10 декабря 2018 г.

Альберт Лопянскис

При проведении рейтинга «Чемпионы российского ИТ-канала» мы всегда просим участников опроса поделиться своим видением ситуации в канале. Интересно, как меняются модели взаимодействия между вендорами, дистрибьюторами и их партнерами. Что нравится в работе вендоров, что не очень. Какая поддержка нужна партнерам и какой не хватает...

Альберт Лопянскис, генеральный директор компании «Балтик Стайл» (Калининград), написал целое эссе на эту тему. И мы решили опубликовать его полностью.

***

Пишу в воскресенье на работе, вечером, есть очень хочется, а еще надо на пробежку часовую, а за окном офиса темно, холодно и мелкий дождик. Поэтому отвечу быстро, искренне, не редактируя. И, конечно, ответы не всем понравятся.

Какие события у вендоров наиболее сильно повлияли на российский ИТ-рынок и на бизнес вашей компании?

Первая реакция на вопрос: пытаюсь вспомнить, а какие СОБЫТИЯ реально происходили у вендоров? Вспоминаю что-то про увольнение несколько лет назад то ли генерального, то ли председателя совета директоров у НР, про продажу бизнеса по производству ПК и серверов IBM китайской компании и что-то еще такое.

Реально, не могу вспомнить никаких событий у вендоров ни в 2018 г., ни в 2016-17, в голову почему-то лезет 1917. Мне 49, я в своем бизнесе с 25, может это ранний склероз от хронического стресса? Или профессиональная деформация и заявления вендорных маркетологов и VIP-ов просто не воспринимаются сознанием?

О работе вендоров в регионах

А, вспомнил: отмечал с коллегами завершение одной сложной и нужной для нашего региона работы. Хорошо поговорили, они уважаемые мной профессионалы. К слову, обсудили вендоров: НРЕ, Cisco и еще нескольких, всего около десятка, продукцию которых применяли в проекте. Но обсуждали не бренды, а их менеджеров, отвечающих за продажи конечникам. Во мнении были едины, качество их работы падает. Хотя те менеджеры вендоров, с кем работали в обсуждаемом проекте и люди замечательные и в работе очень эффективны. Спасибо им большое, их НЕ МНОГО.

А причин падения качества тут две — с одной стороны, рынок и увеличение количества «сложных» (особенно из госструктур) клиентов, а с другой — собственное «вендорское» начальство. Такое впечатление, что принцип отрицательного отбора руководителей прижился лет пять назад и в российских подразделениях крупных иностранных компаний, а теперь мы пожинаем плоды. Почему я так считаю? Потому что работая на земле и не в одном регионе, я вижу, как уменьшаются рыночные доли ведущих ранее брендов. И причина здесь не в цене продукции, а в отсутствии реальной работы с рынком, с конечными заказчиками и партнерами. И, самое главное, отсутствие прозрачных данных по долям рынка по той или иной продукции в разрезе клиентских групп.

Понятно, что в связи с общей стагнацией рынка в каких-то сегментах в корпоративе остался только госсектор, а там специфические способы продаж, но создается впечатление, что о результатах работы в реальных товарных единицах или о реальной экономической выгоде для клиентов в результате внедрения проектов прежде «говорливые» вендоры говорить не хотят. И, видимо, им не очень хочется общаться с партнерами, т.к. те будут задавать неудобные вопросы.

Пример: Калининград в России сейчас один из лидеров внутреннего туризма, но с 2012 года Путин или Медведев здесь бывают значительно чаще, чем хотя бы руководители среднего звена ряда громких брендов. Кто ездит или наладил эффективное взаимодействие с региональным рынком? «Депо», АРС он же «Шнейдер Электрик», «Евролан», еще пара компаний, вот они и присутствуют на местном рынке и активно продают в результате.

Думаете, другим нет места оттого, что регион небольшой по количеству потребителей и специфичный по географии? А какой регион в России, кроме Москвы или Санкт-Петербурга, не небольшой по населению или не специфичный? В Хабаровске ситуация примерно такая же. Не интересны продажи в регионы, ну так скажите об этом, зафиксируйте изменения в программах и давайте ЭФФЕКТИВНО работать в новой реальности.

О дистрибьюторах

Отдельная тема про дистрибьюторов. Отраслевые или начиная с третьих, четвертых по оборотам на рынке всегда без проблем общаются — как на уровне первых лиц (что часто сильно избыточно для партнеров, кстати), так и на уровне лиц, принимающих решения по нужному вопросу. Но до обычных линейных менеджеров лидеров дистрибуции в этом году просто не дозвониться не только по обычным офисным телефонам, но и по мобильным. Причем не с какой-либо просьбой, а для обсуждения текущих вопросов по срокам поставок или уточнения параметров приобретаемого. С общением по электронной почте та же беда. Ответа по мейлу на вопрос надо ждать 2-3 дня. По-моему, современные технологии придуманы для ускорения коммуникаций, а не для того, чтобы спать «в облаках».

Про то, что предлагаемые одним из лидеров дистрибуции начальные финансовые условия для реальных контрактов (сейчас не стоит меня относить к категории «вечно жалующихся дилеров», не тот случай) не соответствуют рынку на 5-10%, знают многие, но мы пока не понимаем — это желание на что-то дилерам намекнуть или приглашение к разговору? Если приглашение, то уважаемые коллеги, поймите, время нынче дорого и при наличии альтернатив на пустые разговоры тратить его смысла нет.

Хотя уменьшение конкуренции среди дистрибьюторов и общая ситуация на рынке вынуждает нас размещать заказы осторожно, но попытки заработать на нас сверх рынка или необъясняемая цена услуг запоминаются надолго и ничего хорошего в дальнейшем не принесут для сотрудничества.

А так всё по-прежнему хорошо. Кто умеет и хочет, работают. Кто почему-то ждал «манны небесной» и не понимал, где находится, уехали или их «вышли» из бизнеса. Вот, пожалуй, и все про новости 2018-го.

Источник: crn.ru