28 октября 2019 г.

Новый круг задач для СDTO — Chief Digital Transformation Officer — приобретает определенные очертания. Уже ясно, что «капитаны цифровой трансформации» без работы не останутся после прохождения первой волны процесса, уже сейчас стремительно наступает «пост-трансформационная» эра. Пора рассматривать техники и бизнес-схемы, которыми пионеры данного направления занимаются сейчас для развития успеха своих бизнесов. В качестве примера рассмотрим действия на рынке такси, который был одним из первых, где использование цифровых технологий в бизнес-процессах совершило революцию.

«Цифровая трансформация» — объединение информационных и операционных технологий, которое служит радикальному повышению эффективности бизнеса. Такое определение дал Дмитрий Пенязь, руководитель департамента инфраструктурных решений, Hewlett Packard Enterprise в России. Это наиболее емкое и практически-значимое определение, которым можно пользоваться для понимания происходящего.

В Dell считают, что «цифровая трансформация» требует новой цифровой основы, для которой, в свою очередь, в большинстве случаев придется проводить ИТ-трансформацию. Последнее представляет собой комплекс мер, который включает, в частности, радикальную модернизацию дата-центров с использованием передового оборудования, пригодного для создания конвергентной инфраструктуры (о некоторых подходах компании CRN/RE писал), трансформацию рабочих мест, позволяющую создать управление разнородными устройства и обеспечение сотрудникам надежного доступа к корпоративным ИТ-сервисам «из любого места в любое время», как отметил Борис Щербаков, вице-президент и генеральный директор компании в России, в своем выступлении на очередном Dell Technologies Forum, который состоялся в Москве. Разумеется, потребуется трансформация систем безопасности и глубокая переработка — ее тоже можно назвать трансформацией — отдельных приложений и информационных систем.

Рынок такси — один из первых, который оказался полностью реформирован в результате трансформационных процессов. Появление Uber привело к радикальной смене парадигмы, к появлению новых сервисов, новых принципов работы в этом сегменте. Появились новые игроки, которые контролируют основной рынок, а традиционные таксопарки были вынуждены или уходить с рынка или менять бизнес-схемы, также переходя на «юберизацию». Заодно легальными сервисами, которые присутствовали в сегменте годами, оказались сметены с рынка нелегальные частные «бомбилы». Последнее весьма показательно: занимавшиеся частным извозом успешно выдерживали конкуренцию с таксопарками, но оказались бессильны перед трансформированными бизнесами, а поэтому вынуждены или присоединяться к агрегаторам такси, или покинуть рынок.

Рынок такси огромен. Объем легального извоза только в Москве составит в этом году порядка 709 млрд руб., по прогнозам Аналитического центра (АЦ) при Правительстве РФ, а тройку лидеров составляют «Яндекс.Такси» (занимает 27%, включая Uber), группа «Везет» (12%) и такси «Максим» (9%).

Заметим, что «юберизация» начала активное распространение в другие сферы, захватывая рынок аренды яхт, бизнес-джетов, грузовых автоперевозок и т.д. Но и в самом сегменте «городского извоза» происходит много интересного. «Трансформация» продолжается!

Какие сервисы развили идею, заложенную Uber и используемую его аналогами-конкурентами?

Трансляция «трансформированного»

Продуктовизация бизнес-схем и технологий, отработанных в ходе «цифровой трансформации» стремительно становится трендом. Что недавно было прорывным и служило основой для стартапов-«единорогов», теперь тиражируемо и доступно даже для малого бизнеса. Тут речь идет как о франчайзи, когда локальные компании могут приобрести право на использование бренда крупных сервисов вместе с пакетами документов, маркетинговой поддержкой и техническими решениями, так и о ИТ-сервисах, которые предлагают готовую «трансформированную» инфраструктуру.

Например, «Такси-мастер», Gootax Pro, СКАТ и ряд других компаний предлагают инфраструктуру, позволяющую быстро и недорого запустить собственный «юберизированный» сервис. Это не совсем бизнес «под ключ» — маркетинговые политики придется, конечно, создавать самостоятельно, как и, например, продумывать юридические стороны предоставления сервисов — но ИТ-инфраструктуру (разумеется, в «облаке» и по арендной модели) можно приобрести в стартовой конфигурации за несколько десятков тысяч рублей в месяц, что доступно даже малому бизнесу.

Заметим, что приложения легко переконфигурировать на другие бизнесы. По сути, это платформы для создания разных сервисов ondemand-услуг: такси, курьеры, перевозки, выездные услуги и т.д. И они уже пользуются спросом, например, на программном комплексе Gootax Pro, по заявлению представителей компании, работают более двух десятков бизнесов, причем как из России и СНГ, так и из «дальнего зарубежья»: Финляндии, Чехии, Ирана и других стран.

Радикализация «цифровой трансформации»

Это тоже выраженный тренд современности. В сегменте такси такой радикализацией является каршеринг. Может показаться, что в данном случае «шеринг» является адаптацией давно существующих сервисов проката авто, но это не совсем так. Современный шеринг относится к старым сервисам проката также, как и «юбер»-такси к классическим таксопаркам, то есть является новым конкурентом, возникшим в результате «цифровой трансформации», который сносит старые форматы. Современный каршеринг явно вырос из трансформированного рынка такси, когда клиенту предлагают не классическое такси (авто с водителем), а возможность воспользоваться такси без водителя (водителем в таком случае выступает сам клиент). Про современный каршеринг можно говорить много — там происходят любопытнейшие процессы, имеющие непосредственное отношение к проявлениям «цифровой трансформации», мы рассмотрим лишь два, как наиболее явно имеющие отношение к рассматриваемой нами теми «пост-трансформации».

