14 августа 2020 г.

Самыми распространенными носимыми устройствами с приставкой «smart» являются «умные наушники», по данным IDC. Компания выделила эти устройства в отдельный класс hearables, о состоянии и перспективах которого мы сейчас и поговорим.

Рыночные перспективы

После того, как пользователи «распробовали» этот сегмент, он демонстрирует прекрасные показатели роста. Глобальные поставки «умных наушников» в прошлом году увеличились более чем на 250% год-к-году в натуральном выражении, по данным IDC!

По российскому рынку нет данных по динамике продаж hearables, но некоторые оценки сделать все же можно. Продажи беспроводных наушников в России за первые 6 месяцев выросли в деньгах и штуках на 52% год-к-году, по данным «Связного», о чем CRN/RE писал. Однако в данной статистике учитывают все «уши», поддерживающие Bluetooth, а не только hearables. И, по данным ритейлера, весь российский рынок наушников в первом полугодии вырос на 2% в штуках и 30% в деньгах. Опережающие темпы роста в денежном выражении указывает на смещение фокуса предпочтений в сторону более дорогих и, как следствие, более продвинутых моделей, к которым относится и рассматриваемые нами hearables.

Что происходит в канале?

О чем следует знать и помнить российскому каналу и особенно — российскому ритейлу? Появилось очередное поколение hearables, которые представляют собой качественные наушники, которые получили расширенные функции. По сути, это уже не динамики, а микрокомпьютеры, вычислительные мощности которых обеспечивают интерфейс с «голосовым помощником» на смартфоне, а также в большинстве случаев работу активного «шумодава» (ANC), управление жестами, а зачастую и голосом, также в некоторых моделях доступен перевод «на лету».

AirPods Pro, анонсированные прошлой осенью, пока не получили преемника, поэтому мы рассматривать их не будем. Они по-прежнему хороши, хотя сейчас выглядят несколько старомодными на фоне свежих новинок, и также без проблем способны работать только с устройствами под iOS (и то не старых версий), где прекрасно интегрируются с Siri. Можно использовать эти наушники со старыми iPhone/iPad и, что приятно, со смартфонами на Andriod, но при этом оказывается недоступным ряд интересных возможностей.

Samsung в осеннем анонсе вместе с топовыми смартфонами Galaxy Note 20 и Note 20 Ultra представил Galaxy Buds Live (на фото сверху справа) полностью беспроводные наушники (TWS), которые получили активное шумоподавление. Из интересных особенностей — повышенная интеллектуальность (для повышения качества звука приспособили даже акселерометр, который, по заявлению вендора, улавливает и учитывает положение головы говорящего. Также интересна эргономика — дополнительные амбушюры в Galaxy Buds Live отсутствуют, от них позволила отказаться переработанная «фасолеобразная» форма (хотя опциональные силиконовые наконечники доступны). Забавно, что наушники получили отверстия для вентиляции, которые должны увеличить комфорт при длительном ношении. Наушники поддерживают как сенсорное управление, так и голосовые команды — как через Bixby, так и через более распространенные «ассистенты». Есть игровой режим, беспроводная зарядка и прочие современные «фишки».

В продаже остались Galaxy Buds Plus, которые появились весной, а уже сейчас оказались лайтовой версией hearables. Они также настраиваемы со смартфона (эквалайзер, уровни шумоподавления и т.д.), обеспечивают интеграцию с «голосовыми ассистентами», но у них нет активного шумоподавления.

Xiaomi Mi True Wireless Earphones 2 Basic выполнены все в таком же факторе «полностью беспроводные», получили активное шумоподавление, управление жестами (например, убрав из уха один из наушников можно поставить воспроизведение на паузу), а также интерфейс для голосовых помощников.

JBL активно продвигает hearables, в частности, интегрируя «умные наушники» даже интерфейс с «Алисой», о чем CRN/RE писал. Из новинок отметим приятные во всех отношениях Live 300TWS, у которых есть ANC и возможность работы с двумя «ассистентами» — Google Assistant и Amazon Alexa. Последний для российского рынка неактуален, возможно, вместо его поддержки поставят софт для взаимодействия с решением «Яндекса».

Xiaomi показал AirDots 2, поставляемую под саб-брендом Redmi — потенциальный хит из-за своей низкой цены и приятной функциональности (например, поддержка Environment Noise Reduction, которая отсеивает шумы при телефонных разговорах). Однако, эти наушники работают с XiaoAI Voice Assistant, который работает с китайским языком. Есть модификация «S», где поддержки «голосового ассистента» нет вообще, но и стоит она чуть дешевле.

Honor c моделью Magic Earbuds (на фото сверху слева) тоже претендует на лидерство в лайтовом сегменте hearables — здесь есть три микрофона, прекрасный активный «шумодав», работающий как при воспроизведении музыки, так и при телефонных разговорах, а также управление касаниями. Хотя интеграции с «голосовым ассистентом» нет, но это хорошо отразилось на цене. Внешне Magic Earbuds очень похожи на Apple AirPods, только выглядят нарядней за счет серебристых вставок на оконцовках. Интересно, что по отзывам Magic Earbuds очень хорошо показывает себя в воспроизведении музыки и в отсечении шумов, даже лучше, чем ранее вышедшая аналогичная модель Huawei. Кроме того, интерфейс «свайпами» по корпусу в новой модели оказывается более удобен, чем постукиванием у модели более возрастной.

