13 мая 2021 г.

Игорь Потоцкий

Если полтора десятилетия назад интерес к ВРМ во многом определялся стремлением компаний перейти к процессному управлению, то сегодня системы BPM становятся важным инструментом цифровой трансформации бизнеса. Традиционный BPM, постоянно технологически совершенствуясь, предлагает все новые решения для автоматизации и управления бизнес-процессами. Что происходит на рынке BPM и какие тренды определяют его развитие, рассказывает генеральный директор компании «ЛАНИТ — Би Пи Эм» Игорь Потоцкий.

Ускорение автоматизации

COVID-19, сколько бы негатива он ни принес, невольно подстегнул развитие отрасли. Gartner в своем отчете отмечает, что 69% советов директоров компаний ускорили реализацию своих цифровых бизнес-инициатив, при этом бюджет на ИТ увеличился больше, чем в любой другой отрасли, — на 6,9%. Стало очевидно, что те, кто начал переход в цифру несколько лет назад, оказались в гораздо более выигрышном положении, а скорость принятия решений и внедрения цифровых изменений стала еще выше. Компаниям, пришлось «бежать» в цифру, чтобы наладить работу распределенной команды и оптимизировать бизнес-процессы. Несмотря на спад в экономике, рынок BPM не ощутил на себе кризисных явлений. Наши крупные заказчики только нарастили количество проектов, понимая, что инвестировать в цифровые продукты жизненно необходимо. В целом мы движемся к подходу, в котором все процессы, которые могут быть автоматизированы, должны быть автоматизированы.

Гиперавтоматизация

Ускорение автоматизации продиктовало тренд на гиперавтоматизацию — подход, который позволяет быстро определить, проверить и автоматизировать как можно больше процессов с помощью самых разных технологий: BPM, RPA, AI, low code-платформ и других. Gartner поставил его во главе в топ-10 стратегических технологических трендов 2020 года, и в 2021 году он также остается в топе.

По данным последнего отчета Gartner, мировой рынок технологий, обеспечивающих гиперавтоматизацию, достигнет 596,6 млрд долл. в 2022 году, в то время как в 2020 он оценивался в 481,6 млрд долл. При этом, по мнению Фабрицио Бискотти, вице-президента по исследованиям компании Gartner, гиперавтоматизация превратилась из опции в условие выживания. Мы с этим согласны: пришло время автоматизировать все то, что еще не было автоматизировано. Автоматизация сейчас — это норма, гигиена любого бизнеса. Узкий рынок BPM постепенно размывается и становится частью этого глобального тренда.

Диверсификация рынка

Рынок вынужденно «оглянулся» вокруг и обратил взгляд на новые или не столь привычные решения. Мы видим интерес к российским продуктам — импортозамещение невольно способствовало развитию локальных BPM-технологий. Также возрастает интерес заказчиков к open source-технологиям, которые активно исследуются и кастомизируются под нужды российских компаний. Ускорителем для части из них являются и санкции, вынуждающие отказаться от иностранных вендорских ИТ-решений и платформ. Крупный бизнес строит собственные цифровые платформы и заинтересован, с одной стороны, в оптимизации бюджетов, а с другой, в профессиональной ИТ-практике с широкой экспертизой внутри компании. Именно BPM-решения на open source открывают такие возможности. Плюс все активнее развиваются комплементарные BPM технологии, такие как RPA и Process Mining. Стало понятно, что нельзя позволить себе навсегда остановиться на привычном BPM-решении — рынок меняется слишком быстро, и выживет тот, кто не будет сфокусирован на чем-то одном. Меняются потребности заказчика — меняются BPM-платформы, а значит и те, кто разрабатывает и внедряет цифровые решения, должны следить за этими изменениями и вовремя адаптировать линейку услуг и технологий. Классические вендоры с решениями в области CRM и ERP также заходят на поле BPM, реализуют процессные движки и другой подобный функционал в своих решениях.

Расширение сфер автоматизации

Размывается рынок — размываются и сферы применения BPM-решений. Процессный подход универсален. Если изначально драйвером BPM-проектов была прежде всего необходимость экономить ресурсы и повышать эффективность, то теперь процессы автоматизируются, чтобы у бизнеса появлялись конкурентные преимущества, и неважно, из какой отрасли этот бизнес. Так, во время локдауна у многих ритейлеров, еще не отстроивших процесс удаленной торговли, был выбор — быстро перейти в онлайн либо умереть. Автоматизация приходит в маркетинг, продажи, HR — туда, где остро стоит задача максимально эффективно привлекать клиентов и сотрудников. По прогнозу Forrester, расходы на автоматизацию в маркетинге к 2023 году превысят 25 млрд долл., это на 14% больше в годовом исчислении. А уже в этом году более 60% B2B-брендов будут применять автоматизацию и искусственный интеллект в продажах.

Клиент в фокусе

Цифровой продукт создается для клиента. Точка. Сократить издержки, безусловно, важно, и первые шаги в автоматизации совершались больше из экономических соображений. Однако сейчас очевидно, что автоматизация должна происходить с фокусом на нужды клиента. Организации, вступающие в цифровую трансформацию, более четко представляют себе, для чего это делают. Во главе угла изменений стоит клиент и уровень обслуживания этого клиента, а задачи бизнеса и сами процессы должны быть выстроены так, чтобы на всем пути взаимодействия с компанией клиент получал услугу самого высокого уровня. Автоматизация финансовых процессов, создание продуктов для повышения эффективности маркетинга и продаж, автоматизация создания и согласования документов — все новые технологии, повышающие эффективность работы разных подразделений компании, безусловно, работают на бизнес, но прежде всего создают конкурентные преимущества во взаимодействии с клиентами.

Что ждет рынок BPM в будущем? Сам термин BPM сейчас стал означать скорее концепцию, основанную на процессном подходе к задачам бизнеса, где BPM «обогащается» за счет различных прикладных технологий в области интеллектуальной автоматизации: RPA, Process Mining, AI/ML и других. Мы будем наблюдать дальнейший уход от общепринятой автоматизации частных бизнес-процессов в сторону разработки комплексных цифровых решений, которые закрывают гораздо больший спектр задач по автоматизации бизнес-процессов. Заказчики, в свою очередь, будут смотреть на рынок BPM с запросом на продукты, которые они смогут быстро создавать для своих клиентов.

Источник: Игорь Потоцкий, генеральный директор «ЛАНИТ — Би Пи Эм»