2 ноября 2020 г.

Увеличить
Рис. 1. Оценки и прогнозы поставок назапястных гаджетов (серые столбцы) и TWS (лазоревые столбцы) с 2019 по 2024 гг. (млн единиц, левая шкала), а также динамика всего этого сегмента в совокупности год к году (синяя ломаная линия, правая шкала, %) (источни
Увеличить
Рис. 2. Прогноз поставок умных колонок в 2020 и 2021 г. в КНР (правая половина диаграммы) и во всём мире за исключением КНР по вендорам, млн единиц (источник: Canalys)

Гораздо лучше, чем смартфоны, переживают коронакризис высокотехнологичные аксессуары для них — а именно, раздельные беспроводные наушники (true wireless stereo, TWS) и носимые на запястье гаджеты (фитнес-браслеты и умные часы). Об этом в очередном исследовании сообщает Canalys: по итогам текущего года поставки в этом сегменте ИТ-рынка ожидаются в объёме 436,5 млн единиц, — на 32% выше уровня 2019-го. В ближайшие 5 лет аналитики ожидают продолжения этого роста, пусть и с замедлением, с CAGR на уровне 6,7% для назапястных гаджетов и целых 19,8% для TWS.

Бег в наушниках

В полный голос высокотехнологичные смартфонные аксессуары заявили о себе в 2019-м, когда прирост их отгрузок год к году в мире вышел на отметку 95%. На этом фоне 32% нынешнего года и тем более ожидаемые в 2024-м 5,6% выглядят уже не столь ярко, но вместе с тем свидетельствуют о переходе сегмента из стадии взрывного роста в фазу устойчивого развития. Уже в 2021-м, предполагают исследователи, глобальные поставки умных аксессуаров для смартфонов достигнут 558,3 млн единиц, а к 2024-му увеличатся до 760,4 млн. В отличие от смартфонов, на отгрузках которых первые полгода пандемии сказались крайне отрицательно, спрос на умные аксессуары на протяжении всего 2020 г. оставался вполне стабильным.

И это вполне объяснимо: во-первых, аксессуар, даже откровенно премиальный (вроде дорогих смарт-часов), чаще всего стоит дешевле смартфона, для совместной работы с которым приобретается, — что в период экономических неурядиц имеет огромное значение. Во-вторых, умный аксессуар ощутимо для покупателя расширяет и обогащает функциональность смартфона, безусловно оправдывая тем самым свою цену. В-третьих, люди на самоизоляции больше обычного беспокоятся о здоровье и склонны заниматься спортом (хотя бы физкультурой), — и потому покупка фитнес-браслета плюс раздельных беспроводных наушников в качестве спортивных аксессуаров становится в глазах заботящегося о себе потребителя едва ли не насущной необходимостью.

Наконец, необходимость проводить долгие часы перед компьютером в не оптимальных для этого домашних условиях побуждает сотрудников распределённых офисов строже соблюдать акустическую гигиену — проще говоря, использовать головные гарнитуры для онлайновых встреч, собраний и переговоров, изолируясь от внешних звуковых раздражителей. Большие геймерские наушники с выносными микрофонами удобны далеко не всем, а к постоянно вложенным в уши TWS достаточно просто привыкнуть за считанные дни. Благодаря поддержке Bluetooth такие наушники одинаково просто сопрягаются и со смартфоном, и с любым современным ноутбуком, что делает их разумным выбором не только для переведённых на удалёнку офисных работников, но и для вынужденных заниматься из дома учащихся.

Поговорить с колонкой

Интересно сравнить динамику поставок в сегментах носимых и стационарных умных гаджетов. Под последними аналитики Canalys подразумевают умные колонки — в том числе и умные дисплеи (smart displays), которые дополняют функциональность чисто акустических колонок встроенным экраном для вывода визуальной информации по голосовому запросу. Так вот, в 2021 г. мировые поставки умных колонок вырастут на 21% относительно ожидаемого по итогам текущего года уровня, достигнув 163 млн единиц.

При этом на материковый Китай придётся 73 млн подобных устройств, а 90 млн — на весь остальной мир. Показатель этот значителен не только сам по себе, но и как очередной индикатор продолжающегося дробления единого ИТ-рынка планеты на региональные и даже национальные (почти) самодостаточные фрагменты. Если во всём мире, за исключением КНР, до 80% отгрузок умных колонок приходится на изделия двух американских брендов, Amazon и Google, то в Китае доля этих гаджетов ничтожна — не достигает и 1% в совокупности.

Внушительный взлёт отгрузок умных колонок в 2021 г. должен сменить более сдержанный рост этого сегмента, который специалисты Canalys ожидают по итогам 2020-го. В КНР, первой оправившейся от последствий коронакризиса и прилагающей все усилия, чтобы не допустить подъёма второй волны, этот рост в текущем году ожидается на уровне 16%. Однако и во всём остальном мире за исключением КНР поставки умных колонок по результатам 2020 г. всё же должны вырасти, — пусть только на 3% относительно уровня 2019-го. В 2024-м, указывает прогноз, мировые поставки умных колонок и дисплеев выйдут на отметку 640 млн единиц.

Аналитики отмечают, что не вызвавший особого ажиотажа недавний запуск умной колонки Apple HomePod mini, состязающейся с лидерами продаж от Amazon и Google в ценовом диапазоне около 100 долл., продемонстрировал всю сложность совершенствования подобных устройств. Смартфоны — до кризиса — публика привыкла менять раз в 2-3 года; каждое новое их поколение хоть чем-то да зримо отличалось от предыдущего. А вот колонку — ориентированный исключительно на голосовое управление и акустический ответ пользователю гаджет — гораздо сложнее поколение за поколением делать всё более привлекательным для потенциального покупателя, который уже однажды её приобрёл.

Так что инженерам конкурирующих в данном сегменте брендов приходится прилагать массу усилий, чтобы внедрять во всё более компактные корпуса как можно лучше звучащую акустику. Не остаются без работы и программисты — они стремятся развивать органичную экосистему востребованных клиентами ПО и сервисов, оптимизированных для голосового управления. Насколько труд тех и других, подкреплённый маркетинговыми усилиями вендоров, окажется в итоге востребован рынком, покажет время.

Источник: Максим Белоус, crn.ru