10 февраля 2020 г.

Юлия Хохлова

... а также другие сегменты рынка — обувной, фото, детские коляски, лекарства, шины, парфюмерия, бытовая техника.

Сейчас в России проводится эксперимент по прослеживаемости товаров: государство стремится отслеживать движение обуви, шин, парфюмерии, детских колясок, мониторов, стиральных машин и других товаров. Цель нововведений — пресечение использования схем по уклонению от уплаты налоговых и таможенных платежей, контроль над операциями, связанными с оборотом товаров, выявление и пресечение ввоза контрафактной продукции, защита брендов добросовестного производителя.

Следует различать два механизма прослеживаемости товаров:

  • физическая прослеживаемость (маркировка) товаров — нанесение на каждую единицу товара электронной метки с уникальным кодом. Распространяется как на импортные, так и на российские товары. Курирующим государственным органом является Минпромторг. Правовая основа — ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

В настоящее время обязательной маркировке подлежат шубы, табачные изделия, некоторые лекарства. С 1 марта 2020 года обязательной маркировке будет подлежать обувь, с 01 июня 2020 года — молочная продукция, с 01 июля 2020 года — все лекарственные препараты, с 01 октября 2020 года — фотоаппараты и фотовспышки, а также парфюмерная продукция, с 01 ноября 2020 года — шины и автопокрышки, с 01 января 2021 года — товары легкой промышленности (одежда, постельное и столовое белье). Проводится эксперимент по маркировке молока и молочной продукции, кресел-колясок, велосипедов*.

  • документальная прослеживаемость импортных товаров. Как следует из названия, движение товара отслеживается исключительно по документам. Распространяется только на импортные товары. Курирующий государственный орган — Минфин. Правовая основа — Соглашение о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза (заключено в г. Нур-Султане 29.05.2019, ратифицировано Российской Федерацией Федеральным законом от 02.12.2019 № 386-ФЗ, но пока не вступило в силу), Налоговый кодекс Российской Федерации (соответствующий законопроект разработан Минфином).

Постановлением Правительства РФ от 25.06.2019 года № 807 утвержден перечень импортных товаров, участвующих в эксперименте по внедрению системы документальной прослеживаемости. В список входят мониторы и проекторы, телевизионные приемники, интегральные микросхемы, холодильники, стиральные машины, детские коляски, строительные машины.

Проведение эксперимента курирует Федеральная налоговая служба. Срок эксперимента — с 1 июля 2019 года по 30 июня 2020 года.

Законопроект «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (о создании национальной системы прослеживаемости товаров)» (опубликован на сайте, ID проекта:02/04/06-19/00092613) в настоящее время находится в стадии разработки.

Основные положения законопроекта

  • В цепочке прослеживаемости участвуют налогоплательщики, совершающие операции с товарами из перечня. Цепочка прослеживается начиная с ввоза товара на территорию России и заканчивая продажей в розницу / вывозом с территории РФ / выбытием, не связанным с реализацией (передачей в производство, утилизацией, захоронением, конфискацией).
  • Каждой партии прослеживаемого товара присваивается регистрационный номер, формируемый из показателей декларации на товар (если товары ввозятся из стран ЕвразЭС, номер присваивается Федеральной налоговой службой на основании уведомления, подаваемого налогоплательщиком). Этот номер должен указываться в счетах-фактурах (лица, не уплачивающие НДС, указывают его в документах об отгрузке) по всей цепочке.
  • Учет прослеживаемых товаров должен вестись в разрезе регистрационных номеров партии товара. Задача для предпринимателей — соответствующим образом настроить системы бухгалтерского учета.
  • Для отчетности в налоговую необходимо будет составлять следующую документацию:
Наименование документа Кто составляет Срок подачи в налоговый орган
Уведомление об имеющихся остатках товаров, подлежащих прослеживаемости Все налогоплательщики, имеющие на балансе остатки прослеживаемых товаров В течение 30 дней с момента вступления в силу постановления Правительства, утверждающего перечень товаров, подлежащих прослеживаемости. Если перечень дополняется, уведомления подается в отношении вновь включенных товаров.
Декларация по НДС Налогоплательщики, уплачивающие НДС Ежеквартально
Отчет об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости Налогоплательщики, не уплачивающие НДС Ежеквартально
Уведомление о перемещении товаров, подлежащих прослеживаемости, в государства-члены ЕвразЭС Налогоплательщики, вывозящие прослеживаемые товары на территорию ЕвразЭС Не позднее следующего дня с даты отгрузки на территорию страны ЕвразЭС
Уведомление о ввозе товаров, подлежащих прослеживаемости, из государств-членов ЕвразЭС Налогоплательщики, ввозящие прослеживаемые товары с территории ЕвразЭС В течение 5 дней с даты принятия таких товаров на учет

Проекты документов и порядок их заполнения можно найти на сайте Федеральной налоговой службы.

  • Прослеживаемые товары необходимо будет продавать на основании отдельного комплекта отгрузочных документов. В связи с этим невозможно будет продать комплект товаров, в котором содержатся и прослеживаемые, и непрослеживаемые товары (например, рабочее место пользователя ЭВМ, в которое входит системный блок, монитор, клавиатура и мышка). Такой комплект придется расформировать. Предполагаем, это условие на первых порах повлечет серьезные проблемы при поставке по государственным контрактам, в которых сформулированы жесткие требования к отгрузочным документам.
  • Продажа прослеживаемых товаров возможна только через электронный документооборот (ЭДО). Соответственно, те компании, которые еще не внедрили у себя ЭДО, должны будут обязательно его внедрить. Это положение подверглось критике со стороны предпринимателей, поскольку прослеживание производится вплоть до продажи товара в розницу, а это означает, что субъекты малого и среднего предпринимательства (небольшие магазины) должны будут единовременно понести затраты на внедрение соответствующего программного обеспечения и обучение работников, плюс еще нести периодические затраты на оплату услуг оператора ЭДО. В свою очередь, операторы ЭДО обязаны ежедневно предоставлять в налоговую поступившие к ним электронные документы (счета-фактуры и/или отгрузочные документы) на продажу отслеживаемых товаров, за нарушение предусмотрены штрафы.
  • Один из спорных моментов законопроекта: покупатель должен удостовериться в наличии и правильности регистрационного номера партии товара, указанного в документах поставщика, а также обеспечить правильность его указания в документах на последующую продажу. В настоящее время нет работающего механизма проверки таких регистрационных номеров, а ошибка в документах чревата серьезными штрафами.
  • Если налоговый орган выявит противоречие между данными, поданными разными налогоплательщиками (например, поставщиком и покупателем), он вправе запросить у обоих все первичные документы на спорные поставки и направить уведомление о необходимости уточнения сведений по прослеживаемости. Срок предоставления документов и ответа на уведомление — 10 дней.
  • Кстати, о штрафах. Их уже критикуют за чрезмерность.
Содержание правонарушения Размер штрафа
Ст. 129.15 НК РФ Непредставление (несвоевременное предоставление) налоговому органу документации по операциям с товарами, подлежащим прослеживаемости (даже если все налоги были уплачены в полном объеме) 5% от стоимости товаров, которые отражены (должны быть отражены) в документации, но не менее 5 тысяч рублей за каждый документ
Ст. 129.16 НК РФ Не отражение (неполное отражение, искажение) сведений о товарах, подлежащих прослеживаемости в счет-фактуре и/или документе об отгрузке товара 10% от стоимости товаров, по которым выявлено нарушение, но не менее 1 тысячи рублей за каждый счет-фактуру или документ об отгрузке товара
Ст. 129.17 НК РФ Неисполнение (несвоевременное исполнение) уведомления о необходимости уточнения сведений по прослеживаемости 10% от стоимости товаров, по которым предложено внести исправления
Ст. 129.18 НК РФ Неисполнение оператором электронного документооборота обязанности по предоставлению электронных документов по прослеживаемым товарам 1 тыс. руб. за каждый непредставленный счет-фактуру и/или документ об отгрузке товара

Велика вероятность, что в первое время, пока предприниматели не настроят свои учетные системы и бизнес-процессы, они будут допускать много ошибок и платить весьма существенные штрафы.

Текст законопроекта получил от Министерства экономического развития отрицательное заключение об оценке регулирующего воздействия. Срок вступления в силу предлагается сдвинуть с 01 июля 2020 года как минимум до 01 июля 2021 года.

Однако, учитывая изменения в Правительстве и усиление фискальной дисциплины, не приходится рассчитывать, что проект отложат в долгий ящик. В том или ином виде его обязательно примут, поэтому стоит заранее подготовиться к нововведениям.

Пока рынки ждут, что решит правительство в отношении сроков и процедуры подготовки к отслеживаемости (в надежде на перенос срока), мы бы предложили всем компаниям, которых затронет данное явление, подготовиться хотя бы в области ЭДО т.к. ЭДО пригодится не только здесь, но и в передаче информации в налоговую, суды и прочие государственные органы, а также поможет упростить документооборот и расчеты между организациями.

* Информация с официального сайта государственной системы маркировки и прослеживания «Честный знак».

Источник: Юлия Хохлова, заместитель директора юридического департамента, OCS Distribution