31 марта 2020 г.

Коронавирус пока не создал новые проблемы на рынке смартфонов, но акцентировал имеющиеся. Особых поводов для радости у канала в этом сегменте нет, хотя развитие событий предсказуемое.

В феврале, который из конца марта выглядит позитивным, глобальные продажи смартфонов в натуральном выражении сократились на 38% в сравнении год с годом, по данным Strategy Analytics: с 99,2 до 61,8 млн. Это самый сильный спад из зарегистрированных в истории рынка, который, как отмечают аналитики, коснулся всех категорий смартфонов. Март, судя по всему, также будет невеселым, что вполне предсказуемо — мартовского карантина в Индии уже достаточно для плохих новостей для всего сегмента, а это будет не единственный драйвер, толкающий рынок смартфонов вниз.

Внутри пятерки лидеров происходят интересные перестановки, которые начались в «довирусную эпоху». Напомним, что по итогам четвертого квартала прошлого года уверенно растущая Apple вышла на первое место по объему продаж смартфонов, потеснив Samsung на второе место, согласно данным IDC. Samsung, заметим, начал падение вместе с занимавшим третье место Hiawei. На этом фоне дела у Xiaomi (номер четыре) и Oppo (номер пять) шли относительно ровно как в рамках квартала, так и в целом по году.

Заметим, что в прошлом году общее падение рынка составило 2,3%, по данным IDC, а вот за пределами пятерки лидеров оно составило 12,9%, что сопоставимо с февральским обрушением. Как мы видим, ударными темпами идет монополизация рынка. Ставка на лидеров оказывается наиболее выгодной для канала, что усугубляет положение вендоров, оказавшихся в графе «прочие».

Причина проста: смартфоны как класс вступили в эпоху коммодизации. На наших глазах они перестают быть «статусной вещью», моделей с радикальными отличиями в технической составляющей на рынке почти нет, поэтому абоненты в большинстве случаев делают выбор в пользу наиболее распространенных моделей. Сейчас тренды коммодизации усугубляются ситуацией с вирусом: кому показывать «новую трубу», если ты сидишь на карантине? Отсутствие привычки хвастаться «статусными моделями» за время карантина будет зафиксировано — напомним, что в среднем для этого нужно порядка трех недель.

Российский рынок, как обычно, имеет выраженные локальные драйверы, но в целом следует за глобальным. Российские ритейлеры отмечали всплеск спроса в начале года на смартфоны и на всю бытовую технику (о чем СRN/RE писал). Справедливо ожидая падения рубля вслед за ценами на нефть, россияне активнее тратили деньги, в том числе, и скупая смартфоны, несмотря на отсутствие свежих моделей.

Свежие модели вендоры на рынок продолжают выводить даже в условиях эпидемии. В отсутствии MWC и при доступности только онлайн-презентаций запуск даже для топовых смартфонов проходит не очень ярко, а для «среднячков» оказывается вообще почти незаметен. Это уже видно по запуску новинок в линейке Samsung Galaxy S. Новые модели Galaxy S20, вышедшие в феврале, продаются на 40% хуже (!) в сравнении с Galaxy S10, по информации южнокорейского издания Seoul Economic Daily, хотя абсолютные цифры продаж издание не публикует. Судя по всему, так же будет и с новинками Huawei P, представленными в марте.

Проблема вызвана не только вирусом — драйверов, способных интенсифицировать продажи новинок, как не было, так и нет. В упомянутых корейских и китайских флагманов интересны камеры, но других инноваций, способных мотивировать на покупку, нет. Развитие 5G, обещанное в качестве драйвера в направлении клиентских устройств, пока никак себя не проявляет и непонятно, когда проявит. Абонентам из европейского и американского региона, мягко говоря, не до аппаратов, преимущества которых раскрываются на стадионах, вокзалах и в других местах массового скопления пользователей.

В данном случае интересна динамика на китайском рынке, где эпидемия побеждена, восстановлена ранее ограниченная мобильность миллионов абонентов, а «пятое поколение» сетей успешно развивается, наращивая коммерческое покрытие. Поэтому будем следить за продажами упомянутых флагманов, а также топовых моделей производства брендов второго эшелона, которые тоже представляют интересные решения. Например, ZTE представил Axon 11, который оказался самым легким смартфоном с поддержкой 5G. Наблюдение за динамикой китайского сегмента 5G позволит с высокой степенью вероятности предвосхитить аналогичные события на других локальных рынках, которые начнут происходить там, когда эпидемия отступит.

Источник: Александр Маляревский