Двусторонняя «трансформация»

В ситуации с новым такси и с каршерингом таким примером является появление каршеринга для применения авто не для личного использования, а в качестве такси. Примером такого сервиса, который начал работу на московском рынке, является Beritaxi, который, в частности, позволяет присоединиться к таксопаркам даже водителям без собственного автомобиля, пригодного для извоза: взял авто в специализированном каршеринге и начал использовать его для зарабатывания денег. Да, при этом придется платить за аренду, что снижает рентабельность, зато затраты на вход в бизнес для водителя будут практически нулевые. Как видно, гегелевская триада «Тезис-антитезис-синтез» продолжает работу и в «цифровой трансформации».

«Трансформация» для внутренних процессов

Выразительный пример — «облачный» скоринг (оценка рисков), запущенный сервисом поминутной аренды автомобилей «Делимобиль» совместно с Microsoft и Bright Box. Каршеринговая компания, анализируя стиль вождения пользователей, намерена создать программу лояльности, поощряя их за аккуратное управление, производить индивидуальное формирование тарифов, в зависимости от дисциплинированности водителей, а также снизить затраты на ремонт прокатных авто и затраты на страховки.

Всего 4% аудитории является виновниками 32% дорожно-транспортных происшествий, как показало совместное исследование Bright Box и Microsoft. Воздействуя на соответствующую группу водителей, оператор каршеринга может повлиять на их стиль вождения, и, как следствие, повышать безопасность на дорогах и свои затраты на ремонт техники. Интересно, что опыт «Делимобиля» демонстрирует актуальность такого подхода: летом была испытала система автоматической блокировки водителей, грубо нарушающих скоростной режим и агрессивно управляющих транспортным средством, после истечения срока суточной блокировки такие пользователи в большинстве меняли стиль езды на более безопасный.

Интересно, что теперь можно без проблем масштабировать бизнес-схемы «цифровой трансформации». Телематическая система Remoto от Bright Box передает данные приложениям на платформенных сервисах (PaaS), развернутых в фирменном «облаке» Microsoft Azure, где происходит аналитика Big Data. Благодаря масштабируемости и гибкости, «облако» также позволяет гибко адаптироваться к количеству подключенных автомобилей каршеринга. Анализ накапливаемых данных также позволит проводить своевременную диагностику автомобилей и оценивать их техническое состояние. Анализ стиля вождения пользователей по ряду показателей — ускорения, резкие торможения, повороты и многое другое — позволит легко и просто формировать индивидуальные тарифы, персонализированные предложения и т.д.

«Трансформация» обостряющая

Она происходит вне компаний, но бизнесам ее нужно тоже учитывать. Выразительным примером являются агрегаторы «юберизаторов» — «Сравни такси», «Все такси» и другие — наиболее очевидные цифровые сервисы, которые построены на использовании цифровой открытости новых платформ, что удобно для потребителей и что создает проблемы для прошедших цифровую трансформацию сервисов такси. Наличие агрегаторов позволяет клиентам быстро сравнивать ценовые предложения новых сервисов и, по сути, толкает компании к «ценовым войнам». Однако в ценовых войнах победителей не бывает, поэтому даже прошедшим успешную «цифровую трансформацию» компаниям нужно немедленно пересматривать свои маркетинговые политики, чтобы выживать и быть успешными в новом пост-трансформационном мире.

Стартапы поверх «трансформированных» бизнесов

Это тренд не новый, но восходящий. Отдельные водители успешно совмещали таксование в Uber с розницей, продавая клиентам извоза различные товары, что не возбранялось правилами сервиса. Сейчас появляются более интересные решения. Например, сервис Firefly, позволяющий водителям такси получать в дополнительный легальный доход сверх основного заработка за счет установки цифрового рекламного табло на машине, привлек 30 млн инвестиций. Одним из инвесторов выступил венчурный фонд SBT Venture Fund II L.P., находящийся под управлением Fort Ross Ventures, дочерней структуры «Сбербанка». Фишка предлагаемого решения — установленные на крышах такси двухсторонние HD-панели демонстрируют таргетированную рекламу с учетом текущего местоположения автомобиля. Наличие сенсоров и подключение панелей к «облаку» позволяют быстро измерять эффективность рекламы практически в режиме реального времени. Установка панелей Firefly, согласно оценкам Venturebeat обеспечивает водителям 20% прибавку к ежемесячному заработку. Изменение производили для такси в Калифорнии, где такая прибавка должна составлять около 300 долл в месяц, измерения для российского рынка не проводили, равно как и оценку эффективности в рублевой зоне рекламы на таких табло.

Вместо заключения

Как видно, «цифровая трансформация» ни в коем случае не является «концом истории», это лишь естественные процессы совершенствования бизнес-логики, которые способствуют сменам бизнес-моделей и повышению эффективности внутри компаний, но при этом остаются уникальным конкурентным преимуществом в течение очень короткого времени, а в дальнейшем ведут к обострению конкуренции. «Цифровая трансформация», как видно на рассмотренных примерах, требует продолжения и при этом уже не является «волшебной палочкой», она необходима, но не достаточна. Традиционные формы развития и совершенствования бизнеса — по-прежнему актуальны: привлечение ключевых сотрудников, располагающих актуальными компетенциями, упорядочивание важных бизнес-процессов (например, скоринга, гибкой индивидуальной тарификации и т.д.), привлечение инвестиций, развитие инфраструктуры и т.д.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE