18 декабря 2020 г.

Продажи компьютеров разных типов идут хорошо, но пора задумываться над предложением дополнительного оборудования к новым устройствам. Это касается любых компьютеров: как ноутбуков/моноблоков/десктопов, так и смартфонов/планшетов. Для компьютеров в качестве такого дополнительного оборудования часто выступает принтер, продажи печатающих устройств, как видим, показывают прекрасную динамику. Для гаджетов в подобном качестве выступают носимые устройства — smart-наушники и "умные часы«/фитнес-браслеты — с которыми, как показывают свежие данные исследований, тоже все хорошо.

Объемы, динамика, сравнение

Российский рынок носимых устройств за 9 месяцев 2020 года вырос на 17% в штуках и на 27% в деньгах по сравнению с прошлым годом, как сообщает «М.Видео-Эльдорадо». Кроме упомянутых нами устройств аналитики группы относят к сегменту «носимых» также «локаторы», но это устройства достаточно специфические и не очень распространенные, как, например, и «умная одежда» в различных вариациях.

Всего на носимые устройства россияне за отчетный период потратили 24 млрд руб.! Эта огромные траты, они уже сравнимы с затратами на крупную бытовую технику — холодильники, морозильные камеры, стиральные и посудомоечные машины, вытяжки, духовые шкафы, плиты и встраиваемые варочные поверхности — объемы продаж которой составили за тот же период 284 млрд, по данным «М.Видео-Эльдорадо». Заметим, что продажи крупной бытовой техники в указанном периоде в 2020 выросли на 22% по сравнению с 2019, показав рекордные значения с 2015 года.

Почему стали покупать больше техники для дома — понятно. «Россияне стали больше времени проводить дома, и бытовая техника, которая помогает решить повседневные бытовые задачи и делает жизнь более комфортной, становится товаром первой необходимости», — говорит Олег Муравьев, коммерческий директор «М.Видео-Эльдорадо».

Но почему стали покупать больше носимой электроники, когда значительную часть года носить ее было решительно некуда?

Скорее всего, сработала схема «компьютер плюс...», когда новый смартфон или планшет покупать не нужно (или «не можно» из-за отсутствия свободных денег у абонента), а какую-нибудь «электронную обновку» приобрести все же хочется. Это можно подтвердить данными «Яндекс.Маркет», аналитики которого по итогам «черной пятницы» сообщают, что россияне в среднем готовы потратить на покупку электроники сумму в 12500 руб. Очевидно, что серьезный компьютер и даже смартфон среднего класса за такие деньги не купишь, а приличные современные наушники или фитнес-браслет приобрести вполне возможно. Эксперты и ожидают дальнейшего роста спроса на наушники да часты с браслетами, как отмечает Кирилл Родин, эксперт категории «Электроника» на «Яндекс.Маркете».

Внутри сегмента: наушники

Россияне отдают предпочтение дорогим продвинутым моделям. Весь сегмент bluetooth-наушников тоже показал отрадный рост: 44% в натуральном и 45% в денежном выражении год-к-году, по данным исследования МТС, а общий объем этого рынка за 11 месяцев составил 31,4 млн руб. В сегменте беспроводных наушников 60% покупателей за отчетный период отдавали предпочтение TWS-решениям, но также покупали, разумеется, и другие модели — традиционные (накладные) и спортивные (с элементом, размещаемым на шее). В рейтинге самых продаваемых моделей «в штуках» лидируют JBL (23% рынка), за ними идут Apple, Xiaomi, Sony и Samsung. В рейтинге «по деньгам» те же вендоры, но в другом порядке — на первом месте Apple (45%), далее JBL, Samsung, Xiaomi и Sony.

Исследование, проведенное компанией МТС, говорит, что в стране резко вырос спрос на беспроводные наушники формата TWS (полностью независимые модули-вкладышей с сопутствующим зарядным футляром), продажи которых с января по ноябрь выросли на 130% в натуральном выражении год-к-году, а в денежном — на 77%. Формат популярный, появляются новые модели, и средняя стоимость гаджетов этого класса снизилась на четверть — до 5800 руб.

Интересно, что самой популярной моделью среди TWS-наушников стало решение не JBL, лидирующей на российском рынке беспроводных наушников «в штуках», и не от Apple, лидирующей «в деньгах», а от Xiaomi — Redmi AirDots True Wireless (на фото — слева вверху). Самая продаваемая модель от JBL, лидера рейтинга в натуральном выражении, оказалась только на седьмом месте в рейтинге популярности — Tune 120TWS (на фото — справа вверху).

Заметим, что наряду с компактными наушниками пользуются спросом и «студийные» модели, ориентированные на повышенное качество звучания. Внимание к таким девайсам подстегнул анонс Apple AirPods Max, но в данном сегменте есть интересные модели от многих «цифровых» компаний (например, Huawei FreeBuds Studio, на фото — слева внизу), не говоря о предложении производителей с давней репутацией в плане выпуска аудиоустройств — JBL, Sony, Marshall, Sennheiser и т. д.

