14 ноября 2018 г.

В нынешнем году Amazon впервые за свою историю нанял не больше, а существенно меньше сезонных рабочих, чем прежде. И вовсе не потому, что не рассчитывает на грядущий всплеск продаж: напротив, менеджмент компании уверен, что с пиковой нагрузкой на склады и логистику помогут справиться роботы.

Накануне «Чёрной пятницы» и сезона предрождественских распродаж гигант мировой Интернет-торговли традиционно нанимает десятки тысяч временных рабочих — иначе его складам не справиться с комплектованием и рассылкой значительно возросшего объёма заказов. Год и два назад таких временных позиций отрывалось до 120 тыс., но в 2018-м Amazon не планирует нанимать более 100 тыс. сезонников.

Всё дело в успешном воплощении начальных этапов программы роботизации складов и логистики, которую компания поступательно разрабатывает и внедряет уже несколько лет. Впервые роботы занялись комплектованием посылок в экспериментальном режиме как раз год назад, накануне прошлого высокого сезона. За этим последовало совершенствование аппаратной части и алгоритмов, и вот теперь Amazon насколько уверена в своих железных помощниках, что готова заместить ими не менее 20% своей потребности в сезонных рабочих.

Важно подчеркнуть, что замена людей машинами происходит в компании именно на тех участках, которые нуждаются во временном усилении. В комментарии, данном агентству CNBC, представитель Amazon указал, что с 2012 г., когда начались работы над автоматизацией наиболее рутинных операций, компания создала в отделениях по всему миру свыше 300 тыс. постоянных рабочих мест.

В настоящее время в 26 центрах комплектования заказов Amazon бок о бок с живыми сотрудниками действуют более 100 тыс. роботов. Принимая на себя наиболее трудоёмкие и тяжёлые операции, машины дают людям возможность исполнять более интеллектуальную работу, успевать за смену больше, меньше уставать — что в долгосрочной перспективе позитивно сказывается на производительности труда.

До начала роботизации складов в 2014 г. цикл click-to-ship — от завершения формирования заказа онлайновым покупателем до отправки собранной коробки в логистическое подразделение — занимал в Amazon 60-75 минут. Это уже может звучать для многих коллег-конкурентов компании как фантастика, но в противном случае она не смогла бы выйти на тот уровень глобального признания, которого в итоге достигла.

Комплектование и упаковка посылки в столь жёстких временных рамках — серьёзный вызов для живых людей, работающих на гигантских складах крупнейшего Интернет-магазина. В прессе и в Сети неоднократно озвучивались жалобы сотрудников на потогонную систему, в сравнении с которой пресловутый конвейер Форда образца 1920-х представлялся безмятежным райским островком. И всё же законы бизнеса непреклонны: те, кто не мог или не хотел организовать свою работу по схожим жёстким принципам, серьёзной конкуренции Amazon составить так и не смогли, — по крайней мера, на её домашнем, американском рынке.

Теперь же, судя по обнародованным Deutsche Bank результатам внутреннего аудита мегаритейлера, роботы в центрах комплектования заказов справляются со сбором и упаковкой коробок в среднем за 15 минут (не без помощи людей, разумеется). При этом роботы перемещаются по складу с нечеловеческой точностью и сами занимают гораздо меньше пространства, чем живые сотрудники. Это позволяет ещё более повысить производительность каждой смены, поскольку увеличивается число одновременно комплектуемых отправлений.

Роботизация центров комплектования заказов — процесс с довольно быстрой окупаемостью. По оценке Deutsche Bank, оснащение одного такого центра автоматизированными помощниками обходится в 15-20 млн долл., тогда как операционные расходы за год вследствие применения роботов снижаются в данном центре примерно на 22 млн долл. Теперь становится понятно, почему Amazon нанимает всё больше постоянных сотрудников: роботы используются, по большей части, для эффективного и быстрого автоматизированного перемещения грузов по складу. На долю людей остаются задачи выбора товаров на полках, аккуратной их укладки в коробку и проверки собранного заказа перед отправкой.

В среднесрочные планы компании уже входит внедрение в процесс сбора заказов гораздо более совершенных роботов — как раз таких, которые сумеют сами отыскать товар на полке, сверяясь с электронной картой склада, убедиться в верности сделанного выбора по штрих-коду на упаковке, оптимальным образом сложить все компоненты заказа в коробку, запаковать её и надписать адрес.

Вот тогда местным властям в городах, где располагаются центры комплектования Amazon, будет иметь смысл всерьёз забеспокоиться о трудоустройстве внезапно высвободившейся рабочей силы. А её конкурентам — о срочном поиске новых источников дохода. О разработке аналогичных по функциональности автоматизированных систем тогда уже поздно будет думать: приступать к их созданию тем, кто намерен остаться на рынке Интернет-торговли, необходимо уже прямо сейчас.

Источник: Максим Белоус, crn.ru