25 января 2019 г.

Дмитрий Алексеев

«Я думаю, что не надо придавать особого значения этой сделке, для нас это не весть какая покупка: оборот „Кея“ составляет примерно 1% от оборота ДНС. И я бы на месте игроков рынка никакой большой стратегии в этом событии не искал», — так Дмитрий Алексеев, генеральный директор компании ДНС, прокомментировал нашему изданию недавнее приобретение розничного бизнеса компании «Кей».

Более подробную информацию о сделке стороны не разглашают*. А в ответах на дополнительные вопросы о ее деталях ограничиваются официальной информацией, размещенной на странице Facebook руководителя ДНС. Согласно этой публикации, «...условия сделки подразумевают, что для клиентов и сотрудников Компании „Кей“ изменения пройдут максимально незаметно. ДНС будет поддерживать гарантию на ранее приобретённую технику. Магазины продолжат свою работу. Сделка будет закрыта до конца первого квартала 2019 г. Со временем магазины будут перестраиваться и переходить под бренд ДНС».

Если говорить более конкретно, то согласно информации, появившейся у других авторов этой соцсети, магазины «Кей» будут работать до 18 марта.

Пересказывать то, что уже было написано об этой сделке новостными порталами, не имеет смысла. Нас же в очередном приобретении одного розничного бизнеса другим, заинтересовал не столько сам факт покупки, сколько общие тенденции рынка.

Хотя не будем скрывать, и по факту покупки у нас осталось много вопросов без ответа. Например, что же все-таки купили? Бренд? Вряд ли. Многое говорит за то, что название «Кей», скорее всего, не сохранится. Торговые площади, к которым уже протоптана народная тропа? Но далеко не все они были в собственности Питерского ритейлера, а те, которые и были, будут ли они удовлетворять формату магазинов нового владельца? Специалистов? Тоже вопрос спорный — хотя в своих постах и комментариях к ним Дмитрий Алексеев утверждает, что ДНС готова принять всех сотрудников «Кея», более того, есть информация, что дальневосточный ритейлер планирует и дальше расширять присутствие в данном регионе, так что работы хватит всем. Но, все-таки стоит помнить, что у нас не крепостное право, и специалисты вольны не принять условия нового работодателя.

Увы, как уже было сказано выше, получить ответы на эти вопросы от участников сделки, нам не удалось. Зато удалось узнать, что же происходит в российском ритейле, что после такого количества громких слияний и поглощений, о которых говорили весь 2018 г., 2019-ый начинается с новости об уходе с рынка еще одного заметного игрока?

Дмитрий Алексеев ответил на этот вопрос так: «На рынке постоянно что-то происходит. И каждый раз нам всем приходится придумывать какие-то слова, чтобы это объяснить. Но ни какие красивые, звучные определения, даже самые правдивые, все равно не смогут описать всю ситуацию. Поэтому в данном случае, пожалуй, ближе всего к истине будет следующее. Как это ни прискорбно, но такой формат бизнеса, как чистая компьютерная розница, первооткрывателем и одним из самых ярких представителей которого, несомненно была компания „Кей“, и в котором долгое время работала ДНС, в России перестал существовать. „Умирания“ этого формата начался задолго до приобретения нами магазинов „Кей“. Но это естественный процесс. Рынок постоянно меняется, и кому-то удается адаптироваться к этим изменениям лучше, а кому-то хуже».

Интересно, что сообщение о данной сделке вызвало у пользователей Facebook весьма противоречивые чувства: одни злорадствовали по этому поводу, другие — наоборот, грустили, что с рынка уходит один из старейших и крупнейших представителей ИТ-розницы Северной столицы, и вспоминали о старых добрых временах...

Да и сам «покупатель» в еще одной своей публикации признался, что переход магазинов «Кей» к ДНС — повод немного поностальгировать и подумать о тенденциях: «Рынок электроники очень динамичный. Из трех сегодняшних столпов — Бытовая Техника (домашняя электроника), Компьютеры (цифровая техника), Смартфоны (мобильная электроника) — два родились и окрепли на наших глазах. Немудрено, что при рождении новых сегментов порождались новые сегменты и форматы розницы. „Кей“, „Полярис“, „Белый Ветер“ в компьютерах, „Евросеть“, „Связной“, „Цифроград“, DIXIS в сотовой связи.

... „Партия“, „Мир“, „Эльдорадо“, „М.Видео“ — рынок бытовой техники так динамично развивался, что им просто некогда было отвлекаться на какие-то компьютеры. Только это позволило маленькой компании из Владивостока вскочить в последний вагон уходящего поезда российской розничной торговли.

А сейчас рынок изменился. Во-первых, он уже давно не растет теми темпами. А, во-вторых, изменилась сама электроника. Чем сейчас современный компьютер отличается от смартфона? А что из традиционной бытовой техники осталось не цифровым?

Эти тенденции и привели к тому, что рынок стремительно укрупняется и деление по сегментам перестало быть актуальным. С уходом с рынка „Кея“ перестал существовать сегмент „Компьютерной Розницы“...».

Поностальгировать действительно есть о чем. Компьютерная розница росла и становилась отдельным сегментом рынка буквально на «глазах» нашего издания. Прекрасно помню, как продавцы компьютеров, собиравшие их своими руками и на коленках, стали постепенно спускаться из квартир на вторых третьих этажах жилых домов и выползать на поверхность земли из подвалов, как стали организовывать небольшие шоурумы, а потом и — торговые залы, как стали появляться вывески «Компьютеры», как ценники с постоянной ценой в рублях пришли на смену многостраничным прайс-листам в у.е., как компании начинали формировать постоянный ассортимент и брать продукцию на склад, как понимали, что клиенту важно не только продать, но и в случае каких-то проблем, оказать грамотную сервисную помощь.

Помню, как уже более менее сформировавшиеся розничные продавцы решили привлечь банки для кредитования покупателей компьютерной техники, и как в итоге резкий скачок продаж перерос в затяжной «провал» рынка: закредитованные покупатели еще долго не могли позволить себе купить что-то «компьютерное».

Компьютерная розница, как и любое живое существо, росла, делала ошибки, училась на них, развивалась. Игроки рынка старались «повысить стандарты обслуживания клиентов», изучали опыт зарубежных ритейлеров и внедряли его в нашей стране.

Помню, как руководитель одного субдистрибьютора (и ритейлера по совместительству) рассказывал об инспекциях магазинов своих партнеров: «Я им: «Ноутбуки на полку выставляйте открытыми, а не сваливайте штабелями. Мониторы включите и разверните к покупателю экраном, а не торцами». А они мне: «У нас места для этого нет. „Торцами“ и „штабелями“ у нас по 20-30 штук на полку помещается, а по-твоему — максимум 5! Это вы там, в центре, всякую ерунду придумываете, а мы тут с реальными покупателями работаем. И у нас они и так купят. Если кто-то захочет посмотреть — достану и покажу. Но, обычно, не хотят: сами они в технике не разбираются, просто спрашивают „хороший или нет“, и верят моему ответу, или просят „такой же как у соседа“».

Нынешние ритейлеры могут только мечтать о таких чудесных покупателях. Очень уж сильно за это время клиенты поменялись. Да, и рынок наш стал другим. И вот пришло время для того, чтобы, как сказал Дмитрий Алексеев, признать, что чисто компьютерной розницы в нашей стране больше не существует. Она умерла, так как стала больше не нужна как самостоятельный формат. А ведь долгое время компьютерная розница не видела опасности в тех, кто, по сути, ее и убил — в новых на тот момент игроках рынка — супермаркетах по продаже бытовой техники.