Внутри сегмента: часы и браслеты

Самыми продаваемыми устройствами класса wearable electronics являются «умные браслеты», также именуемые фитнес-трекерами, которые занимают 60% сегмента в натуральном выражении, по данным МТС. Лидер в российских продажах фитнес-трекеров — Xiaomi, «умных часов» — Apple. В данном случае самые продаваемые модели принадлежат лидерам сегментов: Xiaomi Mi Band 4 и Apple Watch Series 5, соответственно.

Но самым «вкусным» является сегмент «умных часов»: это устройства продвинутые и относительно дорогие, поэтому занимая в натуральном выражении 25% рынка «носимого» сегмента, они контролируют 65% «деньгах». Напомним, что к «умным часам» относят как микрокомпьютеры с собственной операционной системой, позволяющие не только менять «шкурки» оформления, но и устанавливать дополнительные приложения, так и гибридные модели и специализированные гаджеты для любителей спорта.

Среди специализированных моделей особо интересно направление «умных часов» для детей, которые от «носимого» сегмента занимают порядка 15% в натуральном выражении, по данным МТС. Это устройства сочетают простоту управления с продвинутой функциональностью, позволяющей родителям контролировать своих чад, а детям — развлекаться и развиваться, а также оставаться на связи.

Детские «умные часы»: восходящий тренд и его развитие

Детские часы — высокотехнологичные устройства, их возможности рассмотрим на примере топовой модели KidPhone 4GR (на фото — справа внизу) — новинки от компании Elari, представленная в середине осени. Такие продвинутые решения, как подчеркивает Йосеф Закс, основатель и управляющий директор Elari, важны дополнительными возможностями как для развлечений, так и для ряда других практических задач, связанных с развитием ребенка, его безопасностью и т. д. Конечно, не все «детские часы» настолько функциональны, как эта новинка, но модель указывает тренды развития устройств рассматриваемого нами класса.

KidPhone 4GR получили круглый сенсорный экран с диагональю 1.3«, помещенный в корпус с IP67. Гаджет поддерживает LTE, что позволяет общаться голосом, а также получать доступ к интернет-ресурсам — в частности, радиостанциям, вещающим в Сети. Девайс оснащен встроенной фронтальной камерой (2 Мпикс), позволяющей ребенку делать фотографии и обеспечивающей видеозвонки. Из функциональных возможностей отметим наличие встроенного динамика и bluetooth-интерфейса, что позволяет использовать часы как hands-free-гарнитуру и слушать музыку как с самих часов, так и с наушников и аудиосистем, подключенных по беспроводному к каналу.

Стоит ожидать появления «умных часов» для пожилой аудитории — устройств с расширенной функциональностью, но адаптированные под задачи и проблемы людей в возрасте. Например, в детских есть датчик, позволяющий отследить снятие часов ребенком, а в девайсах для пожилых должен быть датчик падения, измеритель пульса и уровня кислорода. Упрощенный интерфейс для доступа к базовым функциям, включая кнопку [SOS], актуален для моделей обеих групп.

Носимые устройства получают расширенную функциональность в результате добавления возможностей голосовых ассистентов. KidPhone 4GR, как и несколько других моделей детских часов Elari, получили встроенную «Алису» от «Яндекса», что открывает широчайший спектр возможностей для развлечений и развития: можно послушать сказки и истории, играть в голосовые игры, развивающие память, логику и мышление, а также получать ответы на задаваемые ребенком вопросы, помощь с уроками и т. д. С «Алисой» ребенку можно даже просто поболтать. Поддержку «Алисы», равно как и ее конкурентов, все чаще получают современные наушники, но в этом случае сам ассистент «живет» не в устройстве wearable electronics, а в сопряженном мобильном девайсе.

Что дальше?

Направление «компьютер плюс...», судя по всему, будет получать дальнейшее развитие и наращивать актуальность для российского ритейла. Причина для такого прогноза проста: объективные предпосылки к изменению в ближайшее время индивидуальных профилей активности пользователей сегодня отсутствуют, равно как и надежды на появление свободных денег на дорогую компьютерную технику. Уже более трети россиян (38%) могут позволить себе купить только продукты и одежду, а приобретение крупной бытовой техники для них является проблемой, для 28% затруднительна даже покупка одежды, как сообщает «Прайм» со ссылкой на опрос ВЦИОМ, так что объем платежеспособного рынка невелик. Способные на покупку за пределами товарных групп еда и одежда тоже не всегда могут делать дорогие приобретения, но цифровые новинки в виде продвинутых наушников, современных фитнес-браслетов или детских часов пока россияне вполне могут себе позволить приобретать массово.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE