24 апреля 2020 г.

23 апреля 2020 года в пресс-центре ТАСС состоялась пресс-конференция «Рунет до и после COVID-19: три сценария развития интернет-экономики в 2020 году», посвященная итогам исследования «Экономика Рунета 2019-2020», презентованного в рамках РИФ.онлайн.

Экономика Рунета в 2020 году

Директор РАЭК Сергей Плуготаренко вместе с аналитиком Ассоциации Марией Сайкиной представили главные выводы исследования «Экономика Рунета 2019-2020» и сделали особый акцент на влияние пандемии COVID-19 на хабы экономики Рунета.

«РАЭК разработан отраслевой подход к описанию и измерению „Экосистемы цифровой экономики России“ и „Экономики Рунета“. Он базируется на декомпозиции Экосистемы на 7 хабов (государство и общество, маркетинг и реклама, финансы и торговля, инфраструктура и связь, медиа и развлечения, кибербезопасность, образование и кадры), 10 срезов (аналитика и данные, бизнес-модели, разработка, дизайн, интерфейсы, юзабилити; интернет вещей, Mobile, гаджеты и железо, AI и BIG Data, регулирование, платформы, стартапы и инвестиции), 3 уровня (начальный, средний, гуру). В течение года мы проводим ряд исследований, пристально изучаем каждый хаб и срез, и аккумулируем все собранные в течение года данные в итоговый отчет», — рассказывает аналитик РАЭК Мария Сайкина.

Главные выводы исследования озвучил Сергей Плуготаренко: «Вклад экономики Рунета в экономику России в 2019 году составил 6,4 трлн рублей. При этом вклад основных сегментов составил 4,7 трлн рублей, показав прирост на 19% относительно 2018 года. Рассмотрим вклад отдельных хабов: маркетинг и реклама — 314 млрд руб.; инфраструктура — 126,8 млрд руб.; электронная коммерция — 4172,8 млрд руб.; медиа и развлечения — 85,7 млрд руб.. Непосредственный вклад мобильной экономики мы оцениваем в 1,7 трлн рублей».

РАЭК представила четыре сценария развития Рунета:

  • Инновационный (до 2014 года) — формирование рынков, резкий рост до 50% в год;
  • Негативный (2014-2015 годы) — влияние общеэкономического кризиса 2014-2015 гг. Двукратное снижение темпов роста;
  • Стабилизационный (2016-2019 годы) — восстановление после кризиса и переход к устойчивому росту в среднем на 15-20% в год;
  • Кризисный (2020-?).

«К сожалению, мы наблюдаем, что кризис перестал быть чем-то далеким, и стал вполне реальным, — отметила аналитик РАЭК Мария Сайкина, — В 2020 году наиболее вероятна реализация последних двух сценариев: негативного (рост 6-10%) или кризисного (рост до 6%). Отмечу негативные внешние факторы: пандемия COVID-19, падение курса рубля, глобальное переформатирование экономики и общественных отношений, политика. Скорость происходящих изменений пока не позволяет дать точные прогнозы. Существуют опасения, что экономический кризис будет намного глубже, чем кризис 2014-2015 гг., поэтому мы ввели две градации кризисного сценария: кризисный умеренный рост на 6-10% за счет 1 и 4 квартала 2020 года и кризисный негативный — рост от 0 до 5% с отрицательной динамикой некоторых рынков. При этом на текущий момент мы ожидаем реализации первой градации — рост от 6 до 10% за счет наличия ряда поддерживающих отрасль факторов».

«Кризис экономики Рунета — это лишь замедление роста, отрасль все равно продолжит развиваться», — считает Сергей Плуготаренко.

Хаб «Государство и общество»

Сергей рассказал об аудитории Рунета: «По данным Mediascope в феврале 2020 года аудитория Рунета составила 96,7 млн человек или 79% населения страны.

Рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил +4,2%. Кроме того, аудитория мобильного интернета в России составляет 86,2 млн человек или 70,5% населения страны, а эксклюзивная аудитория составляет 34 млн человек. Десктоп продолжает отдавать свою аудиторию мобайлу: 70,5% аудитории использует мобильные сервисы».

