3 декабря 2019 г.

Максим Березин

Российский рынок облачных сервисов по меркам мировых аналитических агентств невелик. Его доля в глобальном объеме — менее 1 млрд долл., в то время как емкость американского рынка в 120 раз больше (124,6 млрд долл., данные IDC). В то же время у нас облачный сегмент растет примерно вдвое быстрее, чем в любой другой стране. Ежегодная динамика, по разным оценкам, составляет от 20 до 30%. Продолжится ли столь бурное развитие в ближайшие несколько лет, и что ждет отечественных провайдеров*?

Дальнейшие перспективы облачного рынка в России

Облачный рынок продолжит бурный рост как минимум в течение ближайших 2-3 лет. Об этом говорят все аналитики. Некоторые озвучивают поистине оптимистичные прогнозы: например, IKS Consulting прогнозирует увеличение сегмента к концу 2022 года до 155 млрд рублей — то есть в 2,5 раза. Причина такого единодушия — в ненасыщенности рынка. Лишь чуть больше половины крупных российских компаний используют в своей работе IaaS, но их количество в ближайшие 2 года должно увеличиться до 78%.

Высокий спрос на облачные услуги, в свою очередь, провоцирует ужесточение конкуренции среди провайдеров. На рынок выходят компании, работающие, казалось бы, в диаметрально противоположных сегментах — операторы связи, банки и интернет-компании. Понятно, что для уверенного запуска облачных услуг им необходимы инфраструктура, компетенции, команда. Понятно и то, что по щелчку пальцев все это получить моментально невозможно — требуются и время, и финансовые траты. По этой причине новые игроки приобретают действующих провайдеров услуг дата-центров, что в прошлом году мы наблюдали неоднократно. Как сложится судьба этих облачных бизнесов, покажет время. Но уже сейчас явно видно, что рынок идет по пути консолидации. Вероятно, в скором времени останется лишь несколько крупных провайдеров, остальные так или иначе вольются в структуры лидеров рынка. Выйти на рынок небольшим компаниям, в том числе в регионах, и нишевым игрокам будет сложнее. Они просто не смогут соревноваться с гигантами ни по качеству сервисов, ни по широте услуг.

А что с услугами? Что будет востребовано клиентами?

Структура потребления услуг изменится незначительно. SaaS, на который сегодня приходится почти 70% облачного рынка, будет по-прежнему востребован среди клиентов. Скорее всего в топ выйдут вертикальные SaaS-сервисы — то есть продукты, заточенные под потребности конкретных отраслей. Также мы ожидаем рост интереса к различным стартапам, разрабатывающим SaaS-решения для быстрой интеграции в инфраструктуры клиентов. Перспективные компании мы, в частности, специально отбираем в рамках корпоративного Акселератора КРОК, чтобы помочь им выйти с предложением к нашим клиентам в составе экосистемы наших облачных услуг.

SaaS активно теснит IaaS-сегмент, который за 5 последних лет увеличивается в среднем более чем на 30%. Рост популярности обусловлен достаточно высокими ценами на оборудование корпоративного класса и нежеланием клиентов брать на себя рутинные задачи администрирования железа. В то же время, по нашему опыту, чистый IaaS в Enterprise-сегменте встречается далеко не всегда. Чаще всего заказчики выбирают гибридную схему: некоторые системы размещают в публичном облаке, другие — в ЦОД на базе выделенного оборудования или вовсе в локальной инфраструктуре. Такая модель действительно удобна и экономически оправдана. Уже неоднократно доказано на примере наших проектов, что большую отдачу от облака получают сервисы с динамической нагрузкой. Классический пример — e-commerce. Там же, где нагрузка достаточно стабильна, имеет смысл выбрать физическое оборудование в аутсорсинговом ЦОД.

Стоит обязательно сказать и про PaaS. Ранее мы не наблюдали высокого спроса на эту услугу, но буквально за прошлый год ситуация полностью изменилась. Клиенты все чаще интересуются такими системами, как Kubernetes, и это неудивительно. Во всем мире, и Россия здесь не исключение, растет запрос на среды для разработки и тестирования новых продуктов. В частности, в нашей стране подобные запросы в основном приходят от test/dev инженеров и продакт-менеджеров крупных компаний, а также от различных стартапов, сфокусированных на создании новых цифровых сервисов. Вероятно, курс на цифровизацию в экономике и дальше будет подталкивать клиентов к использованию микросервисных архитектур в облаке и обращению к PaaS-средам.

Наконец, нельзя обойти вниманием еще один тренд — заказчикам сегодня недостаточно иметь лишь доступ к производительной и надежной инфраструктуре. По мере того, как росло доверие к облакам, клиенты стали чаще запрашивать дополнительные услуги. Так, перед миграцией каталога товаров Castorama мы провели предварительную оптимизацию системы, повысив тем самым скорость работы бизнес-сервиса. Для некоторых компаний мы также оказываем в формате управляемых сервисов поддержку систем вплоть до уровня прикладного ПО. Это может быть и бэк-офисная инфраструктура, и финансовые приложения на базе 1С, и многое другое. Перед переносом данных в облако мы рекомендуем проводить полноценный аудит инфраструктуры с созданием road-map развития систем в облаке, как было, например, в проекте для SBI Банка. Благодаря этому можно спроектировать инфраструктуру, готовую к нагрузкам в перспективе 3-5 лет. Подобные услуги, выходящие за границы классических компетенций облачного провайдера, позволяют оказывать сервис более высокого качества. Они дают возможность стать для клиента единой точкой входа по всем вопросам, связанным с поддержкой и развитием бизнес-сервиса в облаке.

Ложка дегтя

Есть ли факторы, которые замедляют развитие российского облачного рынка? Да, по мнению аналитиков, их несколько. Многие руководители по-прежнему ставят низкие оценки вопросам защиты информации и обеспечения конфиденциальности в облаке. Особенно много таких управленцев в банках, что в целом неудивительно. Финансовый сектор обычно консервативно подходит к передаче данных вовне.

Второй фактор, мешающий пользоваться в облаке всеми привычными бизнес-приложениями, связан с их устаревшей архитектурой. Часто перенести их asis невозможно, либо же миграция без перестройки архитектуры не позволит системе продуктивно работать в новой среде.

Третьим фактором, упоминаемым в опросе клиентов, стала нехватка квалифицированного персонала, умеющего разворачивать и администрировать системы в облаке.

Но, откровенно говоря, ни один из упомянутых факторов не стоит считать какой-то нерешаемой проблемой. Уже сейчас существует масса технических решений для защиты данных в облаке и эксплуатационных процедур на основе мировых практик, которые позволяют свести риски утечек информации к минимуму. Унаследованные системы действительно лучше не переносить в облака, но, если позволяют возможности, любое приложение можно перестроить, сделав его практически cloud native. И такие примеры в нашей практике есть. Наконец, любую проблему нехватки персонала всегда можно решить, привлекая того же облачного провайдера и его квалифицированных инженеров.

*На основе данных из открытых источников.

Источник: Максим Березин, директор по развитию КРОК Облачные сервисы