30 января 2019 г.

Вендоры, поставляющие IoT-решения — от бытовых до промышленных — должны оперативно обеспечить еще одну степень локализации своей продукции, обеспечивающей устойчивую работоспособность даже в условиях введения масштабных блокировок. С одной стороны, это создаст определенные проблемы и приведет к дополнительным затратам, которые лягут на пользователей и, возможно, на канал. С другой стороны, создаст дополнительный барьер для «серого импорта», что актуально для канала, особенно сейчас, когда трансграничная торговля набирает обороты и оказывает существенное давление на игроков локального рынка.

Внимание к данной проблеме опять привлекла следующая ситуация: пользователь smart-бойлера Ariston сообщил о пропаже доступа к дистанционному управлению IoT-девайсом, причем это было вызвано новыми ограничениями в доступности группы IP-адресов для пользователей российского сегмента Интернет. Ничего драматичного не произошло. Разумеется, в результате блокировки не возникли риски выхода котла на нештатные режимы работы, пожара и взрыва не возникло, защита от такого реализована на уровне устройств. Управление тоже не потеряно полностью — всегда можно переключить режимы с панели самого устройства.

Однако ситуация все равно неприятная, нервирует владельцев IoT-девайсов и снижает доверие к IoT-решениям в целом всех пользователей, как частных, так и корпоративных. Для последних появление вероятности потерять управление устройствами крайне неприятно и в условиях работы сложных систем, в принципе, может привести и к авариям. Возникает ситуация, в которой свое слово нужно сказать вендорам, точнее, их российским представительствам.

Как и было сказано выше, необходима дополнительная степень локализации продукции, имеющей IoT-компоненты. В данном случае под «локализацией» подразумеваем не локальную сборку, а некоторый комплекс инфраструктурных решений, который обеспечил бы работоспособность устройств даже в условиях масштабных интернет-блокировок. Наиболее очевидным решением является размещение служебных серверов на территории РФ и, соответственно, внутри Рунета, но возможны и другие технические решения, находящиеся в правовом поле. Но определенные действия со стороны вендоров становятся явно необходимы.

Заметим, что ничего принципиально нового в ситуации нет, локализацию продукции вендоры производили и ранее, причем шаг за шагом, уровень за уровнем. Необходимость локализации, заметим, была вызвана в разное время разными причинами — от конкуренции как «межвидовой», так и с «серым» рынком, до появления новых требований национальных регуляторов. Работавшие на рынке в девяностых помнят, как вилки на силовых кабелях офисного оборудования — «европейские», а то и «британские»! — не подходили к российским розеткам, сначала проблему решали, предлагая с техникой соответствующие переходники, но потом ее решили на уровне вендоров. Потом аналогичные проблемы возникали с языками на панелях управления (хорошо, если там был английский, но иногда оказывался болгарский или даже финский!), с поддержкой кириллических шрифтов на уровне firmware, с лицензированием частот на телефонах — как сотовых, так и с удаленной трубкой — и т.д. Но все эти проблемы были решены, равно как и требования обязательного наличия русскоязычных инструкций, сервисной поддержки по всей территории страны и т.д.

Будет решена и проблема с обеспечением доступности IP-адресов, используемых IoT-оборудованием. Разумеется, эта локализация потребует каких-то затрат, но вряд ли значительных — требуемые сервисы являются высоконагруженными, поэтому не требуют разворачивания мощной инфраструктуры, а вполне могут быть развернуты в «облаках» у национальных поставщиков cloud-решений. Разумеется, производители и канал, в конечном итоге, данные затраты переложат на потребителей, но соответствующее повышение цен не будет драматичным, а скорее всего даже не будет замечено, так как окажется скрыто в приростах, определяемых иными факторами.

Важно, что наличие такой локализации послужит развитию рынка. Крупные производители IoT-решений, заинтересованные в российском рынке и в российском же канале, проблему решат без особых усилий. А вот мелкие компании, здесь не присутствующие, а поставляющие соответствующее оборудование через площадки, ведущие трансграничную торговлю, о локальных проблемах российского рынка, скорее всего, даже не узнают. В результате продукция «белых» поставщиков окажется предпочтительней для локального покупателя, так как у нее не будет рисков, наличествующих у nonane-решений.

Источник: Редакционный материал