Основные тренды регулирования по данным дайджеста РАЭК «Право в ИТ»:

  • суверенный Рунет;
  • законодательство о защите прав потребителей в интернете;
  • защита данных;
  • обязанности ОРИ;
  • ограничение иностранного присутствия;
  • законопроекты, построенные на отсылочных нормах.

Пандемия COVID-19, безусловно, оказала значительное влияние на хаб «Государство и общество»: «Мы наблюдаем существенный рост трафика у сервисов видеоконференций, онлайн-гипермаркетов и сайтов по самообразованию. Резко выросли загрузки приложений Zoom и Skype: TOP-10 на iOS, TOP-50 на Android. При этом пользователи перестали посещать привычные офлайн-мероприятия, пользоваться некоторыми сервисами, например — каршерингом, — комментирует Сергей Плуготаренко, — Уверен, что по окончанию пандемии у интернета появится статус социально-значимого объекта, но экономически наша отрасль многое потеряет».

Хаб «Маркетинг и реклама»

По данным РАЭК объем сегмента маркетинг и реклама в 2019 году составил 314 млрд руб. (+19% относительно 2018 года), из которых: performance-реклама — 194,6 млрд руб. (+18% относительно 2018 года), медийная реклама — 31 млрд руб. (+16% относительно 2018 года), видеореклама — 19,1 млрд руб. (+55% относительно 2018 года), контент-маркетинг и маркетинг в соцсетях — 36,3 млрд руб. (+19% относительно 2018 года), web- разработка и мобильная реклама — 33 млрд руб. (+9% относительно 2018 года). Среди главных трендов: Интернет-реклама обогнала ТВ, видеореклама растет быстрее остальных рынков, движение в сторону максимальной персонализации, использование офлайн-данных, борьба c недобросовестной рекламой, вопросы качества измерений.

«По данным РАЭК объем сегменты электронной коммерции в 2019 году составил 4172,8 млрд рублей. Главные тренды: рост покупок с мобильных устройств, маркетплейсы, омниканальный ритейл, быстрая / бесплатная доставка, кроссбордер, доставка продуктов и еды, модель D2C (direct to customer), BigData, AR/VR, нейросети, 3D-печать, IT-инфраструктура», — продолжает Сергей Плуготаренко.

«Рассмотрим отдельно показатели по каждому сегменту Хаба: онлайн-ритейл — 1295 млрд руб. (+26% относительно 2018 года), онлайн-трэвел — 730,3 млрд руб. (+9% относительно 2018 года), рынок услуг в интернете — 808,7 млрд руб. (+19% относительно 2018 года), рынок электронных платежных услуг — 1338,8 млрд руб. (+19% относительно 2018 года). Отмечу, что 2019 году была изменена методика подсчета объема сегмента, поэтому динамика относительно 2018 года не приводится», — комментирует Мария Сайкина.

Прогноз на 2020 год — рост +6%, то есть 4426 млрд. рублей. Ожидаемые негативные тенденции:

  • падение количества заказов и величины среднего чека. Товарные категории в группе риска: одежда и обувь, товары для отдыха и путешествий, бытовая и аудио/видео техника. Наименьшее снижение ожидается по группам товаров «первой необходимости»: продукты питания и доставка готовой еды, товары для здоровья, детские товары, зоотовары.
  • перебои с поставками товаров из-за рубежа и существенное повышение их стоимости.
  • нулевая или отрицательная динамика рынка онлайн-тревел, транспортных услуг.

Факторы поддержки:

  • сохранение спроса на отдельные группы товаров;
  • снятие ограничений на дистанционную торговлю лекарственными средствами;
  • формирование привычки к онлайн-покупкам;
  • C2C-коммерция;
  • онлайн-образование и дистанционное обучение;
  • рост доли безналичных платежей.

Хаб «Инфраструктура и связь»

«В 2020 году мы ожидаем изменение темпов роста и снижение доходов операторов, плюс именно у них будут ограничения по лимитированию доступа к интернету у пользователей, ну и дополнительные издержки оператора.

Мы оцениваем объем этого рынка в 126,8 млрд руб. (+19% относительно 2018 года). Главные тренды: рост спроса на облачные услуги, консолидация рынка, значительный рост влияния мобильных технологий, многообразие PaaS и IaaS решений», — считает Сергей Плуготаренко.

Среди рынков, входящих в сегмент, наибольший рост показал рынок инфраструктуры, куда входят услуги по предоставлению виртуализованной инфраструктуры и вычислительных мощностей, платформы для размещения, разработки и управления приложениями, базами данных, веб-сервисами, постоянно находящимися в интернете. По итогам 2019 года объем этого рынка достиг 100 млрд руб., рост по сравнению с 2018 годом составил 21%, что совпадает с прогнозами экспертов исследования РАЭК «Экономика Рунета 2018». Темпы роста рынка облачных технологий (SAAS) также совпали с прогнозными: рынок вырос на 19%, его объем на конец 2019 года составил 15,2 млрд руб. Рынок хостинга (услуги по предоставлению вычислительных мощностей для размещения и/или хранения информации на серверах, постоянно находящихся в интернете, за исключением облачного хостинга) сохранил динамику предыдущих лет несмотря на прогнозы по снижению темпов роста. В 2019 году рынок вырос на 10% (в 2017 и 2018 г.г. рынок рос на 10% и на 10,5% соответственно), его объем увеличился до 8,1 млрд руб. Сохранению динамики по-прежнему способствуют регуляторные инициативы по локализации данных на территории России и исполнение «Пакета Яровой». Рынок доменов постепенно активизируется после отмеченного в 2018 году спада. В 2019 году объем рынка составил 3,5 млрд руб., рост по сравнению с 2018 годом — 5%, в то время как по итогам 2018 года рынок вырос всего на 3,1% после существенного роста, отмеченного в 2015-2017 г.г.

По прогнозам РАЭК к концу 2020 года объем рынка вырастет на 8% и составит 137 млрдрублей. Ожидаемые негативные тенденции:

  • сворачивание долгосрочных проектов по развитию инфраструктуры;
  • снижение доходов регистраторов доменов из-за невозможности клиентов оплачивать их услуги;
  • дополнительные издержки в связи с реализацией регуляторных требований.

Факторы поддержки:

  • рост спроса на облачные технологии в связи с массовым переходом на удаленную работу;
  • необходимость выполнения положений законодательства в части локализации хранения данных.

Хаб «Медиа и развлечения»

По данным РАЭК объем сегмента медиа и развлечения в 2019 году демонстрирует рост в 14% относительно 2018 года и составляет 85,7 млрд рублей. Главные тренды: легальный контент победил, платная модель потребления онлайн-видео доминирует над рекламной, потоковые музыкальные сервисы — основной способ потребления музыки, стримеры и видеоблогеры.

Рост объема рынка онлайн-видео превысил прогнозируемые в 2018 году 30%. В 2019 году рынок вырос на 34%, его объем составил 7,8 млрд руб. Доля платной модели в структуре выручки продолжает увеличиваться, а среди моделей платного распространения контента лидерство принадлежит подписной модели (SVoD). Таким образом, можно утверждать, что в России сформировалась устойчивая аудитория легальных онлайн-видеосервисов, которая пользуется ими регулярно и готова платить за те преимущества, которые они при этом получают. Рынок онлайн-музыки, вопреки прогнозируемому в 2018 году спаду динамики роста до 8%, по итогам 2019 вырос на 20% и достиг объема 4,2 млрд руб. Основным драйвером роста рынка стало потоковое прослушивание музыки. В свою очередь, благоприятными факторами для развития стриминга являются рост проникновения мобильных устройств, высокое качество мобильной связи, возможность получить доступ к большему объему контента, а также формирование у пользователей привычки платить за контент. Мобильные игры являются основным драйвером роста рынка онлайн-игр наряду с повышением качества и скорости интернет-доступа, что позволяет без задержек играть в многопользовательские игры и игры с высоким требованием к качеству изображения. По итогам 2019 года рынок вырос на 12% при прогнозируемом росте 10%. Объем рынка онлайн-игр по итогам года составил 69,4 млрд руб. Рынок по-прежнему остается самым большим по объему в составе сегмента цифрового контента. Рост рынка электронных книг в 2019 году совпал с прогнозируемыми 16%. Рынок достиг объема 4,3 млрд руб. При этом очевиден тренд на снижение динамики роста, который отмечается уже на протяжении 4 лет (2016-2019) после пикового скачка на 77% в 2015 году. Сегодня рынок растет за счет увеличения использования мобильных устройств, а также за счет повышения вовлеченности аудитории в использование форматов.

