27 января 2020 г.

J’son & Partners Consulting подготовил несколько исследований по теме «умного» города и цифровизации сопутствующей инфраструктуры.

«Основные тенденции и перспективы развития рынка Smart City»

Под Smart City, «умными» городами, понимают концепцию интеграции различных информационных технологических решений в сфере Интернета вещей (IoT) для управления городской инфраструктурой. Мировой рынок решений Smart City находится на стадии активного роста. Первые решения в указанной сфере начали внедряться в начала 2010-х гг., и к настоящему времени реализованы тысячи проектов, относящихся к концепции «умных» городов. При этом следует отметить, что различные технологии, составляющие основу концепции Smart City, находятся на разных этапах жизненного цикла. Существенно различаются и темпы внедрения решений Smart City в различных регионах мира.

Что касается России, то с точки зрения потенциала внедрения, с учетом комплекса технических, экономических, социальных и политических факторов, наиболее перспективными на сегодняшний день представляются следующие решения Smart City:

  • элементы «умного» ЖКХ, включающие в себя интеллектуальные системы управления уличным освещением и «умный» учет энергоресурсов;
  • элементы «умной» городской транспортной системы;
  • решения в области интеллектуальных технологий управления качеством окружающей среды городов;
  • решения в сфере «умного» здравоохранения.

«Состояние и перспективы развития башенной инфраструктуры мобильной связи в рамках концепции Smart City и 5G»

Внедрение сетей 5G, инновационных продуктов и сервисов Smart City создает для компаний новые вызовы при создании инфраструктуры связи, в т.ч. и при взаимодействии с органами власти в части регулирования процессов.

Основные сложности при создании инфраструктуры связи 5G связаны с необходимостью обеспечить большое число локаций (существенно больше, чем в случае предыдущих поколений мобильной связи) для размещения малых сот. Даже в развитых странах, в частности в США, «башенным» компаниям приходится сталкиваться с бюрократическими и экономическими барьерами — требованиями городских властей по созданию и установке новых уличных фонарей, внедрения бесплатного Wi-Fi, задержками при получении различных разрешений, заградительными тарифами на доступ к инфраструктуре, дискриминацией инфраструктурных операторов и т.п.

Анализ примеров взаимодействия операторов и органов власти, муниципалитетов в проектах Smart City позволил выявить ряд наиболее перспективных направлений с разделением зон ответственности. В частности, в области «умных» опор освещения предлагается использовать решение, которое может применяться не только для энерго-эффективного интеллектуального освещения, но и для предоставления услуг беспроводного ШПД в городских районах с высокой концентрацией трафика, в том числе на базе новых технологий 5G, а также для создания IoT-инфраструктуры.

Одним из таких решений, в частности, являются «умные» опоры светодиодного освещения с поддержкой технологий 4G/5G, которые совмещают мини базовую станцию сотовой связи (малую соту) со встроенным телекоммуникационным оборудованием, антеннами и радиомодулями с LED-источником света. Они также могут быть оснащены различными сенсорами. Проекты такого рода уже начали появляться на рынке США. Они представляют интерес как для городских властей, так и для телекоммуникационных компаний, операторов инфраструктуры, позволяя создать базу для реализации продуктов IoT/ Smart City, обеспечить поддержку частотных диапазонов для внедрения 5G/малых сот, а также, что особенно важно, — обеспечить нормативы и требования самих муниципальных образований, в т.ч. в части эстетики объектов, снижения уровня радиофобии жителей и т.д.

«Исследование российского и мирового рынка интеллектуальных счетчиков (электроэнергии, тепла, воды и газа)»

Одним из приоритетных направлений мировой энергетики и повышения эффективности использования ресурсов во всем мире является масштабное внедрение интеллектуальных систем их учета. Одновременно сегмент является одним из наиболее перспективных в рамках реализации более широкой концепции «умного города». В последние годы к осуществлению программ и проектов в сфере интеллектуального учета энергоресурсов приступило подавляющее большинство индустриально развитых государств, а также многие развивающиеся страны. Наиболее масштабные программы и проекты в этом направлении разработаны и осуществляются в США, Канаде и странах Евросоюза, а также Китае, Южной Корее и Японии. Принято решение о разработке и реализации аналогичных программ и проектов в ряде других стран (Индия, Бразилия, Мексика).

К настоящему времени наиболее далеко в части внедрения интеллектуальных систем учета энергоресурсов продвинулись такие страны, как Китай, Новая Зеландия, Канада, а также государства ЕС. В частности, в настоящее время в Китае смарт-счетчики электроэнергии внедрены у 96,5% потребителей, а в Новой Зеландии и Канаде указанный показатель достигает 73% и 67% соответственно.

Направление интеллектуального учета энергоресурсов также активно развивается и в России, однако темпы внедрения указанных систем существенно отличаются в разрезе видов энергоресурсов. Если рынок интеллектуальных систем в сегменте учета электроэнергии получил наибольшее развитие, а развитие смарт-учета тепловой энергии находится в стадии роста, то сегмент учета горячей и холодной воды, как и учета газа все еще характеризуется значительной емкостью, хотя и отличается высокой степенью конкуренции.

Общий потенциал рынка приборов интеллектуального учета в России в сегменте частного коммунального электро- и водопотребления составляет более 200 млн интеллектуальных счетчиков. По данным Минэнерго РФ, доля «умных счетчиков» в сетевом комплексе РФ составляет не больше 10%, а для их повсеместного внедрения понадобится до 4 трлн рублей.

Источник: Пресс-служба компании J’son & Partners Consulting