16 апреля 2020 г.

Наби Ибатулин

Мобильные приложения начинают становиться необходимым инструментом для бизнеса. И не удивительно, что заказать себе приложение для смартфона хотят многие предприниматели. Однако при начале работ далеко не всегда все идет гладко. Расскажем о тех ситуациях, когда клиент оказывается не готов заказывать мобильное приложение.

Создание мобильного приложения требует тщательной подготовки, и хорошо, когда у вас уже есть четкое понимание, для кого будет это приложение, какие ему нужны функции и возможности, какой будет дизайн и каким образом окупается «все веселье». Однако на практике далеко не всегда дела складываются так радужно. Вместо этого разработчику приходится включаться в создание концепции приложения и стратегии его развития. В большинстве случаев такое сотрудничество идет на пользу проекту, но бывают ситуации, когда опытный разработчик откажется участвовать в проекте и попросит клиента подготовиться получше.

Если ваши ожидания не соответствуют бюджетам

Кто не хочет получить нечто выдающееся при достаточно скромном бюджете? Действительно, сегодня можно заказать хорошее приложение, заплатив чуть более 100 тыс. рублей. Но это будет базовая версия. Иногда клиент с бюджетом в 150 тыс. рублей ищет подрядчика, но когда исполнитель демонстрирует готовность выполнить работу, выясняется, что ожидания заказчика не соответствуют бюджету. В нашей практике было несколько примеров, когда заказчики хотели получить свое «Avito» или «Яндекс.Такси» за 200-300 тыс. рублей, хотя на разработку подобных мобильных приложений уходят десятки миллионов. Поэтому перед началом предметных переговоров нужно обязательно узнать, какой набор функций может реализовать подрядчик в рамках контракта.

Если для приложения не продумано позиционирование

На одном из проектов у нас возникла задача создать приложение, которое поможет автоматизировать поставки в рестораны. Однако заказчик толком не изучил рынок и не предусмотрел перспектив развития своего проекта. Когда мы приступили к изучению ситуации, оказалось, что подобные решения уже есть на рынке, а для реализации конкретно этого проекта существует множество технических сложностей. Для любого мобильного приложения нужно продумать дорожную карту (RoadMap), предусмотрев все этапы его развития. Если в приложении нужны будут функции оплаты или подключения программы лояльности, вы можете не заказывать их сразу, но продумывать схему их реализации нужно на начальном этапе стратегического планирования.

Если вы считаете, что можно сделать намного дешевле

Разные разработчики работают по разным ценам. Для создания мобильного приложения можно обратиться в профессиональную компанию с большим опытом, найти фрилансера в интернете, наконец, написать приложение самостоятельно, пользуясь открытыми инструкциями и мастер-классами. При этом в каждом из случаев на разработку будут уходить разные объемы средств, и исполнитель сможет предоставить вам различный уровень сервиса, скорости и гарантий качества. Недавно к нам обратился предприниматель, который хотел заказать разработку приложения для автоматизации заказа свежей выпечки, но на каждый из пунктов прайса указывал, что «это можно сделать вдвое дешевле». Если вы оказались в такой ситуации, обычно это означает, что вы либо недооцениваете потребности своего будущего приложения, либо вам нужен вариант исполнения попроще.

Если вы не уверены, какие функции будут востребованы

В таком случае начинать разработку «по максимуму» точно не стоит. Но вместо этого можно сделать MVP — приложение с минимальным набором функций, которое можно легко и быстро запустить, проверить отклик со стороны пользователей, изучить запросы к функционалу и так далее. Это очень важно на проектах, где разработчики вовлечены не только как исполнители, но и как консультанты. Когда клиент отказывается делать MVP, хочет получить все и сразу, но при этом не имеет четкого видения, я считаю, нужно настаивать на MVP. Иначе мы все вместе получим неоправданные ожидания, и стоимость исправлений будет выше, чем цена предварительной разработки.

Если деньги скоро будут, но пока их нет

Конечно, в жизни бывают ситуации, когда у человека есть идея, но нет денег. В этом случае вы можете привлечь инвестора, которому нужно показать хотя бы базовую версию мобильного приложения. Разработчик может пойти навстречу и создать вместе с вами концепцию приложения. Однако в этом случае на разработчика ложится риск отсутствия дальнейшего развития проекта. Мы участвуем в таких проектах, когда они имеют социальную значимость, например, направлены на образование или развитие детей. Но не стоит ожидать, что вам сделают сразу все приложение со всеми возможными функциями. Ведь для презентации инвестору достаточно базовой версии.

Можно изучить рынок при минимальных затратах

Конечно, далеко не всегда приложение заказывает уже зрелая компания с большим опытом и готовой концепцией. Ситуации бывают разные, и мы рекомендуем придерживаться подхода MVP для всех спорных случаев. Приложение с минимальной стоимостью и минимальным функционалом создается в кратчайшие сроки. Например, с использованием React Native или Flutter это можно сделать вдвое быстрее, чем при нативной разработке под Andorid или iOS, а также получить работоспособный продукт сразу для двух платформ.

После изучения спроса, реакции пользователей и руководства заказчика на новый мобильный продукт становится ясно, в каком направлении следует развивать мобильное приложение дальше. И, возможно, если вы понимаете, что для приложения пока нет четкого RoadMap, и вы не уверены, какой именно будет реакция аудитории, запуск MVP позволит определиться с дальнейшим развитием проекта при минимальных затратах.

Источник: Наби Ибатулин, руководитель практики мобильной разработки Neti