28 февраля 2020 г.

Увеличить
Глобальные поставки умных колонок по вендорам в 2018-м (внутреннее кольцо) и 2019 г. (внешнее кольцо), млн единиц (источник: Canalys, февраль 2020 г.)
Увеличить
Статистика и прогноз по рынку умных колонок в России (источник: Just AI, декабрь 2019 г.)
Увеличить
Кто и как обращается к облачным голосовым помощникам в России (источник: Just AI, декабрь 2019 г.)

Согласно свежим данным Canalys, мировой рынок умных колонок вырос в IV кв. минувшего года на внушительные 52% по сравнению с тем же кварталом 2018 г., выйдя на уровень 49,2 млн единиц. При этом каждая из лидирующей в этом сегменте пятёрки компаний — Amazon, Google, Baidu, Alibaba и Xiaomi (в порядке убывания объёмов поставок) — обновила собственные прежние рекорды по отгрузкам умных колонок в канал.

В России дела обстоят пока скромнее: исследователи из Just AI оценивают поставки этих гаджетов в 320 тыс. единиц за весь 2019 г. Однако аналитики убеждены, что в последующие годы спрос на умные колонки в РФ будет расти чрезвычайно бодрыми темпами.

Подводя итоги всего прошлого года в сегменте умных колонок, Canalys говорит об отгрузке 124,6 млн этих устройств, — на 60% больше уровня 2018 г. В одной только КНР (молчи, коронавирусная грусть, молчи!) поставки настольных динамиков с прямым выходом на цифровые облачные помощники за 2019-й более чем удвоились, достигнув 52,0 млн единиц, — это 64% от общемирового значения. Наиболее впечатляет рост отгрузок умных колонок под маркой Baidu, — на 384% год к году.

Впрочем, в России рынок умных колонок растёт ещё стремительнее: по данным Just AI, про сравнению с 2018 г. его количественный объём увеличился в 2019-м восьмикратно, — с 40 тыс. до 320 тыс. единиц. По итогам текущего года ожидается рывок по количеству до 1,15 млн (в долларовом исчислении это примерно 100 млн), а в 2021-м — до 4,5 млн единиц. Всего же к исходу 2021 г. аналитики ожидают увеличения поставок стационарных умных устройств в РФ до 6 млн единиц, причём 13% из этого числа придётся на умные экраны (smart screens): фактически, тоже аппаратные интерфейсы для облачных цифровых помощников, только помимо микрофона и динамика снабжённые ещё и сенсорным дисплеем на манер планшетного. Этакие цифровые фоторамки с выходом в облако.

Прогноз Just AI всем хорош — за одним деликатным исключением: он декабрьский. Canalys же, опубликовавшая свои данные по умным колонкам 2019 г. в феврале, формулирует предсказания на текущий год и далее уже с учётом той неопределённости, которую внёс в мировую ИТ-индустрию пресловутый COVID-19. В частности, для домашнего рынка материкового Китая аналитики ждут 22%-ного сокращения поставок в первом квартале по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. Возврат динамики отгрузок умных колонок в Поднебесной к положительным значениям ожидается не ранее III кв.

По итогам всего нынешнего года Canalys всё-таки ожидает роста поставок этих гаджетов в КНР, однако если два месяца назад величину его оценивали в 19%, то теперь — всего лишь в 8%. Соответствующим образом оказался скорректирован и прогноз для общемирового рынка умных колонок: эксперты по-прежнему уверены, что он увеличится, но уже не на 20%, как считали ранее, а на 13%. Как видно, рост всё равно довольно внушительный, и объясняется это весьма значительным спросом на стационарные говорящие гаджеты со стороны массового глобального потребителя.

Стремление отвоевать, удержать и расширить свою долю на этом испытывающем быструю экспансию рынке побуждает вендоров сокращать интервалы между анонсами всё новых и новых моделей, предлагать покупателям устройства с нерядовой и яркой функциональностью, изыскивать нетривиальные стратегии привлечения клиентов. Как ни парадоксально, в среднесрочной перспективе вспышка массового высококонтагиозного заболевания с большой вероятностью окажет на рынок умных колонок позитивное воздействие.

Ведь люди в карантинных регионах вынуждены сейчас проводить гораздо больше времени дома, волей-неволей изживая в себе довольно распространённое предубеждение перед дистанционными работой, учёбой, коммуникациями и т. п. А какое умное устройство может быть более домашним, чем интерфейс облачного цифрового помощника — стационарный динамик, всегда готовый поддержать живой почти человеческий разговор? Привыкнув заказывать еду и предметы первой необходимости через Интернет голосом со смартфона, даже самые недоверчивые рядовые потребители гораздо благосклоннее станут впоследствии рассматривать возможность приобретения стационарного устройства, с использованием которого онлайновый шопинг оказывается (в идеале, при должным образом организованном взаимодействии с магазинами) делом совсем простым.

И ритейлу — как глобальному, так и отечественному — следует быть готовым к стремительной перемене потребительских предпочтений. Эксперты Just AI предсказали в декабре, что по итогам нынешнего года 60% умных потребительских устройств в России будут использовать облачные технологии «Яндекса» (привет, Алиса!), а 40% — Google. Скорее всего, это соотношение не изменится под влиянием общего спада поставок из-за коронавируса. Вместе с тем, сегодня к Алисе как минимум раз в месяц обращаются 45 млн россиян (по большей части, через смартфоны, конечно), к Google Assistant — около 7 млн, к Apple Siri — ещё 8 млн.

Выходит, потенциально рынок умных колонок в России архиёмок. Но пока что в перечне повседневных задач, чаще всего решаемых российскими пользователями при помощи голосовых помощников — а это поиск в Интернете, навигация, справки о погоде, организация телефонных звонков, установка будильника и таймера, поиск и воспроизведение музыки — покупок онлайн попросту нет. Нет, в основном, потому, что интеграция облачных цифровых помощников с Интернет-магазинами требует от последних налаживания эффективного и удобного интерфейса для голосового поиска, в чём отечественные онлайновые ритейлеры в массе своей ещё не преуспели.

Что ж, самое время приниматься за дело. Судя по всему, умная колонка, умный экран или просто смартфонное приложение для связи с облачным помощником имеют вскоре все шансы стать — в том числе благодаря спровоцированным коронавирусом переменам в привычках и образе жизни сотен миллионов людей по всему миру — таким же привычным каналом Интернет-покупок, как веб-браузер или фирменное приложение онлайнового магазина.

Источник: Максим Белоус, crn.ru