Huawei FreeBuds 3 внешне похожи на Apple AirPods/Magic Earbuds, а по функциональным возможностям — на последние. Как обычно, модель под брендом Huawei оказывается несколько более продвинута, чем Honor — соединение со смартфоном происходит быстрее, расширенные настройки через приложение, кейс с дополнительными возможностями беспроводной зарядки и т.д. Однако, в данном случае модели оказываются в одном «лайтовом» классе — поддержки «голосового ассистента» у FreeBuds 3 тоже нет.

Google Pixel Buds 2 стали официально доступными за пределами домашнего рынка США, хотя только в девяти странах, среди которых нет РФ. Выпуская эту обновленную версию «эталонных наушников», представители Google отмечали, что в этой системе каждое «ухо» следует рассматривать как специализированный компьютер. Наушники могут подстраивать звучание под ситуацию (например, если в ходе телефонного разговора вокруг становится шумно — они самостоятельно увеличивают громкость), управлять взаимодействием с «голосовым ассистентом» и даже обеспечивать перевод речи.

Hearables получают разные технологии для удобства пользователя, тут ANC необходим, но недостаточен. Например, у JBL есть противоположные Ambient Aware и TalkThru. Первая позволяет глушить внешние шумы для акцентирования внимания на музыке, пропуская только самые громкие, которые могут сигнализировать об опасности. Вторая, наоборот, приглушает музыку и пропускает внешние звуки на полной громкости, что бывает нужно, например, чтобы расплатиться на кассе, но при этом не прерывая погружение в музыку.

Microsoft Surface Earbuds до российского рынка тоже пока не добрались, но все же интересны. На ряде рынков, где представлены продукты линейки Surface, именно ее считают основным конкурентом AirPods Pro за качество и удобство. Особенностью этой полностью беспроводной модели является возможность работы с компьютерами, разумеется, на платформе Windows.

Creative Aurvana Trio Wireless (на фото снизу слева) выполнены в «шейном», а не в «полностью беспроводном» формате. Это позволило вендору установить в «ошейнике» достаточно емкие аккумуляторы и довести время автономной работы до 20 ч. Наушники отличаются высоким качеством звучания, которое обеспечивают тройные драйвера. В каждом наушнике стоят по три динамика: за высокие и средние отвечают металлические, а за низкие — биоцеллюлозный. Сопряжение с «голосовыми ассистентами», разумеется, присутствует, но активного шумодава у этой модели нет.

Sony представила WH-1000XM4 (на фото снизу справа), очередную обновленную версию топовых беспроводных наушников с закрывающими уши амбушюрами. Внешне их почти не отличить от предыдущей модели, но различия в деталях — например, для улучшения эргономики перенесли шов на амбушюрах, поменяли упругость оголовья и т.д. Есть Adaptive Sound Control, способный обучаться: подстраивать звучание в зависимости местоположения и занятий пользователя. Со временем функция со учится распознавать часто посещаемые локации и быстрее применять настройки. Список мест можно выбрать в приложении на смартфоне, там же можно настроить другие параметры воспроизведения.

Напомним о существовании мобильных smart-колонок, которые теоретически тоже можно отнести к специфическим hearables. Таких устройств на российском рынке немного, но они есть и пользуются некоторой популярностью. Это модели Elari SmartBeat и JBL Link Portable со встроенной «Алисой». Напомним, что такие устройства по своим возможностям несколько больше, чем рассмотренные наушники — smart-колонки могут выступать управляющими центрами «умного дома».

Вместо заключения

Огромный рост продаж hearables во многом обусловлен «эффектом низкой базы», однако, перспективы у этого класса устройств огромны, в этом их преимущество. Но есть и связанные с новизной проблемы — про эти девайсы мало известно массовому абоненту, который продолжает считать hearables всего лишь «дорогими наушниками». Устройства класса hearables создают новый user experience, который оказывается крайне удобным, а в эпоху свайпов и «голосовых ассистентов» — еще и привычным. Однако, создать такие устройства могут далеко не все компании, поэтому большого количества моделей этого класса ожидать не приходится, равно как и заметного понижения цен на топовые модели.

Tronsmart, выпустившая наушники Apollo Bold на новом двухядерном чипе QCC5124, который отвечает как за радиоинтерфейс, так и за активное шумоподавление, является своеобразной «первой ласточкой». С платформой от Qualcomm множество компаний могут выпускать hearables с разумным сочетанием функциональности и цены, что приведет к массовому распространению устройств этого класса и, как следствие, к снижению цен. Но это нас ждет в будущем.

Игрокам канала предстоит значительная работа по просвещению абонентов, без которой активное продвижение этого класса устройств практически невозможно, хотя «сарафанное радио» приносит свои результаты. Бренды и ритейлеры, которые смогут рассказать абоненту о преимуществах hearables, получат преимущество на этом быстрорастущем сегменте.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE