23 ноября 2020 г.

На официальном портале правовой информации опубликовано постановление правительства Российской Федерации от 18.11.2020 № 1867 «О перечне отдельных видов технически сложных товаров с предварительно установленными российскими программами для электронных вычислительных машин, порядке составления и ведения перечня российских программ для электронных вычислительных машин, которые должны быть предварительно установлены на отдельные виды технически сложных товаров, и порядке их предварительной установки». Что это значит для отечественного ИТ-рынка?

Правила и распорядок

Постановление № 1897 утверждает сам перечень технически сложных товаров, на которых будет предустанавливаться отечественное ПО, правила составления и ведения реестра российских программ для электронных вычислительных машин, а также правила самой процедуры предварительной установки этих программ на отдельные виды технически сложных товаров.

Формирование указанного перечня возлагается на Минцифры, которое до 1 декабря 2020 г. будет собирать от правообладателей заявления о включении сведений об их программах в перечень. Минцифры затем, не позже 15-го декабря, должно будет направить в правительство РФ предложения по конкретному составу перечня. И уже с 1-го января 2021 г. постановление вступит в силу целиком и полностью.

Что в перечне?

На момент публикации постановления № 1897 перечень технически сложных товаров с предварительно установленными российскими программами для электронных вычислительных машин включает три категории:

  1. Оборудование беспроводной связи для бытового использования, персональные ЭВМ с сенсорным экраном, обладающие двумя и более функциями, с предварительно установленными на них программами, имеющие возможность установки таких программ из магазинов приложений (смартфоны, планшетные компьютеры — эта расшифровка приводится в тексте постановления).
  2. Компьютеры стационарные и портативные (за исключением планшетных, — они охвачены предыдущим пунктом), системные блоки, имеющие операционную систему,
  3. Телевизоры с цифровым блоком управления, имеющие возможность установки ПО из соответствующих магазинов приложений или ОС (смарт-ТВ, — иными словами, практически все доступные сегодня в рознице телеприёмники).

Можно допустить, что перечень этот впоследствии будет конкретизироваться и дополняться. По крайней мере, уточняться: например, к первому пункту можно притянуть за скруглённые углы мультимедийные медиаплееры вроде iPod touch и даже умные принтеры с доступом в Интернет и сенсорными управляющими экранами. А ко второму — телеприставки и с доступом к онлайновым магазинам ПО (Apple TV, SberBox и сонм китайских аналогов на Android с выходом в Google Play), NAS, центры управления домашним Интернетом вещей и ряд других гаджетов.

С другой стороны, не исключено, что постановление сознательно сфокусировано на смартфонах, планшетах, телевизорах с функцией Smart TV, ноутбуках и персональных компьютерах, и расширять его не планируется; по крайней мере, на данном этапе. Намекает на это формулировка первого пункта: ведь к категории «оборудования беспроводной связи для бытового использования» формально относятся и роутеры, например, — и что, прошивки для них тоже должны включать российское ПО? Из дальнейшего текста постановления с очевидностью следует, что нет.

Всё по правилам

Минцифры в понедельник уже сообщило, что российские производители ПО могут начинать подавать заявки на его предварительную установку. На сайте ведомства к участию в отборе приглашают правообладателей программных продуктов по следующим классам:

  • программы, обеспечивающие доступ к информации на сайтах и поиск информации в сети Интернет (браузеры);
  • поисковые системы;
  • картографические и навигационные системы;
  • программы для доступа к облачным сервисам хранения данных;
  • программы для отправки и получения электронной почты;
  • программы для обмена мгновенными сообщениями;
  • голосовой помощник;
  • новостные агрегаторы;
  • программы, обеспечивающие доступ к онлайн-трансляциям и контенту, размещаемому пользователями;
  • программы для доступа к социальным сетям;
  • программы, обеспечивающие аудиовизуальные сервисы;
  • офисное программное обеспечение;
  • антивирусные программы или программы, имеющие свойства антивирусных программ файловой и сетевой защиты.

Заявки предлагается присылать на электронную почту или в бумажном виде доставлять в Департамент развития отрасли ИТ, а для справок указан городской номер телефона с пятизначным добавочным. Надо полагать, это проще и надёжнее, чем в спешном порядке развёртывать СУБД с онлайновым интерфейсом, организовывать регистрацию и верификацию участников, заводить личные кабинеты, — и всё это за неделю до дедлайна.

