18 июля 2019 г.

Продажи клиентских устройств падают, однако растут глобальные расходы на информационную и компьютерную технику. Как это понимать и что делать в соответствующих условиях локальным игрокам рынка?

Хорошие новости

В ближайшие годы ожидается умеренный рост глобальных расходов на ИКТ — порядка 4% за год, по данным IDC. Примерно 60% соответствующих трат приходится на корпоративных заказчиков, остальное — на частных лиц. Это является основанием для умеренного оптимизма как для вендоров, так и для ритейлеров.

Но рынок действительно переживает непростые времена: происходят заметные структурные изменения, которые нужно понимать компаниям даже при выстраивании среднесрочной стратегии.

«Где пусто, а где густо»

Положительная динамика затрат на ИКТ, по данным Gartner, сильно зависит от типа потребителей. Например, покупки компаний, занимающихся предоставлением «профессиональных услуг», растет чуть ли не вдвое быстрее рынка — на 7% в год, при среднем росте рынка, напомним, только в 4%. К бизнесам по оказанию «профессиональных услуг» относятся, в частности, провайдеры «облачных» сервисов, развитие которых в современных условиях идет ударными темпами. Хорошие показатели должны продемонстрировать в этой области розница, производство и медиа, темпы роста которых составят порядка 5%, по мнению аналитиков Gartner. Однако крайне медленный рост технологических бюджетов будет у органов власти, в оптовой торговле и в строительстве. Напомним, что цифры приведены для глобальных продаж, а в локальных условиях могут быть несколько иными — например, в российских реалиях доля госзакупок по понятным причинам растет.

Интересную динамику можно наблюдать по типам устройств. К происходящему в нишах следует относится с особым вниманием.

Продажи традиционных устройств падают

Ожидаемое падение глобальных продаж вычислительной техники составит 3,3%, по данным Gartner, причем исследователи включили в это количество настольные и мобильные ПК, планшеты и смартфоны. Будет реализовано 2,2 млрд компьютерных устройств, что на 75 млн. меньше, чем в прошлом году.

Причина проста: несмотря на развитие технической части девайсов, значительное количество пользователей не видит мотиваций для замены новинками имеющихся устройств. В результате срок жизни устройств растет, а продажи, предсказуемо, падают. Свой вклад в этот тренд вносит популяризация «облаков» (даже устаревшие устройства могут быть эффективно использованы в качестве терминалов для доступа к cloud-сервисам), а также HaaS, позволяющий компьютеру служить гораздо дольше за счет смены профиля использования (например, сначала высокопроизводительной станцией, потом офисной «рабочей лошадкой», а потом и вышеупомянутым терминалом).

Где же тут основания для оптимизма? Однако таковые присутствуют, если посмотреть на проблему шире.

ПК: сохраняем позитив

Осторожный оптимизм аналитики испытывают по сегменту традиционных компьютеров, прогнозируя рост от 1% до 5% — причем разница не столько в степени оптимизма, сколько в используемой классификации устройств (о чем CRN/RE писал). Тренд на рост требований к вычислительной мощности локальных устройств продолжается. Причем он настолько мощный, что будет толкать сегмент традиционных ПК, который будет расти практически со средней скоростью ИКТ, что на фоне общей с клиентскими устройствами выглядит вполне позитивно.

EDGE: смотрим шире

Концепция периферийных вычислений (о которой CRN/RE писал) приводит к радикальным изменения ИТ-ландшафта. Уже через три года порядка 3/4 данных будут обрабатывать «на границе сети», по данным Garther. На этих данных делал особый акцент Олег Васьков, руководитель Центра высоких технологий Hewlett Packard Enterprise в России, представляя новые компьютеры линейки Edgeline, ориентированные на обеспечение тех самых периферийных вычислений.

Причем эти системы очень разнообразны и по мощностям, и по оптимизации для мест будущей установки. Есть компьютеры, которые спроектированы и построены таким образом, что их можно устанавливать, например, непосредственно в коровниках или в теплицах, а есть более «нежные», которые не могут выдерживать колебания температур с размахом почти в сотню градусов, а поэтому требуют расположения в отапливаемых помещениях («в каморке сторожа», как образно выразился г-н Васьков). В любом случае условия достаточно жесткие и радикально отличаются от тех, в которых работают компьютеры в дата-центрах, офисах или квартирах. Но как классифицировать эти системы?

