче» по-прежнему большинство, 56% опрошенных в 2018 г., в 2001-м их доля доходила до 72%. Голоса тех, кто уверен, что «развитие технологий угрожает свободе личности», звучат всё увереннее: в 2001 г. их было лишь 19%, теперь — все 34% (рис. 4). Вместе с тем несколько неожиданно растёт доля приверженцев технического прогресса: ему отдают предпочтение в 2018 г. 39% респондентов (в 1997 г. таких было 25%), тогда как природе — 61% (в 1997-м — 74%). 60% россиян сегодня считают, что основным приоритетом развития нашей страны должна стать экология.

Значительное большинство россиян было и остаётся конформистами, хотя их доля постепенно снижается. «Следую общепринятым правилам» сказали о себе в 1997 г. 86% опрошенных, а в 2018-м — уже только 75%. Оставались верны своим привычкам в 2001 г. 67% респондентов, искали перемен — 33%; в 2018-м эта пропорция незначительно изменилась на 61% — 39%. Приятной, спокойной работой довольствуются в наши дни 67% опрошенных, и лишь 33% борются за карьерный успех.

Как показало исследование, большая часть россиян предпочитает избегать риска. В то же время до 40% респондентов в 2018 г. считает, что риск делает жизнь более волнующей и полной. Их доля была выше в 90­е годы, в начале 2000­х снизилась и вновь увеличилась за последние три года. Интересно, что большая часть населения России не отличается показным поведением: лишь 32% в 2018 г. стремятся демонстрировать свой успех.

Большая часть населения предпочитает пассивный тип действий активному. Каких-либо серьезных изменений за 20 лет в этом смысле нет, за исключением, может быть, отдельных периодов. В 2018 году мы видим четкий запрос людей на стабильность: «спокойную работу» выбрали 67% россиян (рис. 5).

Социотипы

  • Социотип «Ретрограды» (Re­rootings) характеризуется пассивным восприятием жизни, пессимизмом, разочарованием, потерей ценностных ориентаций, страхом перед будущим, социальной дезориентацией. Этот социотип можно было бы назвать «потерянные, потерявшие корни», но более точно, пожалуй, их характеризует слово «ретрограды». Настолько сильно в этой группе выражены стремление к порядку и стабильности, патернализму, авторитарные тенденции при одновременном недоверии существующим социальным институтам. У них преобладают материалистические, меркантильные ориентации, обусловленные в основном тяжелыми условиями жизни.
  • Социотип «Победители» (Winners) также отличается ценностной дезориентацией, разочарованием, отсутствием социальных надежд и иллюзий. Однако в отличие от «ретроградов» это группа активных амбициозных людей, ориентированных на достижение личного материального успеха без оглядки на общество, социальные ценности и идеологию. Сильно выражены индивидуализм, стремление к личной свободе, неверие в социальные институты. Эта группа ориентирована на быстрое достижение материальных благ без долгосрочной социальной перспективы. Социотип «Традиционалисты» (Traditionalists) как и «ретрограды», характеризуется пассивным отношением к жизни, отсутствием амбиций, скептическим отношением к модернизации общества и социальным новациям. В то же время «традиционалисты» в отличие от «ретроградов» обладают твердой системой традиционных ценностей, верят в общество, социальные институты, глубоко моральны. Этот ценностный потенциал позволяет им более уверенно чувствовать себя в жизни, с большим оптимизмом смотреть в будущее.
  • Социотип «Новаторы» (New­commers), как и «традиционалисты», обладает устойчивой системой ценностей, однако, это скорее ценности завтрашнего дня. Они открыты ко всему новому, верят в общественный прогресс и в общество. «Новаторы» активны, как и «победители», стремятся к успеху, однако в отличие от последних их амбиции не имеют столь эгоцентричного, циничного характера. Моральные ценности преобладают над материальными, социальные надежды и оптимизм — над разочарованиями.
  • Социотип «Истеблишмент» (Establishment) представляет собой группу людей, в наибольшей степени разделяющих демократические ценности — в центре внимания которых человек, его жизнь, честь, достоинство, личная неприкосновенность, свобода, его права. В их мировосприятии наблюдается сочетание индивидуальных свобод и социальной ответственности. Стремление к благополучию, которого они в основном достигли, сочетается с высокими социальными целями и долгосрочной социальной перспективой. По своему образу действий они могут быть как более активны, так и пассивны. Разделяют современные ценности, не отрываясь от традиционных. Отличаются высокой толерантностью, стремлением к гуманистическим идеалам. «Истеблишмент» можно обозначить как наиболее социально устойчивый тип населения.

Исследователи GfK приходят в итоге к выводу, что на уровне «большой картины» социостилей наблюдается медленный разворот общества в сторону более высокой ценности человека, а заодно и рост социального оптимизма (рис. 6). Можно сказать, что российское общество постепенно восстанавливается после травмы 1990­х. Зримые позитивные сдвиги в социотипах следует рассматривать как важный сигнал и для бизнеса, и для социальной политики. Рост доли «традиционалистов» (пассивных, но высокоморальных скептиков), «новаторов»-прогрессистов и разделяющего современные ценности без отрыва от корней «истеблишмента» вселяет немалый оптимизм.

Вместе с тем продолжает оставаться высокой доля «ретроградов» (социотипа респондентов с пассивным восприятием жизни), которые ощущают себя потерянными и обиженными, а также «победителей» — активных и амбициозных, готовых идти к личному материальному успеху напролом, без оглядки на общество. В этой связи очень важны инициативы бизнеса в сфере корпоративной социальной ответственности, а также программы государства, направленные на развитие равных возможностей, социальных лифтов, социального равенства и справедливости.

Источник: Максим Белоус, crn.ru