11 июля 2019 г.

О рынке телевизоров мы писали совсем недавно, но на нем начали происходить масштабные изменения. Стало доступным массовое производство панелей больших диагоналей, на что быстро отреагировали вендоры (их стало больше), покупатели (они стали активнее) и цены (они стали снижаться). Влияние на рынок этого обстоятельства оказалось существенно сильнее различных технологических новаций, о которых CRN/RE писал недавно. Быстрый рост диагоналей привел к возникновению целого каскада проблем на рынке. Но, как обычно, проблемы для одних становятся шансами для других.

Почему это важно для российского ритейла

Просмотр телевизора является любимым видом досуга россиян — 53% опрошенных «Левада-центр» ежедневно смотрят фильмы и/или сериалы, что с существенным отрывом опережает другие развлечения по популярности у наших соотечественников. Спрос на телевизоры в России растет: российские продажи за январь-апрель 2019 г. показали рост на 9% год к году, причем как в денежном, так и в натуральном выражении, по оценкам аналитиков «М.Видео-Эльдорадо».

Россияне активно скупают телевизоры, заменяя имеющийся парк моделей на устройства с бОльшими диагоналями и бОльшим разрешением. Продажи моделей с большими диагоналями стало расти ударными темпами, даже в российских реалиях.

«Продажи в сегменте 55+ растут в среднем в полтора раза в год, в то время как продажи супербольших ТВ — с размером диагонали 75+ — в 2018 году выросли более чем в два раза», — говорит Денис Тырышкин, руководитель группы маркетинга телевизионной техники управления маркетинга продукции компании Sony Electronics в России и СНГ.

Напомним, что большинство телевизоров сегодня — smart, поэтому они являются нативными товарами для цифрового ритейла. Сказанное справедливо даже для нижнего ценового сегмента, о чем мы поговорим ниже. Бюджетные телевизоры по понятным причинам являются массовым товаром, хотя «по деньгам» для реселлеров наиболее интересны топовые модели с разрешением 8К.

Нужно новое разрешение! Зачем!?

На российском рынке появились модели с разрешением 8К (7680×4320 точек), которые начали активно двигать ключевые бренды сегмента телевизоров — Sony, Samsung и некоторые другие. На первый взгляд, выход таких моделей — нонсенс. Даже UltraHD-контента, с разрешением 4К, крайне мало! Количество фильмов и телеканалов, доступных в этом качестве, можно пересчитать по пальцам, в большинстве случаев зрителю приходится довольствоваться апскейлинговой картинкой. С контентом 8К ситуация еще более удручающая.

Однако у индустрии просто нет другого выхода: причина активного продвижения топовых моделей с 8К-матрицами в том, что рост диагоналей «обогнал» рост разрешений, в результате на старших и наиболее интересных решениях плотность пикселов оказывалась недостаточно высокой, что негативно влияло на продажи. А требования рынка растут, люди требуют от вендоров новых «теликов» со все большими экранами! Чтобы продвигать модели с диагоналями под сотню дюймов — а производство освоило массовый выпуск таких гигантов — вендоры просто вынуждены переходить от 4К к 8К, что мы и наблюдаем.

Конечно, 8К-телевизоры пока очень дороги — цена новинок приближается к миллиону рублей — и поэтому присутствуют в топовом сегменте, но они уже начинают воздействовать на рынок в целом.

Что происходит на рынке?

Идет снижение цен. Новинки верхнего ценового сегмента оказывают давление на UltraHD-модели, телевизоры даже с крупными диагоналями, являвшиеся топовыми еще совсем недавно, стремительно дешевеют, что, в свою очередь, давит на бюджетный сегмент, который становится все более доступным.

Снижению цен способствует появление новых вендоров. На российский рынок выходят китайские компании, еще недавно нам неведомые, но в мировом рейтинге уверенно входящие в десятку крупнейших, вендоры-неофиты, недавно рискнувшие начать экспансию в сегмент, и даже федеральные торговые сети, рискнувшие начать производство бытовой техники под private label.

Как это выглядит в деталях

В прошлом году начал официальные продажи телевизоров на российском рынке Skyworth, вендор, занимающий шестую строчку мирового рейтинга в рассматриваемом нами сегменте. Вендор дебютировал с четырьмя моделями, диагонали которых очевидны из индексов — 55G2A, 43E2A, 40E20 и 32W4. Все модели — smart, построены на платформе Android, хотя самая младшая по разрешению не дотягивает даже до FullHD. Цены были великоваты — старшую модель предлагали по 49990 руб., но цена ее упала до 39990, в настоящее время на нее предоставляют существенную скидку от новой цены, причиной чему, возможно, появление у нас линейки телевизоров Xiaomi.

Xiaomi, начавший выпускать TV совсем недавно, вломился в сегмент телевизоров на российском рынке в начале лета с тремя моделями (на фото). TV 4A с экраном 32 дюйма стоит 9999 руб., что сравнимо с бюджетным смартфоном! Mi TV 4S с диагоналями 43″ и 55″ предложены рынку по цене 19999 и 29999 руб. соответственно. Правда, указанные цены действительны до августа, после чего новинки заметно подорожают — предварительно, 11999, 29999 и 39999 руб. Все модели, разумеется, smart-TV. В качестве платформы выбран все тот же Android, поэтому приятные «фишки» в виде голосового интерфейса и поиска присутствует. Отрадно также, что вендор адаптировал телевизоры для российского рынка, предустанавливая клиенты локальных сервисов. У старших моделей честное UltraHD-разрешение, но у младшей ультра-бюджетной не дотягивает даже до FullHD.

Однако в самом низком ценовом сегменте требования к разрешению у россиян совсем невелики. «М.Видео-Эльдорадо» начал продажи бытовой техникой под собственным брендом Hi, в линейке на момент запуска присутствовали 9 моделей с диагоналями от 23 до 42,5 дюймов по ценам от 7 999 до 17 999 руб., причем даже старшая была лишь с разрешением FullHD. Правда, достаточно быстро появилась модель с UltraHD-экраном диагонали 55«, по существенно более высокой цене, чем остальная линейка — 29999. Но и эта цена, по которой сеть-вендор предлагает свою топовую модель, существенно ниже предложений на рынке с аналогичными базовыми параметрами.

Итак, уже сейчас UlltraHD-телевизор с диагональю 55 дюймов доступен по цене смартфона среднего уровня, а дальше все будет еще интересней. Разумеется, россияне будут активно апгрейдить свой парк телевизоров.

Что это значит для ритейла

На данный момент не все «неофиты» работают через канал — Skyworth зашел через Tmall. Hi, как мы отмечали, является private label. Из новинок относительно широко доступны только телевизоры от Xiaomi. Способна ли политика новых вендоров изменить рыночные доли, контролируемые разными производителями? Не факт, слишком прочны позиции у вендоров из локального «Тор 3».

На российском рынке сейчас представлено около 20 брендов телевизионной техники, при этом основной спрос приходится на устройства Samsung, Sony и LG, которые «на троих» контролируют около 60% локальных продаж в натуральном и около 80% в денежном выражении, по оценкам «М.Видео-Эльдорадо». Однако новые предложения и активность новых вендоров будет способствовать усилению рыночной динамики. К росту локального рынка телевизоров к осени, а тем более к сезону зимних распродаж нужно быть готовым всем игрокам канала.

И это только начало — производители обещают в ближайшем будущем ввести в эксплуатацию новые производства по выпуску панелей для телевизоров. Например, LG Display объявила, что в августе 2019 года заработает на полную мощность, ее новое предприятие в провинции Гуанчжоу, что позволит увеличить поставки дисплеев премиум-класса. Напомним, что LG Display остается единственным в мире поставщиком крупноформатных OLED-панелей для телевизоров, которые у компании закупают полтора десятка производителей телевизоров, среди которых кроме «сестринской» LG Electronics, присутствуют Sony, Toshiba, Skyworth, TCL и Panasonic и другие.

Доступность телевизоров с крупными экранами повлечет за собой изменения и в других сегментах. В настоящий момент этот процесс уже повлиял на рынок кинопроката. В прошлом году российский рынок кинопроката просел на 6,2%, по данным Фонда кино (что связывали с чемпионатом мира по футболу, «отвлекавшему» зрителей от кинотеатров, с недостатком зрелищных релизов и т.д.), в этом году по итогам первого полугодия наблюдаем рост (на 4,7%), но прошлогоднее падение преодолено не будет. В мировом масштабе кинопроизводители бьют тревогу — большие телевизоры при наличии стриминговых сервисов давят на кинопрокат. История с кинопрокатом, разумеется, не канальная, но весьма показательная — на ее примере хорошо видно, как быстро и сильно меняются пользовательские предпочтения. Последнее приведет к изменениям в продаже разных цифровых товаров, но об этом мы поговорим чуть позже, когда соответствующие тренды начнут реально проявляться.

Источник: crn.ru