Решения для EDGE-вычислений все же традиционные ПК, «тонкие серверы» или новый вид «тонких клиентов»? Вопрос не праздный: в зависимости от этого Edgeline и их конкуренты попадут в статистику ПК или будут учтены в других разделах общих затрат на ИКТ. А ведь рынку потребуются многие миллионы таких девайсов, причем высокопроизводительных, поскольку совместными усилиями они должны обрабатывать втрое больше генерируемых данных, чем все компьютеры в серверных и дата-центрах вместе взятые.

EDGE: новое прочтение

В концепцию «периферийных вычислений» при некоторых допущениях можно отнести и терминалы, которые в современных условиях становятся все популярней. Про ударный рост «хромбуков» на американском рынке мы неоднократно рассказывали. Конечно, системы на Chrome OS на российском рынке пока не прижились, но это вовсе не означает, что терминалы не востребованы в наших условиях!

Более ста тысяч новых пользователей ежегодно переходят на «тонкие клиенты» в российских компаниях, отметил Андрей Комаровский, региональный менеджер Dell Wyse, говоря о возрастающей популярности терминалов в корпоративной среде. Интересно, что в масштабном представлении новых клиентских устройств Dell для корпоративных пользователей терминалам Wyse было уделено такое же внимание, как и ноутбукам Latitude и рабочим станциям Precision, что весьма показательно. Как подчеркнул г-н Комаровский, терминалы сегодня представляют собой полноценные корпоративные компьютеры, обладающие требуемым уровнем производительности, защищенности, конфигурабельности и даже совместимости. «Сегодня мы имеем десятки кейсов успешного использования „тонких клиентов“ у заказчиков из разных областей экономики. — отметил г-н Комаровский. — Пользователь таких систем может работать с любыми приложениями, включая, предположим, Skype или трехмерное моделирование, которые будут „крутиться“ на серверах».

«Тонкие клиенты» по-прежнему интересны корпоративным пользователям благодаря малым размерам (могут быть установлены за дисплеями), оптимизированной цены (за счет отсутствия винчестеров и других конструктивных особенностей), низким энергопотреблению и тепловыделению (что позволяет перейти на безвентиляторное охлаждение и до нуля свести уровень шума при работе). По понятным причинам, «тонкие клиенты» обеспечивают более высокий уровень безопасности, что весьма актуально в современных условиях. Это означает дальнейший рост продаж устройств этого класса.

И снова вопрос: как учитывать в статистике «тонкие клиенты» — как полноценные компьютеры или как «прочие устройства»? Правильней — первое.

Smart-телевизоры — тоже компьютеры!

В прошлом году в мире было продано 218,8 млн телевизоров, рост рынка в натуральном выражении составил 2,8%, по данным IHS Markit. В этом году аналитики ожидают примерно такой же умеренный рост. Хотя Чемпионата мира по футболу в 2019 не будет, но у рынка телевизоров есть и другие драйверы. Какой процент среди проданных телевизоров будут smart-устройствами, пока неясно, самые свежие данные по доле smart-TV относятся к 2018, но и тогда она перевалила за 64%, по данным IHS Markit.

Итак, что по самым скромным подсчетам, в текущем году будет продано более 120-140 млн. компьютеров, которые Garter не учитывал в своей статистике. Напомним, что ожидаемое «проседание» продаж компьютерной техники в этом году почти вдвое ниже этой цифры! Заметим, что smart-телевизор является полноценным компьютером, в отличие от многих других smart-устройств, например, кофеварок, стиральных машин, холодильников, кондиционеров, пылесосов, колонок... хотя о smart-колонках мы подробней поговорим позднее, пока лишь отметим, что вскоре в статистике компьютеров придется учитывать и их тоже, хотя пока этот момент еще не настал.

Вместо заключения

Мы видим, что, если в статистике учитывать все компьютеры — а в современных условиях они разнообразные! — то видно, как быстро растут продажи компьютерных устройств в реальности, причем рост продаж оказывается весьма значительный, причем речь о весьма недешевых девайсах. И это мы еще не рассматривали динамику в продажах приставок — Sony Playstation, Microsoft X-Box, бессчетных моделей на Android и пр. (которые тоже являются компьютерами), носимой электроники и устройств других типов. Если рынку и каналу шире смотреть на понятие «компьютерное устройство», то оснований для пессимизма нет никакого. От игроков рынка нужна только упомянутая широта взглядов и динамичная коррекция стратегии — в первую очередь, краткосрочной — в соответствии с изменениями рынка, технологий и предпочтений пользователей.

Источник: crn.ru