29 июня 2020 г.

Успевший надоесть красивый термин начинает получать конкретное наполнение, которое оказывается все более интересным. «Коронакризис» оказался прекрасным катализатором и драйвером для глобального и для российского ИТ, как отметила Наталья Галян, генеральный директор Intel в России, выступая на мероприятии «ИТ трансформация в новой реальности». Вполне возможно, именно «новая нормальность» будет определять тактическое развитие ИТ в разных сферах — ПК, «облака», ИБ и т.д. — а также рынка в целом.

Локдаун прошел...

Первую волну вируса глобальная экономика перенесла хотя и со значительными потерями, но без катастроф, как и предсказывали аналитики (о чем CRN/RE писал). Такое развитие событий во многом определила ИТ-индустрия, которая позволила быстро перевести огромное количество людей на удаленную работу. Быстрый и массовый переход всей страной на удаленную работу состоялся, как отметил Филипп Генс, глава группы компаний ЛАНИТ, пусть не без некоторых огрехов, но в целом вполне успешно, о чем говорили и другие выступавшие на форуме «ИТ трансформация в новой реальности», проводим Intel.

Такие же выводы высказывали и на других форумах, например, на ежегодной Cisco Live (подробней о мероприятии CRN/RE писал). «Технологии помогли бизнесу в считаные дни перейти к удаленной работе, — отметил Чинтан Патель, CTO Cisco. — Технологии помогут вернуться в офис». Возврат в офис создает новые риски и требует от индустрии новых решений, но полного возврата работников к традиционным формам офисного труда не случится, более того, массовый переход на «удаленку» продолжается и после отмены локдауна!

...процессы продолжаются!?

После отмены четверть россиян остались работать в удаленном режиме (ровно 25%), по данным опроса «Работа.ру», на который ссылается РБК, причем еще 7% стали сочетать «удаленку» и традиционную работу в офисных локациях. Это означает, что теперь «удаленку» в разных формах практикует 32%, когда в условиях локдауна таковых было всего 28% (в обычном режиме продолжали трудиться 42%, а 30% не работали во время эпидемии).

Вполне возможно, в будущем ряды работающих удаленно будут пополнены по инициативе работодателей, которым по понятной причине нравится идея оптимизации офисных площадей. Так что даже сейчас, во время отмены карантинных мероприятий, тренды, ставшие основой для «новой нормальности» продолжают развитие.

Тренды — проверенные, акценты — новые

Тренды, заметим, не новые. Для многих компаний удаленная работа сотрудников уже давно стала нормой. Например, как вспоминает Алексей Лукацкий, бизнес-консультант по безопасности Cisco, принцип «Работа там, где ты, а не ты там, где работа» практиковали еще в то время, когда он вышел на работу в российское представительство вендора. Уже тогда не было никаких технических ограничений для организации «удаленки», а сейчас технологии, упрощающие этот процесс — «облака», VPN, Desktop-as-a-Service и т.д. — стали развитыми и массовыми. С технической точки зрения нет никаких проблем, но при удаленной работе есть целый ряд социальных и психологических моментов, решение которых, в общем случае, выходит за рамки ИТ, но технологии способны помочь и тут, например, организуя мониторинг удаленной работы сотрудников.

Акценты на телеком и на средства групповой работы сегодня выражены как никогда ранее. Если в начале пандемии популярностью пользовались Zoom и бесплатные аналоги, то сейчас ситуация меняется — бизнесам требуются решения корпоративного уровня.

Кристина Тихонова, генеральный директор Microsoft в России, на мероприятии Intel особо отметила резкое увеличение интереса российских бизнес-заказчиков к решениям для групповой работы корпоративного уровня. Например, растет популярность Webex, основной особенностью которого является платформенный подход, положенный в основу сервиса, как подчеркнул Максим Репин, менеджер по продвижению технологий совместной работы Cisco: продолжительность разговоров «через Webex» в апреле оказалась втрое больше, чем в марте этого года. Microsoft активно продвигает Teams, который также является платформой. Эти решения больше, чем мессенджеры, так как наряду с сервисами общения в разных формах также обеспечивают удобные сервисы совместной работы с документами, а также защищенность корпоративного уровня.

Новые проблемы и вызовы в индустрии

Локдаун привел к очень быстрому созреванию клиентов: компании, которые еще недавно были совершенно не готовы давать возможность сотрудникам трудиться вне офиса, внезапно оказались перед необходимостью организовывать такой формат работы. К организации был совершенно не готов ни менеджмент, ни ИТ-департаменты. В результате, как отмечает Алексей Лукацкий, решения приходилось внедрять буквально «с колес», без вдумчивого выбора, без аккуратного проектирования, без пилотирования и с минимальным тестированием.