По прогнозам РАЭК, по итогам 2020 года, рынок вырастет на 8% и составит 93 млрд рублей.

Ожидаемые негативные тенденции:

  • падение доходов от размещения рекламы;
  • снижение платящей доли аудитории.

Факторы поддержки:

  • рост потребления контента;
  • повышение вовлеченности аудитории;
  • потоковые сервисы с оплатой за подписку;
  • рост игрового сегмента, в том числе за счет привлечения новых пользователей.

Хаб «Кибербезопасность»

«Тема кибербезопасности сегодня особенно актуальна. Резко увеличилось число спам-сообщений и мошеннических рассылок. Тема коронавируса используется мошенниками в качестве приманки. Прогнозируется рост числа кибератак на компьютеры, оборудование и незащищенные домашние сети сотрудников компаний, которые из-за коронавируса перешли на удаленный режим работы. В группе риска — персонал финансовых учреждений, телеком-операторов и IT-компаний», - рассказывает Сергей Плуготаренко.

Хаб «Образование и кадры»

Порядка 80% ВУЗов России перевели обучение в дистанционный формат. Среди ВУЗов, подведомственных Минобрнауки, 100% перешли на дистанционный формат работы со студентами. После окончания каникул на дистанционное обучение также перешли общеобразовательные школы. Наиболее распространенные барьеры для перехода на дистанционное обучение: недостаточно развитая информационная инфраструктура, отсутствие необходимого оборудования, недостаточный объем каналов связи, неготовность персонала, а также учеников и студентов, отсутствие понимания принципов организации дистанционного образования и механический перенос принципов офлайн-обучения в онлайн.

Жизнь в Рунете: современный интернет-пользователь

Директор РОЦИТ Сергей Гребенников рассказал об итогах «Цифрового диктанта», а также презентовал «COVID-диктант».

«В связи с текущей ситуацией, сейчас большинство людей остаются дома и пользуются интернетом значительно чаще, чем раньше.

Наша задача, как региональной общественной организации, в такое непростое время научить пользователей с особенным вниманием относиться к своим данным и с осторожностью совершать различные действия в интернете. Наш ежегодный проект Цифровой Диктант, который прошел с 28 марта по 11 апреля, был в первую очередь направлен как раз на то, чтобы через игровые механики и сложные вопросы помочь пользователям окунуться в разные ситуации и научиться критически оценивать их перед тем, как совершить то или иное действие в интернете. В этом году в акции приняли участие более 330 тыс. человек. Их средний уровень цифровой грамотности составил 7,25 баллов из 10 возможных.

Оценив такую широкую вовлеченность пользователей, мы с партнерами решили продолжить использовать платформу и запустили еще одну акцию — Всероссийский диктант по персональной защите от COVID-19. Этот диктант прошли уже более 45 тыс. пользователей и мы видим высокий уровень их информированности о мерах защиты от коронавируса (в среднем пользователи отвечают верно на 10 из 12 вопросов). Акция продлится до 30 апреля.

В заключение я хотел бы отметить, что именно от пользователей зависит, как интернет будет развиваться после завершения пандемии. Я верю, что в нашим возвращением в офлайн интернет превратится во вспомогательный сервис, делающий нашу жизнь лучше, а не заменяющий ее, как это происходит сейчас», — сказал Сергей Гребенников, Директор РОЦИТ.

Россия и устойчивое цифровое развитие

Директор ТИАР-центра Антон Губницын рассказал о том, как чувствует себя сфера шеринга в России, а таке представил результаты исследования устойчивого развития.

«Пандемия коронавируса показала критическую важность цифровых технологий для обеспечения устойчивой работы бизнеса, госорганов, образования и здравоохранения.

Мы с вами переходим в онлайн режим. Школы и университеты перешли на дистанционное обучение, обеспечив непрерывность образования.

Мы видим, что новые риски, формирующиеся на стыке „человек — цифровизация — устойчивое развитие“, могут существенным образом повлиять на наше будущее. По итогам анализа вызовов цифровой трансформации, проведенного с привлечением экспертов IT-сектора и сферы устойчивого развития, в рамках исследования разработан план необходимых шагов по обеспечению устойчивости цифрового развития России», — выступил Директор ТИАР-центра Антон Губницын.