Интересно, что в приложении к постановлению № 1897 перечень российского ПО для предустановки на ЭВМ несколько шире, чем в кратком сообщении на сайте Минцифры. В него также входят:

  • программы для использования национальной платёжной системы «Мир»,
  • программы, обеспечивающие доступ к элементам инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем (так в тексте), используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, в том числе программы, предназначенные в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления идентификации и (или) аутентификации лиц, в том числе с использованием биометрических персональных данных,
  • программы для доступа к ресурсам, включённым в утверждённый Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации перечень социально значимых отечественных Интернет-сервисов, в том числе программы для доступа к списку российских программ, быстро набирающих популярность.

Важный момент: в числе требований к сведениям о программе, предлагаемой для включения в перечень, есть и такое: «и) программа не обладает возможностями, не заявленными правообладателями программы». То есть никаких бэкдоров, молчаливого сбора сведений об использовании гаджета, вообще недокументированной функциональности в отечественном ПО из формируемого Минцифры перечня быть по определению не должно.

Шестой пункт правил составления и ведения перечня российских программ для ЭВМ недвусмысленно заявляет, что включение ПО в перечень с некоторыми оговорками «осуществляется исходя из критерия высокой популярности, которая рассчитывается на основе рейтинга программ», формируемого Минцифры на ежегодной основе, причём для попадания в рейтинг количество пользователей программы должно составлять не менее 500 тысяч за предшествующий год. При этом по ряду классов ПО в перечень может быть включена лишь одна программа, самая популярная; по другим — две или три наиболее популярных.

Минцифры обязуется ежегодно, не позднее 1 июня, формировать этот рейтинг и направлять в президиум Правительственной комиссии по цифровому развитию предложения об обновлении состава перечня в соответствии с изменившейся конъюнктурой популярности отечественного ПО. В итоговой редакции на очередной год перечень будет утверждаться не позднее 1 августа.

Добро на установку

Собственно задача предварительной установки отечественного ПО на технически сложные товары возлагается на их непосредственных производителей либо на иных лиц, уполномоченных производителями на осуществление такой установки. В том числе — внимание, канал! — «лицами, осуществляющими поставку и (или) продажу технически сложных товаров на территории Российской Федерации». Какие именно классы программ, соответствующие каким подпунктам из соответствующего приложения постановления № 1897, — чётко прописано в правилах. Например, для технически сложных товаров из пункта 2 (компьютеры, системные блоки) это браузер, офисное ПО и антивирус.

Технически предустановка производится либо как полная предварительная инсталляция ПО, либо как размещение на носителе данных технически сложного устройства дистрибутивов соответствующих программ — или же как демонстрация диалогового окна для загрузки ПО каждого предписанного класса из облака (причём особо оговаривается отсутствие возможности для пользователя пропустить такое окно).

Самое интересное для конечных владельцев технически сложных товаров: «Версия предварительно установленной программы должна быть бесплатной для потребителя в момент первого включения устройства и в процессе обслуживания, включая обновления». При этом правообладатель вправе предлагать платные версии либо расширение функциональности своего ПО за плату, однако при отказе от платного обслуживания у потребителя должна сохраняться возможность использования и исходная функциональность предустановленного ПО. Иными словами, никаких пробных версий (пламенный привет «пробникам» MS Office на каждом новеньком ноутбуке!), — только популярные программы с внятно обозначенной правилами бесплатной базовой функциональностью.

Постановление № 1897 чётко указывает:

  • изготовитель технически сложного товара либо его представители, равно как и правообладатели ПО, не вправе взимать с потребителей плату за осуществление предварительной установка программ из перечня,
  • изготовитель и уполномоченные им лица не вправе взимать дополнительную плату с правообладателей за установку их ПО из перечня,
  • правообладатель ПО не вправе взимать дополнительную плату за установку своего ПО из перечня ни с изготовителей технически сложного товара, ни с его представителей на территории РФ.

Редакция CRN/RE обратилась за комментариями к представителям ассоциаций отечественного ИТ-рынка. Вот что ответили на наши вопросы два представителя компаний — участниц ассоциации РУССОФТ.

Алексей Смирнов, генеральный директор «Базальт СПО», изучил Постановление, и у него возникло немало вопросов:

  1. ПО для предустановки надо брать либо из Перечня, составленного Правительством из состава Реестра отечественного ПО, либо безо всякого Правительства можно взять ПО из Реестра ПО Евразийского экономического союза. То есть отечественные разработчики оказываются в худшем положении по сравнению, скажем, с белорусскими.
  2. При составлении Перечня Правительство должно руководствоваться критерием популярности, которая определяется рейтингом (чьим?). Не говоря уже о том, что это препятствует продвижению новых игроков и способствует монополизации. Превзойти по рейтингам ПО, массово предустановленное по ПП 1867, нереально.
  3. В критериях включения в перечень нет требования наличия версий, совместимых с отечественными ОС, что потенциально тормозит импортозамещение.

CRN/RE: Что постановление 1867 значит для российского ИТ-рынка, какие обременения накладывает на его участников, какие новые возможности предоставляет?

Никита Шаблыков, коммерческий директор компании PROMT: Как и ранее озвучивали, Постановление означает для участников рынка новые затраты — для производителей устройств, для разработчиков ПО, а главное — для потребителей, которые заплатят в конечном итоге.

Новые возможности появляются только у того ПО, которое будет предустановлено. Т. к. ФАС установила главный критерий — популярность (скорее всего, имеется в виду количество скачиваний/установок), то компании, которые и так занимают монопольное положение на рынке — например, Яндекс, — усилят свои позиции, полностью закрыв для других производителей доступ к пользователям.

А. С.: Обременения накладываются прежде всего на поставщиков оборудования, поскольку теперь они обязаны предустанавливать (или обеспечивать возможность установки) ПО из Перечня, принятого Правительством. При этом непонятен механизм определения цены на такое ПО, а сроки начала такой предустановки очень жёсткие.

Выигрывают прежде всего разработчики из Евразийского экономического союза, поскольку продукты из Реестра ПО ЕВРАЗЭС можно использовать и без решения Правительства. Выигрывают также российские разработчики ПО, которое уже стало популярным, поскольку критерием отбора ПО в Перечень является популярность. При этом существует серьёзная опасность монополизации рынка, поскольку новым игрокам сложно догнать по популярности тех, кто уже попал в перечень для обязательной предустановки.

CRN/RE: Упростит или усложнит постановление 1867 в итоге бизнес по реализации высокотехнологичных товаров на территории РФ, прежде всего розничный?

Н. Ш.: Усложнит, это отмечали все участники цепочки: производители устройств, производители независимого ПО, импортёры и продавцы устройств.

А. С.: Конечно, у многих поставщиков компьютерного оборудования возникнет серьезная дополнительная нагрузка. Ведь в конечном счёте именно они отвечают за работоспособность продаваемых устройств вместе со всеми установленными на них программами.

CRN/RE: Стимулирует ли постановление 1867 развитие экосистемы отечественного пользовательского ПО?

Н. Ш.: В списке категорий приложений, указанных в постановлении, — только те, в каждой из которых уже есть явный лидер. Нового ПО не планируется. Как раз наличие требований постановления убивает конкуренцию, что будет только тормозить развитие сервисов и приложений.

А. С.: Не думаю, что сужение набора предустанавливаемого ПО до Перечня, принимаемого Правительством, будет способствовать развитию экосистемы отечественного ПО. Это могло бы произойти в случае, когда поставщик оборудования имеет возможность по своему усмотрению выбрать ПО соответствующих классов из Единого Реестра отечественного ПО.

К сожалению, среди требований к ПО в Перечне нет наличия версии для отечественных операционных систем. Это затруднит дальнейшее продвижение отечественных ОС. К сожалению, подобный подход широко распространён. Так, при разработке электронных учебников для школ требуется обеспечить совместимость с Windows, Android, iOS — но не с отечественными ОС, которые в школах уже достаточно широко используются. Программное обеспечение для сдачи ЕГЭ и ОГЭ тоже разработано только для работы под ОС Windows.

Источник: Максим Белоус, crn.ru