21 ноября 2018 г.

Интегратор цифровых экосистем в составе группы компаний ЛАНИТ — Digital Transformation Group (DTG) и крупнейший производитель и экспортер микроэлектроники в России ГК «Микрон» объявили о старте технологического партнерства. Речь идет о развитии блокчейн-платформы Tracelabel, пилотную версию которой DTG запустила в сентябре этого года. В рамках пилотного проекта «Микрон» поставил DTG партию RFID-меток для маркировки алкогольной продукции премиум-класса.

Напомним, DTG была создана в феврале 2018 года как «центр компетенций по формированию новых бизнес-моделей на базе технологий блокчейн, распределенных реестров и цифровых платформ». Tracelabel создавалась как универсальная прикладная система, которая может быть использована для отслеживания любых товаров как на каком-то конкретном этапе, так и в течение всего «жизненного цикла». Она предоставляет полную и достоверную информацию о происхождении и движении товаров от производителя к конечному потребителю. Разработка основана на технологиях IoT и блокчейн, позволяющих оцифровывать цепочки поставок товаров и объединять данные участников сети в единую экосистему. Для идентификации, аутентификации и безопасной передачи данных о товарах применяются технологии Radio Frequency IDentification (RFID).

Tracelabel по сути является венчурным проектом, система разработана по заказу швейцарской компании Vintage Wines SA., которая специализируется на консалтинге в области защиты интеллектуальной собственности на винном рынке, оптимизации дистрибуции и сопровождении инвестиций в редкие вина. DTG отвечает в проекте за технологическое развитие и обеспечивает продвижение платформы на территории России.

По словам вице-президента ЛАНИТ по цифровой трансформации, руководителя DTG Дениса Реймера, «Tracelabel — это реальный кейс, когда преимущества технологий распределенного реестра приносят очевидные выгоды в сложный и неоптимизированный у многих организаций процесс supply chain. Фактически мы позволяем участникам экосистемы сделать передвижение товара к потребителю прозрачным, оптимизировать общие бизнес-процессы, избежать появления контрафакта и получить ценные знания о предпочтениях покупателя для дальнейшего улучшения товара и дистрибуции».

Основное преимущество Tracelabel, по словам ее создателей, заключается в том, что ее можно использовать как для управления цепочками поставок, так и для маркетинга и персонализированных коммуникаций с потребителями. Применение системы может быть эффективным для направления FMCG, производителей алкогольной продукции, фармацевтических препаратов, предметов роскоши и других товаров, для которых критически важно отслеживание оригинальности происхождения, схемы поставок, условий хранения и транспортировки.

Директор Vintage Wines SA Юлия Кочерова уверяет: «Tracelabel стала для нас следующим шагом в развитии экосистемы участников винного рынка и открыла возможности выхода на смежные направления. Ключевым отличием платформы от существующих систем маркировки и управления цепочками поставок является возможность трансграничного использования. Система объединяет интересы как производителей, открывая для них уникальные знания о всем пути движения своего товара, так и потребителей, защищая их от подделок и некачественной продукции».

Эксперты называют RFID одним из самых простых и эффективных способов сделать из обычной вещи умную. RFID-метки, поставленные «Микрон» для маркировки винных бутылок прямо на производстве, содержат информацию о товаре и производителе. Кроме того, они помогают производителям поддерживать обратную связь с покупателем. По словам Дениса Реймера, главная задача подобной маркировки заключается в том, чтобы защитить бренд от подделки, фальсификации и мошенничества, а также обеспечивает достоверность информации на всех этапах.

В рамках сотрудничества с DTG «Микрон» будет не только поставлять RFID-метки для идентификации, аутентификации и безопасной передачи данных о товарах, но оказывать технологическую поддержку в вопросах интеграции RFID-технологий в разработки DTG — отслеживании жизненного цикла товаров и управление цепочками поставок.

Первый заместитель генерального директора, операционный директор ПАО «Микрон» Виталий Студитских подчеркивает, что в будущем датчики «Микрона» также могут быть использованы для RFID-маркировки фармацевтической продукции, ювелирных изделий, предметов искусства и других групп товаров, нуждающихся в защите от подделок, строгом соблюдении условий хранения и подтверждении подлинности.

Главное отличие Tracelabel от ЕГАИС*, которая, казалось бы, тоже отвечает за контроль качества алкогольной продукции, состоит в том, что ЕГАИС «работает» в интересах государства, а Tracelabel — в интересах производителя и потребителя. Виталий Студитских рассказал, что «Микрон» может производить порядка 55 млн меток в месяц. Цена начинается с 10 руб., при этом «Микрон» способен производить практически весь спектр RFID-меток от самых простых, до самых «навороченных», решать любые задачи заказчика. По его оценкам, у «Микрона» два вида конкурентов: компании из Европы и Америки и китайские производители. Европейско-американские метки зачастую дороже за счет разных «наворотов», которые не всегда нужны. Китайские дешевле, но у них, по словам Студитских, до 50% может составлять брак, и качество товара несопоставимо с российским. «У наших меток цена китайская, а качество — европейское», — заявил Виталий Студитских.

Генеральный директор ПАО «Микрон» Гульнара Хасьянова, оценивая перспективы сотрудничества, подчеркнула: «В блокчейн-системах защита данных и безопасность транзакций являются основополагающим фактором, а применение RFID-маркировки позволяет контролировать процесс на всех этапах, видеть источники данных о происхождении и свойствах товара и отслеживать любые параметры. RFID-метки обеспечивают стыковку физического и цифрового миров точней и надежней других аналогов, что делает их незаменимыми в задачах цифровизации. Вместе с DTG мы будем рады развивать платформу Tracelabel, в которой видим одну из топ-технологий для ретейла».

Денис Реймер рассказал, что во время пилотного проекта была протестирована технология. Сейчас компании обсуждают, как оптимально выстроить процесс конвейера. «Мы проверили все в ручном режиме, сейчас выпустим настоящую партию, которая будет импортирована в Россию, — подчеркнул он. — Все участники цепочки найдены, осталось отладить процесс целиком, от выпуска до продажи».

Сейчас переговоры ведутся с несколькими виноделами Франции. До конца года компания планирует промаркировать порядка 50 млн бутылок, причем поставки будут осуществляться по всему миру. Кроме того, DTG проводит переговоры с российскими производителями других товаров об использовании платформы Tracelabel. Денис Реймер не исключает, что в течение следующего года будет еще множество различных пилотов. При этом получить реальные цифры по выручке и озвучить финансовые результаты проекта можно будет не раньше, чем через год.

«Следует понимать, что цифровая трансформация, о которой сегодня так много говорят, это про выстраивание взаимоотношений с клиентами, говорит Денис Реймер. — Это навыки, которые позволяют в реальном времени понимать, как ваши клиенты взаимодействуют с вашим продуктом, а также извлекать из этих знаний пользу для оптимизации всех этапов своего бизнеса и эффективно выстраивать отношения внутри экосистемы».


* ЕГАИС — Единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции. Система предназначена для осуществления государственного контроля за рынком алкогольной продукции (АП) на территории РФ.

Источник: Наталья Басина, crn.ru