18 марта 2020 г.

Карантинные меры против распространения коронавируса способствуют росту онлайновой торговли, — обосновывать столь самоочевидный тезис незачем. Однако масштабы этого роста ещё только предстоит оценить, когда COVID-19 будет взят под контроль по всему миру, а привычка делать покупки онлайн у десятков и сотен миллионов новых клиентов e-commerce останется. Пока что имеющиеся свидетельства увеличения оборотов Интернет-торговли уже порождают у ритейлеров совсем не осторожный оптимизм.

В первых числах марта компания Amazon рекомендовала сотрудникам своих офисов в Нью-Йорке и в Нью-Джерси переключиться на работу из дома в целях противодействия распространению вируса. Однако не прошло и десяти дней, как та же самая Amazon объявила о планах нанять дополнительно сразу сто тысяч складских рабочих, курьеров и иных специалистов в области логистики и хранения в одних только США, поскольку действующий персонал не справляется с неуклонно растущими объёмами заказов. О росте нагрузки на крупнейшего онлайнового ритейлера планеты говорит хотя бы тот факт, что обещанные участникам платной программы Amazon Prime варианты доставки «день в день» и «на следующий день» фактически недоступны уже почти месяц, — сроки растягиваются на трое-четверо суток, вплоть до недели.

Нанимать планируется как постоянных, так и временных сотрудников, причём оплата труда для наиболее востребованных позиций также будет увеличена. В настоящее время складские рабочие и курьеры Amazon получают около 15 долл. в час, а к концу апреля эта сумма вырастет на 2 долл. в час. В официальном заявлении о своих планах компания напрямую обратилась к оказавшимся сегодня на улице работникам наиболее пострадавших от COVID-19 индустрий — ресторанной, туристической, развлекательной — с призывом «включиться в работу в составе нашей команды, по крайней мере до тех пор, пока всё не придёт в норму и ваши прежние работодатели не получат возможность вернуть вас на привычные рабочие места».

По данным американского SaaS-провайдера Quantum Metric, которые приводит Yahoo! Finance, за первые два месяца текущего года количество актов Интернет-покупок выросло на 52% по сравнению с тем же периодом 2019 г.. а число уникальных онлайновых покупателей увеличилось на 8,8%. Учитывая, что эти данные охватывают остававшийся довольно спокойным январь, а также февраль, на протяжении которого панические настроения ещё не взбудоражили основную массу покупателей, рост оборотов американской e-commerce на протяжении первого квартала 2020-го в процентном выражении наверняка окажется ещё более значительным. К примеру, в КНР за последние пять дней января и первые пять дней февраля выручка от продаж онлайн одних только продуктов питания и у одного только агрегатора JD.com выросла на 215% год к году.

Курсы акций представителей e-commerce и специализирующихся на доставке компаний на биржах США уверенно растут с конца января. Национальная федерация ритейла Америки объявила в конце февраля, что ожидает общего роста объёмов розничных продаж в стране по итогам текущего года на 3,5-4,1% до, соответственно, 3,93-3,95 трлн долл. Что же касается Интернет-ритейла отдельно, то его обороты должны увеличиться в диапазоне 12-15%, до 870,6-893,9 млрд долл.

В Китае крупнейшие онлайновые агрегаторы розничных продаж не просто следуют тренду, стремясь отгружать покупателям востребованные товары в достаточных объёмах и своевременно пополнять склады с учётом карантинных ограничений. Они уже с конца января действуют на опережение, предлагая своим потенциальным партнёрам особые условия для начала сотрудничества. Так, подразделение Alibaba Cloud разработало и внедрило целую серию облачных решений e-commerce для компаний, которые прежде никогда не занимались онлайновой торговлей, а теперь вынуждены выходить в Интернет просто для того, чтобы выжить и сохранить свой бизнес.

С использованием этих решений, утверждают разработчики, ведомый специально обученным консультантом мелкий или средний B2C-торговец способен сформировать на платформе Alibaba онлайновую витрину своего магазина и обеспечить эффективную доставку заказанных через неё товаров в течение максимум пяти суток. Аналогичные решения для более сложных цепочек продаж, B2B2C и O2O (online-to-offline; имеется в виду наладка системы онлайновых платежей для бизнесов, которые прежде были ориентированы исключительно на наличный расчёт), развёртываются чуть дольше, до 25 суток. Всплеск спроса на услуги e-commerce наблюдается по всему миру. В Индии локальные онлайновые ритейлеры по итогам февраля отмечают двукратный рост числа Интернет-заказов, а также рост объёма средней корзины покупок на 15-20% в денежном выражении.

В России объёмы онлайновой торговли также стремительно растут: как сообщают «Известия», только за вторую неделю марта число заказов товаров с доставкой до двери увеличилось в стране на 20%. По отдельным категориям товаров обороты российской e-commerce выросли в полтора-два раза, а если брать только медицинские маски и антисептики, то и на десятки тысяч процентов. Ассоциация компаний Интернет-торговли (АКИТ) уверена, что из-за распространения COVID-19 следует ускорить принятие законопроекта о продаже лекарств онлайн, — и дистанционная реализация безрецептурных препаратов вскоре, судя по всему, будет легализована.

По информации от отечественных Интернет-ритейлеров, которую приводит «Российская газета», отдельные онлайновые торговые площадки в нашей стране фиксировали в начале марта двукратный рост продаж в денежном выражении. Рост курса доллара к рублю стимулирует увеличение продаж выставленных ещё по довирусным ценам высокотехнологичных устройств, от телевизоров и стиральных машин до компьютеров и смартфонов. Заодно рост интереса к покупкам онлайн и сокращение числа посетителей привычных торговых площадок может, по словам специалистов НИУ ВШЭ, привести к снижению стоимости аренды по крайней мере в крупных и средних ТЦ России, — в среднем до 15% по итогам года.

Источник: Максим Белоус, crn.ru