Решения оказались вполне приемлемыми — запас производительности систем в ряде случаев позволяет идти «напролом» и при этом получать решения c приемлемой функциональностью. Однако теперь их надо развивать и совершенствовать, а также обеспечивать им инфобезопасность. «Если раньше большинство смотрело на периметр, но теперь надо смотреть не только на него, но и внутрь него и за него», — отмечает Алексей Лукацкий.

Итоги

Бизнес убедился в важности ИТ для решения как стратегических, так и оперативных задач, поэтому инвестиции в цифровые инструменты будут значительными, несмотря на финансовые проблемы у большинства корпоративных заказчиков. Возможно, в ближайшее время увидим изменения в законодательстве, стимулирующие расширение процессов цифровизации и автоматизации, в чем уверен Андрей Филатов, генеральный директор SAP CIS, выступая на мероприятии Intel.

Зрелость клиентов растет быстрее. Два весенних месяца этого года года стали равны примерно двум годам традиционного развития, отмечает Кристина Тихонова, не в плане развития технологий, а в плане осознания ситуации компаниями, в готовности заказчиков внедрять новые для них схемы бизнес-процессов и поддерживающие их ИТ-решения.

Поменялись пользовательские кейсы. Стали мега-популярными решения, которые еще зимой большинство корпоративных заказчиков рассматривали как экзотику. Наиболее заметно это на коммуникационных решениях и инструментах для удаленной работы, которые теперь активно используют офисные сотрудники, даже физически присутствующие в пределах одной локации, например, на разных этажах одного офиса — за время карантина люди успели выработать устойчивую привычку, подчеркнула Юлия Андрианова, менеджер по развитию корпоративных решений Cisco.

Выросли нагрузки на сети. Интернет-трафик вырос во всем мире, хотя цифры роста зависят от региона. Например, в Европе за время локдауна рост составил 20%, в Азиатско-тихоокеанском регионе — на 24, по данным Cisco.

ИТ-решения требуют реинжиниринга. Это касается, прежде всего, в спешке собранных «на живую нитку» решениях для работы в условиях локдауна, которые нужно довести до корпоративного уровня управляемости и безопасности, а также развивать согласно меняющимся кейсам. Но быстрое и мощное изменение кейсов предъявляет новые требования и к другим сервисам, которые годами работали в корпорациях, а теперь от них нужна еще и бесшовность (сотрудники работают с документами, сервисами, коммуникациями), новая степень эластичности (потребность в ресурсах быстро меняется как «в плюс», так и «в минус») и высокая скорость разработки (требования к сокращению «time to market» продолжают ужесточать).

Аналитика и ИИ — две стороны повышения эффективности внедренных систем без обязательных затрат на обновление оборудования и «софта». Собранная информация о параметрах работы решений на реальных задачах после анализа позволяет сделать практические выводы об изменении конфигурации, что ведет к повышению эффективности как систем, так и ими обслуживаемых бизнес-процессов. Разумеется, современная аналитика требует ИИ-инструментов, но ИИ применяют и для других задач «внутри телекома» или смежных: распознавание голосовых команд, конвертирование текста в речь и наоборот, видеоаналитики (о ней CRN/RE писал недавно) и т.д.

Интеграция и вертикальные решения становятся особенно популярны. Для сокращения «time to market» и затрат ресурсов на внедрение решений клиенты хотят приобретать системы, ранее апробированные на других предприятиях их же специализации. Становятся все популярней решения для госсектора, медицины, образования, офисов нового типа и т.д. Конечно, любое решение придется «допиливать» по месту, учитывая особенности структуры и деятельности компании-заказчика, но подход позволяет существенно оптимизировать процесс внедрения. Вторая сторона, которая становится все актуальней при внедрении в современных условиях — интеграция систем совместной работы с другими элементами инфраструктуры (например, с документооборотом), что положительно влияет на продуктивность сотрудников и бизнес-процессов.

«Зеленость» приобретает новые формы. Кроме классической экономии ресурсов, появляются новые предпочтения, вызванные отступившей пандемией. Например, «бесконтактность» — новый тренд, который проявляет себя в разных формах: от бума интернет-торговли в B2C до ускоренного распространения бесконтактной оплаты продуктов и услуг в физическом ритейле. Другой тренд, поддержанный, например, Cisco — контроль помещений с целью оперативного выявления случаев нарушения социального дистанцирования, что можно считать одним из проявлений «новой зелености».

Все это в комплексе и составляет «новую нормальность», которая требует новых компьютеров и новых сервисов. Об ответах индустрии на новые требования, но выраженные в товарах — «железе» и в «облаках» — мы поговорим в следующий раз.

Источник: Александр Маляревский