Среди ключевых необходимых действий пользователей — повышение цифровой грамотности, информационная гигиена. А также рост осведомленности пользователей о сборе и обработке персональных данных и способах защиты своих данных — эта тема стала особенно актуальной в связи с введением в Москве электронных пропусков. Также пришло время внедрять практики кибербезопасности и ответственного потребления на уровне домохозяйств.

Важным шагом со стороны государств является интеграция вопросов информационной гигиены и цифровых компетенций в образовательные программы. Что касается киберпреступности, важной мерой является межгосударственное сотрудничество по противодействию этой опасности. Обеспечение удаленных населенных пунктов доступом к сети Интернет — по-прежнему ключевая и базовая мера для преодоления цифрового неравенства. Кроме того, в силах государства внедрение стимулирующих мер для бизнеса и граждан к переходу к принципам экономики замкнутого цикла.

«Меры, которые могут и должны принять корпорации для уменьшения рисков, связанных с цифровой трансформацией — это прежде всего следование принципам открытости, прозрачности, инклюзивности и ответственности при разработке и использовании алгоритмов ИИ.

А также отказ от сбора избыточной персональной информации. Мы ждем от бизнеса прозрачности в отношении уязвимостей и утечек. И конечно действий по снижению собственного углеродного следа: сегодня 3,7% всех выбросов парниковых газов связаны с цифровыми технологиями», — считает Антон Губницын.

Тренды и аналитика социальных сетей 2020

Директор по маркетингу Brand Analytics Василий Чёрный рассказал о главных трендах в социальных сетях: «Сегодня активных авторов в социальных медиа — 49 млн. Лидирующая позиция остается за социальной сетью в Вконтакте — порядка 30 тысяч авторов в месяц.

За ним следует Instagram — порядка 27 тысяч авторов за месяц. Отмечу еще один важный тренд последних лет — увеличение мультимедийного контента: 25 млн картинок в день. Каждая третья картинка содержит текст: реклама, мемы, вбросы и „нежелательные документы“ . Кроме того, ежедневно в день публикуется около 2 млн видеоконтента. В этом году ожидается прирост примерно в два раза. По видео-контенту лидируют Одноклассники. Также важно отметить, что самая „злая“ площадка среди всех соцмедиа — YouTube. В основном кибербуллинг применяется со стороны мужчин по отношению к женщинам: набирают обороты слатшейминг, фетшейминг, виктимшейминг».

Новый этап в жизни Рунета

Андрей Воробьёв, директор Координационного центра доменов .RU/.РФ, поделился знаменательными событиями для российского сегмента интернета — 26-летием национального домена .RU и грядущим 10-летием домена .РФ. Также спикер сообщил о запуске ресурса 10.кц.рф и проекта «Поддерживаю.рф» — одного из первых локальных проектов по теме универсального принятия IDN-доменов с акцентом на поддержку кириллических доменных имен и почтовых адресов.

«Сегодня, во время пандемии, Координационный центр, Технический центр Интернет, MSK-IX и аккредитованные регистраторы доменов продолжают работу (преимущественно в дистанционном формате), обеспечивая стабильность функционирования доменного пространства .RU и .РФ.

Да, наблюдается небольшой спад регистраций и продлений в национальных доменах, но он не носит драматичного характера, а наши прогнозы позволяют сохранять уверенность, что подавляющее большинство ресурсов в национальных доменах продолжит работать в штатном режиме и поможет россиянам пережить это непростое время», — поделился Андрей Воробьёв.

Рунет: итоги 10-летия

Сергей Давыдов, доцент Департамента медиа Высшей школы экономики, подвёл итоги десятилетия для Рунета и представил прогнозы на будущее. Общими тенденциями и событиями за последние 10 лет стали «взросление» индустрии из «закрытой тусовки» в состояние, когда «интернетом занимаются все», появление крупных компаний на фоне общего динамичного роста рынка (Яндекс, Mail.ru Group и др.), а также активное государственное регулирование отрасли. Компания 10-летия — Яндекс, а персона 10-летия — Аркадий Волож. Среди трендов будущего Сергей Давыдов обозначил дальнейшую диверсификацию и усиление давления на бизнес со стороны государства. Спикер отметил, что приближается «конец истории»: Интернет дошёл до предела скорости, более высокая скорость потребителям не нужна.

Источник: Пресс-служба компании РАЭК