17 августа 2020 г.

За роботизацией будущее — эту фразу мы слышим уже не одно десятилетие, но эпидемия коронавируса и тренд на сокращение человеческих контактов определенно ускорили развитие отрасли. С какими сложностями сталкиваются компании при внедрении роботизированных технологий рассказывает Валерий Кравцун, основатель и генеральный директор Kravt Invest.

Компании-интеграторы — это посредники, которые соединяют между собой технологии и бизнес-задачи. Роботехнические интеграторы внедряют роботизированные решения в процессы заказчика и обеспечивают выполнение необходимых функций — как правило, крупные производители этим не занимаются. Эта работа сложнее, чем кажется: многие современные роботы — своего рода шаблоны. Чтобы подготовить их к использованию, необходимо выяснить, какую задачу робот должен выполнять, и придумать подходящее решение. Далее нужно запрограммировать софт, подготовить рабочее место, обучить людей, которые будут с ним взаимодействовать, оказывать поддержку. Помимо этих сложностей, можно выделить и специфические проблемы, связанные с внешними факторами, например, с ситуацией на рынке.

Первое, о чем нужно сказать — роботизация в нашей стране сильно отстает от зарубежных показателей, это касается и сферы интеграции роботизированных решений. По некоторым оценкам, к 2025 году размер рынка интеграции роботов достигнет почти 190 млрд долларов, при том что в 2018 эта цифра была почти 67 млрд долларов, из них 47 млрд приходилось на Японию — лидера рынка. В то же время Национальная Ассоциация участников рынка робототехники (НАУРР) представила топ 30 крупнейших российских интеграторов промышленных роботов. Для включения в топ 30 выручка компании от интеграции роботов должна была превысить 100 млн рублей за период 2016-2018 года, а количество установленных роботов должно было превысить 10. В итоге список из 30 компаний даже не смог набраться, и НАУРР разделил его на две части: на компании, которые смогли выполнить оба критерия (16 интеграторов), и компании, которые подошли хотя бы по одному критерию (14 интеграторов). При взгляде на эти цифры уже можно оценить различия между ситуациями в индустрии, и сделать вывод, что наш рынок пока достаточно свободный.

Другая проблема компаний интеграторов — это нехватка кадров. В стране не так много университетов и факультетов, готовящих хороших робототехников. Мы в Kravt Invest искали себе удаленных сотрудников по всему миру, и сейчас у нас трудятся специалисты не только из России, но и из Калифорнии или Дели, как местные, так и экспаты. Сложность в поиске таких специалистов дополняется тем фактом, что тут не могут помочь кадровые агентства — они не способны провести собеседование и проверить квалификацию.

Для компаний-интеграторов в стране практически нет поддерживающих условий. С увеличением числа роботов в бизнесах и на предприятиях придется обновлять налоговое законодательство и трудовой кодекс, потому что существующие сейчас не дают ответа на многие вопросы. Если один сотрудник работает 8 часов, а робот — 24, то нужно ли работодателю платить с него налоги как с трех сотрудников или нет? Если робот совершит какое-нибудь опасное действие, то кто будет отвечать за ошибку — оператор, работодатель, или может быть производитель или интегратор? Кроме того, если компания-интегратор будет устанавливать зарубежных роботов, то не получит никакой поддержки от государства. Здесь получается интересное противоречие — поддержку получит отечественный робот, но собран он будет все равно из иностранных деталей на иностранных станках.

Компании-интеграторы сталкиваются со всеми рисками, сопровождающими инновационную деятельность, например, с недостатком финансирования. Многие руководители компаний не понимают, что использование робота выходит на окупаемость в достаточно долгосрочной перспективе за счет длительного снижения издержек, повышения выполняемых объемов работы и сокращением количества ошибок из-за человеческого фактора. Компании не хотят дополнительно вкладываться в роботизацию. Например, в целях экономии роботов пытаются интегрировать в устаревшую среду с несовременной техникой — это тоже усложняет работу.

Еще одна немаловажная проблема — низкая экспертиза самих компаний-интеграторов. При работе с заказчиком интегратор должен продумывать оптимальные решения — им необязательно быть самыми дорогими или уникальными — они должны быть просто работающими и адекватными. Многие интеграторы не могут оказать услуги по ремонту робота на месте, и компаниям приходится делать это через производителей и тратить на починку большое количество времени. Специалистам бывает тяжело работать с готовыми роботами, потому что их интерфейсы, техническая документация и тематическая литература написаны на иностранном языке, которым владеют немногие. До тех пор, пока интеграторы не научатся лучше слушать бизнес и предлагать решения, более применимые в реальной жизни, а не только в лабораторных условиях, активного развития отрасли ждать не стоит.

Источник: Валерий Кравцун, основатель и генеральный директор Kravt Invest