18 января 2019 г.

Существенные изменения происходят на рынке телевизоров, большинство из которых сегодня являются полноценными smart-устройствами. Растет интерес к телевизорам, увеличиваются их продажи растут. Сейчас рост сегмента превышает ожидания, что весьма интересно.

Аномальный пик

В этом году рост продаж телевизоров в ноябре по сравнению с октябрем составил почти сто процентов! Такие данные были приведены РБК со ссылкой на собственные исследования компании АТОЛ. Аналитики связывают это с каникулами, считая, что таким образом россияне готовятся к длинным новогодне-рождественским выходным, в которых телевизор традиционно играет важную роль. Российские продажи телевизоров обычно вырастают к концу года. Но обычно прирост в натуральном выражении обычно составляет около двадцати процентов в ноябре по сравнению с декабрем, но сейчас рост составил 94%, превысив традиционные показатели впятеро. Интересно, что продажи в ноябре, как оказалось, почти на треть превысили суммарные продажи в мае-июне, когда рынок ожидал бума интереса к телевизорам, вызванного Чемпионатом мира по футболу, проходившим в Москве.

Заметим, что не все игроки рынка отмечают настолько сильный рост продаж. Например, представители «М.Видео-Эльдорадо», отвечая на вопросы ТАСС, хотя отметили более сильный, чем в предыдущие годы, рост продаж телевизоров в ноябре по сравнению с декабрем, но при этом говорят о росте в тридцать процентов, что, конечно, тоже хорошо, но заметно меньше 94%, которые получены аналитиками компании АТОЛ. Возможно, причины столь сильного расхождения могут быть вызваны тем, что АТОЛ, являясь производителем касс для интернет-магазинов, анализировал продажи только онлайн-продажи, но, с другой стороны, вряд ли картина в сегменте настолько отличается при переходе из виртуальных магазинов к реальным. Выборка по виртуальным магазинам у АТОЛ достаточно репрезентативна: анализируемые данные получены от тринадцати тысяч касс, обслуживающих интернет-магазины Рунета, что охватывает около семидесяти процентов национального рынка e-commerce в рознице, но при этом фиксированы только покупки, оплаченные банковскими картами.

Предпочтения россиян

Средний чек составил 26,7 тыс. руб., по данным исследования АТОЛ. Наиболее востребованными моделями стали телевизоры с диагоналями 32-40 дюйма, предпочтения таким устройствам отдали порядка трети покупателей, по данным АТОЛ. На втором месте — маленькие телевизоры, с диагоналями 22-24 дюйма, которые занимают пятую часть продаж. На третьем — 55 дюймов, которые контролируют 11,5% сегмента.

Однако, топ лидеров по данным исследования АТОЛ выглядит несколько странно. Наличие в тройке самых продаваемых моделей таких грандов как Samsung (15,5%) и LG (14,2%), вполне предсказуемо, а вот наличие на первом месте бренда Telefunken (18,5%) — причем с существенным отрывом от азиатских вендоров — несколько удивительно. Замыкают пятерку лидеров телевизоры под марками Supra (10,3%) и Soundmax (6,8%). Как видно, пятерка лидеров 65,3% рынка, то есть продукцию остальных марок можно отнести к категории «прочие».

Чем вызван бум?

Пока непонятно, чем именно вызван настолько сильный рост продаж телевизоров в конце прошлого года. Представители АТОЛ объясняют это грядущим переходом на цифровое вещание. Однако, к такой интерпретации скептически относятся представители «М.Видео-Эльдорадо», которые совершенно справедливо делают акцент на том, что переход не требует покупки нового телевизора, существует более бюджетное решение: обойтись DVBT2-приставкой к уже имеющемуся. Приставка, которая обойдется менее тысячи рублей, что в разы дешевле покупки нового ТВ. Наблюдаемый тридцатипроцентный рост против традиционного двадцатипроцентного, по мнению представителей федерального ритейлера, может быть объяснен увеличением популярности масштабных распродаж, в том числе, таких как «Черная пятница» и «Киберпонедельник», которые пришлись на указанный период.

Возможно, что это увеличение продаж — его наличие признают все, хотя расходятся в оценке размера — естественная реакция россиян на возможные экономические трудности, которые могут наступить в ближайшее время во многих семьях. Финансовые проблемы, как ни странно, по мнению аналитиков, приводят к возрастанию интереса к телевизорам как к устройствам: именно «голубые экраны» они становятся центрами домашних развлечений, которые у многих по понятным причинам превалируют над развлечениями «коммерческими» — путешествиями, посещениями театров, кинозалов и т.д. Причем речь идет не только о просмотре телеканалов, но также о фильмах и сериалах из онлайн-кинотеатров, выводе на большой экран изображений игр (как с ПК, так и с приставок) или пользовательского контента (самостоятельно сделанных фотографий, видеороликов и т.д.).

Что это значит для ритейла

Для ритейла крайне важно, что рост продаж присутствует, причем это не флуктуация, а проявления некой динамики в пользовательских предпочтениях россиян. Причины изменения предпочтений еще предстоит осознать, но ритейлу уже сейчас надо использовать открывающиеся возможности.

Кроме того, телевизор можно предлагать как «сопутствующий товар» к игровым приставкам и геймерским компьютерам, в том числе, и системам для бизнес-гейминга (об этом направлении СRN/RE писал в конце прошлого года). Можно поступать и наоборот, предлагая опции к телевизору, а в таком качестве могут выступать как игровые решения, так и, например, современные аудиосистемы.

Разумеется, телевизоры продолжают свое развитие как устройства. Традиционно происходит прирост яркости/цветности/контраста, но на этом останавливаться не будем, так как ничего революционного в этом отношении за последнее время не произошло. Однако любопытные тенденции присутствуют в подходах «скрещивания» телевизоров с голосовыми помощниками, в изменении возможностей smart-начинки, дизайне и т.д. Идет активный переход от FullHD к UltraHD, появляются уже модели с 8К-экранами, причем собираемые в России! Но обо всем этом мы поговорим в следующий раз.

Источник: crn.ru