23 ноября 2020 г.

Новая реальность, в которой мы все живем вот уже почти год, свела к минимуму очное общение и контакты с незнакомыми людьми, но при этом она же стимулировала рост популярности всевозможных онлайновых площадок и платформ. Такие ресурсы, разумеется, существовали и раньше, но они были ориентированы преимущественно на сделки купли-продажи между гражданами. Сейчас же на них можно найти множество предложений по оказанию услуг. Это может быть починка бытовой техники, химчистка, мелкий ремонт по дому (сантехника, электрика, мебель, отделочные работы), медицинские услуги, уборка, стрижка, косметология, занятия с репетитором и многое другое.

Мастера, оказывающие подобного рода услуги, регистрируются в качестве исполнителей на онлайн-платформах, которых с каждым днем становится все больше. Пользователи таких ресурсов выбирают исполнителя, в зависимости от задачи, стоимости, рейтинга и других критериев, после чего оставляют заявку и ждут ее исполнения. Казалось бы, простая и доступная бизнес-модель, но она не исключает возникновения различного рода непредвиденных сложностей и конфликтных ситуаций, а то и случаев явного мошенничества.

Ресурс, соединяющий заказчика и исполнителя, как правило, не несет юридической ответственности за работу последнего. Он просто служит витриной, связующим звеном, и не более того. Конечно, юридическим документом, регламентирующим отношения заказчика и подрядчика является правильно оформленный договор, однако заключается он далеко не всегда. Особенно, если речь идет об относительно небольших суммах и объеме работ. Как же подтвердить такую сделку, ее изначальные условия и требования?

Во все времена в этом случае использовалась так называемая «доверенная третья сторона». Она выступает в качестве гаранта сделки, фиксирует и заверяет ее. Обычно этим занимались юристы и нотариусы, но в цифровую эпоху и нотариус становится цифровым. В случае судебного разбирательства и при других обстоятельствах несогласия двух сторон друг с другом, данные полученные от третьей стороны являются основой для принятия решения в пользу одной или другой стороны.

Чем больше сделок проходит через организацию, тем с большей долей конфликтов, недопониманий, недоразумений и мошенничеств ей приходится сталкиваться. И тем больше она заинтересована в разработке и внедрений такого рода решений, которые могли бы служить неопровержимым доказательством.

«Почта России» сегодня управляет как собственными, так и партнерскими маркетплейсами, через компанию проходит оплата огромного количества товаров и услуг, заказанных в онлайне, не говоря уже о письмах, открытках, бандеролях и посылках, оплате коммунальных услуг и денежных переводах. Безопасная аутентификация по государственной системе ЕСИА сегодня применяется для предоставления услуг и получения электронных заказных писем.

В то же время, дальнейшее развитие механизма «безопасной сделки» может стать перспективным источником создания дополнительной ценности не только для клиентов, но и для всех, кто делает покупки онлайн. Ведь именно случаи утечки персональных данных и действия мошенников подрывают доверие пользователей к онлайновым площадкам и агрегаторам.

Одной из важнейших задач в этом направлении является разработка системы, предоставляющей «доверенную третью сторону». В основе такой системы должна быть технология, доказавшая свою эффективность и безопасность на общемировом уровне. Речь, конечно, идет о блокчейне, технологии распределенного реестра, завоевавшей популярность благодаря криптовалютам, но применимой практически в любых областях, где используются взаимосвязанные информационные блоки.

В октябре этого года состоялся онлайн-хакатон «Цифровой прорыв», участники которого получили задание от «Почты России» разработать приложение «третья доверенная стороны» для фиксации сделок и договоренностей на базе систем распределенного реестра. Особенность любого хакатона состоит в том, что его участникам ставится задача, а пути и способы ее решения они выбирают самостоятельно.

В данном случае «Почта России» озвучила следующие ожидания. Во-первых, будущий сервис призван обеспечить фиксацию значимой информации по сделке (включая оферту и переписку с обсуждением условий) и гарантировать ее неизменность. Во-вторых, сервис по требованию клиентов предоставляет зафиксированное содержание договоренностей и подтверждает их подлинность (по решению отправителя и получателя), в том числе третьей стороне, например, суду.

В дальнейшем такая система будет способствовать улучшению пользовательского опыта клиентов «Почты России». Физические лица и индивидуальные предприниматели смогут заключать типовые договоры на онлайн площадках в электронном виде, фактически фиксируя свои договоренности, защищать свои права и доказывать в суде обязанности другой стороны сделки. В свою очередь, онлайновые агрегаторы и маркетплейсы повысят уровень доверия к своей платформе, привлекут дополнительных клиентов и получат инструмент досудебного урегулирования.

Первое место заняла команда Waves Enterprise из Москвы, участники которой предложили сервис, который позволяет продавцам и покупателям формировать децентрализованные идентификаторы пользователя, не содержащие персональных данных. Решение разработано на блокчейн-платформе Waves Enterprise с использованием Java, Spring Boot, React Native, Typescript. У третьей доверенной стороны (это может быть не только «Почта России», но и портал Госуслуг, банки и другие организации), они запрашивают и безопасно сохраняют на своих мобильных устройствах подтверждение своих идентификаторов на основе ранее верифицированных в оффлайне данных. После этого они заключают различные сделки и договоренности с участием третьей доверенной стороны, а все указанные данные и транзакции сохраняются в блокчейне, что подтверждает их неизменность.

Иначе подошла к решению задачи команда KNC_digital, завоевавшая второе место в хакатоне. Ее приложение позволяет покупателям и продавцам устанавливать договорённости без непосредственного подписания договора. Сохранность и неизменность данных в сделке гарантируются за счёт участия независимой третьей стороны. Интересно, что платит пользователь только при возникновении конфликта. Если конфликт урегулирован, виновная сторона возмещает эти расходы. Решение разработано на React, Firebase на основе iOS(Swift).

Занявшая третье место команда разработчиков решения «Олдскульный аналоговый трансформатор» предложила перевести в онлайн весь процесс сопровождения сделки, включая формирование договоров, их подписание электронной подписью и сопровождение хода их исполнения. На каждом этапе исполнения договора имеется возможность формирования претензий по качеству исполнения как со стороны заказчика, так и со стороны исполнителя. По итогам работ формируется документ, заверенный цепочкой электронных подписей. В основу решения легли следующие технологии: PostgreSQL, Golang, React.

Пока рано говорить о том, какое решение будет принято на вооружение «Почтой России», но ясно одно: компания сделает все возможное, чтобы сделки в сети стали не только максимально удобными, но и обеспеченными полной гарантией безопасности и доверия для всех участников.

Источник: Пресс-служба «Почты России»