21 апреля 2020 г.

Источник: АПКИТ

20 апреля при поддержке АПКИТ в формате онлайн дискуссии эксперты обсудили подходы и тонкости оптимизации деятельности компаний в период кризиса. Организатором выступила рекрутинговая компания Heads Partners.

В дискуссии приняли участие Вадим Крутов, Chief of Staff to CEO of Bitfury; Александр Галка, руководитель юридической службы ГК Аплана; Алексей Афанасьев, советник Dentons; Анна Зверева, Dentons; Максим Лукавченко, адвокат; и Александр Иванов, управляющий партнер консультационной практики Baker Tilly Russia. Модерировал дискуссию Александр Абрамкин, CEO Heads Partners.

Вадим Крутов отметил, что это не очередная небольшая стагнация, что кризис будет серьезнее многих предыдущих, пришел надолго, не закончится с окончанием карантина, фундаментально изменит привычки и поведение потребителей. Компаниям прямо сейчас надо начинать пересматривать стратегии и бизнес-модели (продукты, каналы взаимодействия с клиентами и партнерами), модели взаимодействия с персоналом (удаленная работа, более частое использование аутсорсинга, сдельной работы и других более «гибких» форм, привлечение работников на удаленке из регионов с более низкой зарплатой и др.), готовиться действовать решительно и быстро — старый мир закончился и чем скорее компания это осознает, тем более велик шанс на выживание.

Сейчас главный показатель в фокусе — управление оборотными средствами, все остальное вторично, поэтому критически важно:

  1. чтобы генеральный директор лично занимался кризис-менеджментом;
  2. минимизировать/заморозить все платежи, кроме критичных для выживания и приготовиться к долгой работе с поставщиками;
  3. собрать дебиторскую задолженность как можно скорее и как можно большую ее часть, беречь денежную подушку;
  4. идентифицировать ядро компании (прибыльные даже сейчас направления и ключевых сотрудников, позаботиться об их сохранении);
  5. остальное «резать под корень», сразу, радикально, отказываясь от целых пластов и направлений работы.

При этом важно расставаться с сотрудниками корректно (Вадим назвал эту модель «закон+» — то, что можно по закону, плюс что-то в зависимости от ситуации конкретной компании) — репутация теряется очень быстро, а зарабатывается долго. В довершение Вадим отметил, что стоит думать и планировать, как компания будет расти после кризиса, закладывая и оберегая фундамент, на базе которого можно будет выстраивать бизнес.

Максим Лукавченко подтвердил, что сейчас особое внимание проверяющих органов к вопросам соблюдения трудового законодательства. Зачастую проведение проверки по заявлению условно недовольного сотрудника может быть первым шагом для более пристального внимания к деятельности компании. Поэтому корректное расставание — вопрос не только репутации, но и безопасности бизнеса. Кроме того, сотрудники компании должны иметь представление о своих правах и обязанностях (в первую очередь право «не свидетельствовать против себя», а также «право на адвоката»), а также об алгоритмах поведения при возникновении необходимости общения с правоохранителями. Любое взаимодействие должно быть только после консультации с адвокатом. Участие адвоката обязательно, т.к. юриста компании к защите сотрудника просто не допустят.

Александр Галка подчеркнул, что поиск совместных решений выхода из ситуаций критически важен для всех в период кризиса. В вопросах бизнеса, в идеале, каждый проблемный актив должен иметь своего антикризисного менеджера и план работы с ним. Отсутствие контроля и «замораживание» проблем — верный путь к тому, чтобы потерять бизнес в последующем.

Алексей Афанасьев уточнил, что в вопросах договорных отношений текущая ситуация может быть расценена судом как «форс-мажор». В случае, если сторона договора докажет в суде, что неисполнение ее обязательств по договору было вызвано именно эпидемией, такая сторона будет освобождена от ответственности за ненадлежащее исполнение. Вместе с тем, применимость этой нормы к конкретным правоотношениям, а также последствия нужно оценивать в каждом кейсе отдельно. В любом случае, обстоятельство непреодолимой силы не ведет к изменению договора и не является «автоматическим» основанием для отказа от договора.

Александр Иванов отметил, что нет ни одного безупречного варианта с юридической точки зрения в правовых методах уменьшения ФОТ, а это важный пазл всей оптимизации. В новой экономике люди — ключевой актив. Поэтому, когда мы говорим про оптимизацию, очень важно максимально сохранить ключевые компетенции. Вероятнее всего, что настоящий кризис начнется после завершения карантина, и у компании должен быть пошаговый план, когда все полетит вниз. Действовать надо будет очень быстро! Изменения, скорее всего, будут радикальными и сокращения на 10% не помогут.

Источник: Пресс-служба АПКИТ