Прекрасно помню времена, когда еще очень молодой бренд «Эльдорадо», выходя в регионы, начал выставлять в своих салонах не только чайники и холодильники, но и небольшое количество десктопов. И после этого, на протяжении почти пяти лет, общаясь с представителями региональных розничных компьютерных компаний, я слышала их презрительное: «„Эльдорадо“ и компьютеры? Да что они продать-то смогут? Их продавцы никогда не будут разбираться в компьютерах так глубоко, как мы, у них же знаний о компьютерах не больше, чем о стиральных машинах». Ох, как недальновидны были эти заявления.

И, конечно, когда видишь, как «неумение разглядеть будущее» медленно, но верно приводит к смерти не только целого сегмента рынка, но и конкретных его игроков, хочется обзавестись магическим шаром, с помощью которого можно узнать, что же нас ждет, куда будет двигаться наш рынок?

«А кто же знает, — отвечает в своей публикации Дмитрий Алексеев. — Мне все так же кажется, что России нужна еще одна федеральная сеть БТиЭ, но пока шансов на ее появление не много. В самой большой зоне риска находятся средние и небольшие сетки. С одной стороны — на них будут давить федеральные компании, с другой — компании, работающие в специализированных нишах.

Ну и маленький прогноз: мы еще увидим, как „М.Видео“ откажется от бренда „Эльдорадо“. Нет никаких логичных оснований, чтобы тащить две торговых марки**».

Что же касается наступившего года, то, по его мнению, в 2019-м на российском розничном ИТ-рынке, скорее всего, ничего сногсшибательного не произойдёт. «Сейчас ни нам, ни „М.Видео“ уже нет никакого смысла кого-то ещё покупать. Что касается „Кея“, то я с большим уважением отношусь и к самой компании, и к ее основателю, Михаилу Иващенко. И мы просто смогли договориться с ним о сделке, которая всех устроила. И представить, что в ближайшее время произойдет еще что-то подобное, мне сложно. Вообще за всю историю ДНС подобных сделок по приобретению чужих магазинов было очень немного. И мы на такой путь развития никогда не ориентировались. Всегда развивались собственными силами».

И это правда. В истории ДНС сделок по слиянию и поглощению — единицы. И по странному стечению обстоятельств, одной из самых ярких из них стало приобретение бизнеса компании «Компьютерный мир», которая долгое время была основным конкурентом «Кея». Но тогда, в 2014 г., этот шаг дальневосточного ритейлера был более чем оправдан. Две розничные сети («Кей» и «Компьютерный мир») «держали» рынок Санкт-Петербурга настолько плотно, что представителям других регионов зайти на него было практически невозможно. Да и все мало-мальски крупные локальные конкуренты с него тоже постепенно ушли. Таким образом, приобретая «Компьютерный мир», ДНС не только устраняла одного из «стражей» рынка, но и получала доступ в регион: 21 магазин в Санкт-Петербурге и еще 13 — в других городах, преимущественно на Северо-Западе. Тогда, по оценкам специалистов, эта покупка сразу же увеличила оборот ДНС почти на 5%.

Но вот зачем спустя почти пять лет компании из Владивостока понадобилось покупать бизнес «Кея»? Выход на рынок региона у ДНС давно открыт (только в Санкт-Петербурге, согласно данным с официального сайта компании, ритейлер открыл 65 магазинов — 40-DNS, 23-DNS Гипермар и 2-«Технопоинт»), да и заметно прирасти за счет бывшего конкурента уже не получится — на момент сделки Кей владел 20 магазинами в столице Северо-Запада и 8 в регионах.

Но если коммерческая составляющая сделки не так очевидна, то, может быть, все дело в уважении к памяти той самой компьютерной розницы, с которой все эти компания и начинали свою работу? Ведь если она, компьютерная розница, жила ярко и достойно, то надо сделать все, чтобы и уйти из нашего мира она тоже могла достойно.

*Более того, к моменту публикации статьи Михаил Иващенко, генеральный директор компании «Кей», не ответил на просьбу редакции дать комментарии.

**Еще одно косвенное подтверждение того, что бренда «Кей» на нашем рынке больше не будет.

Источник: Светлана Белова, crn.ru