15 мая 2020 г.

Некоторые из прогнозов разнонаправленные, что выглядит странно, однако в диалектическом мире так и должно быть, некоторое удивление вызывают прогнозы однозначные, но и они тоже присутствуют.

В2С: экономия или роскошь?

Прогнозы противоречивые. Одни аналитики уверены, что в условиях наступившего кризиса пойдет мощный тренд на «разумное потребление», что означает тщательный выбор девайсов пользователями с фокусировкой на базовые характеристики и на соотношение «цена/производительность» (в самом широком понимании этого термина), а также увеличенный срок жизни гаджетов на фоне ухода «запланированного устаревания», «морального устаревания» и прочих терминов из довирусной эпохи.

Другие говорят про отложенный спрос, который обязательно «выстрелит» после отмены карантинных мер, про пользователей, истосковавшихся по шоппингу, делающих выбор в пользу избыточности и даже некоторой роскоши, а поэтому сметающих с полок топовые устройства.

Легко предположить, что люди, потерявшие работу или бизнесы — а рынок труда «пополнится» и достигнет от 5 до 7 млн трудоспособных, по оценкам Александра Сафонова, профессора Финансового университета при правительстве РФ — в большинстве своем будут покупать «на минималках», что по объемам будет даже ниже, чем «с разумным потреблением».

Как выглядит «разумное потребление» в современных условиях? Сделать предположения можно, посмотрев на ситуацию с ноутбуками, которая сложилась в российском ритейле. Если в начале года россияне интересовались моделями в среднем за 56 тыс. руб., по данным «Яндекс.Маркет», в ходе ажиотажного мартовского спроса пользователи чаще искали устройства за 63 тысячи рублей и выше, а потом все изменилось, причем достаточно быстро. В начале апреля средняя стоимость наиболее популярных предложений снизилась до 49 тыс., в конце месяца варьируясь в пределах 50-53 тыс.

Итак, все потрясения только начались, а массовый пользователь в РФ уже начал сокращать траты и достаточно активно экономить. Рост спроса на продвинутую технику со стороны «истосковавшихся по шоппингу» покупателей пока не заметен, хотя, вполне возможно, они в апреле не успели истосковаться до нужной степени, а к лету ситуация в топовом сегменте несколько изменится.

«Удаленка»: тренд еще восходящий или уже наоборот?

Россияне попробовали офисную работу: 84% респондентов, опрошенных в конце апреля при совместном исследовании Mail.ru и ResearchMe, подтвердили, что перешли на дистанционный формат работы полностью или частично. Про эффективность удаленной работы мнения разделились: больше половины опрошенных (58%) отметили, что работа в офисе была эффективнее, но свыше трети (38%) считают, что могут продуктивно могут работать и из дома.

Бизнесы уже сделали вложения, необходимые для первичной организации соответствующих рабочих процессов — как в техническом, так и в управленческом плане — а сами процессы в первом приближении уже даже оптимизированы. Мнение работодателей, сформированное первым месяцем «удаленки», пока узнать не удалось, но очевидно, что компании могут радикально уменьшить офисные площади и неплохо на этом экономить: стоимость рабочего места в офисах класса «А» составляет порядка 130+ тыс. руб. за год в зависимости от города. Как бизнес воспользуется этим шансом, пока непонятно, но некоторые прогнозы можно сделать по реакции игроков рынка офисной недвижимости.

Уже во втором квартале признаки рецессии стали активно проявляться. Пока доля свободных офисных площадей выросла незначительно, но уже значительное количество арендаторов — порядка трети — испытывают финансовые трудности и задумываются о сворачивании офисов или об уменьшении арендуемой площади. Рынок офисной недвижимости ждет переформатирование. Например, может радикально возрасти доля «гибких офисов», микса из коворкинга и классического корпоративного офиса, оптимальных для арендаторов, значительная часть сотрудников которых появляются на работе не каждый будний день, а посменно или, предположим, в силу производственной необходимости. Сейчас доля таких офисов составляет единицы процентов, но может вырасти до четверти.

Это означает обновление требований к сетевой инфраструктуре, организации парка печатных устройств, ИБ, а также к парку офисных компьютеров. В среде офисных ПК массово пойдет ускоренное внедрение различных новых бизнес-моделей, например, BYOD/CYOD.

Виртуализация для интенсификации

Популяризация BYOD/CYOD в разных формах становятся драйверами для виртуализации. Идея «отцепить» данные и приложения от физического устройства не нова и в техническом плане хорошо проработана. Однако до настоящего времени в рыночном плане она продвигалась достаточно вяло, прежде всего, в силу консервативности корпоративных пользователей. «Тонкие клиенты» продвигали, делая акценты на их безопасности (хакерам красть с такого компьютера нечего), простоты в управляемости и оптимизированной стоимости аппаратной части таких компьютеров.

Сейчас ситуация изменилась, в частности, для рынка оказалось важным, что в «тонкий клиент» можно превратить любой ПК достаточной производительности. Есть несколько вариантов для решения такой задачи. Например, Dell рекомендует использовать программный «конвертер», превращающий систему в «тонкий клиент». Это возможно даже с возрастными legacy-ПК, не говоря уже о современных компьютерах. Более того, такие решения у Dell есть как для ПК, так и для планшетов и даже для смартфонов. НР, который также активно двигает «в массы» направление «тонких клиентов» в апреле предложил загрузочную флэшку ThinPro Go, у которой «на борту» софт НР ThinPro на базе Linux. Эта флэшка превращает систему в «тонкий клиент» — достаточно подключить новинку к USB-порту компьютера. Такой подход позволяет получить надежные и безопасные рабочие места для современных пользователей, которые трудятся как дома, так и в офисе, используя один и тот же компьютер и для рабочих, и для личных задач.

Пользователь подключается по безопасному туннелю к инфраструктуре предприятия, проходит процедуру идентификации и работает со своим виртуальным ПК, со своим набором виртуальных приложений, документов, прав доступа и пр. Важно, что смарт-агент, установленный на компьютере пользователя, не подвластен самому пользователю, что хорошо по многим причинам — например, автоматически позволяет разделить частные и корпоративные данные и приложения на BYOD/CYOD-компьютере.

Вместо заключения

Прогнозы качественные, так как количественные делать пока невозможно в принципе: нет понимания, когда и как закончится пандемия, какой урон экономике будет нанесен от отдельных карантинных мер, а также от происходящих от них синергетических и мультипликативных эффектов. Но многое уже понятно, например, ритейл ждет значительное — на десятки процентов — сокращение объемов продаж, офисную инфраструктуру во многих случаях — переформатирование, «тонкие» клиенты — бум. Это лишь некоторые из штрихов, характеризующих «дивный новый мир».

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE