18 июня 2021 г.

Увеличить
Глобальные поставки смартфонов, млн единиц (столбцы, левая шкала) и их годовая динамика, % (линия, правая шкала) с 2018 г. и с прогнозом до 2024 г. (источник: Canalys, июнь 2021 г.)
Увеличить
Доли устройств с адаптерами 3G (бледно-зелёный), 4G (светло-зелёный) и 5G (травянисто-зелёный) в глобальных поставках смартфонов, млн единиц и %, с 2019 г. и с прогнозом до 2023 г. (источник: Canalys, июнь 2021 г.)

Сразу две аналитические компании независимо предсказали глобальным поставкам смартфонов в текущем году впечатляющий рост. И в Digitimes Research, и в Canalys уверены, что по итогам 2021-го отгрузки персональных сотовых терминалов как минимум выйдут на уровень докризисного 2019-го, причём доля устройств с адаптерами 5G перевалит в них за 40%. Вместе с тем аналитики предупреждают, что актуальная экономическая ситуация заставляет вендоров всемерно сокращать издержки — в том числе всё чаще предпочитая прямые поставки смартфонов (локальным сотовым операторам для дальнейшей реализации потребителям через них) классической двухуровневой схеме дистрибуции.

Возьмите трубку

Согласно июньской оценке Digitimes Research, за 2021 г. в мире будет поставлено 1,32 млн единиц смартфонов, — на 6,4% больше, чем годом ранее. Около 500-530 млн гаджетов из этого числа окажутся снабжены адаптерами 5G, — таким образом, прирост отгрузок смартфонов для сотовых сетей пятого поколения составит около 80% год к году. Кстати, достаточно ощутимым ожидается по итогам года спрос на отнюдь не дешёвые складные смартфоны: объём их поставок по всему миру оценивается в 18-20 млн единиц, причём едва ли не на 40% это будут устройства из серии Samsung Galaxy Z.

Аналитики Canalys смотрят на мировой рынок смартфонов с ещё бóльшим оптимизмом. Всего за 2021 г., по их мнению, вендоры отгрузят контрагентам 1,4 млрд смартфонов, — на целых 12% больше, чем годом ранее. В то же время сам 2020-й, напомним, продемонстрировал 7%-ное падение мирового рынка смартфонов в количественном выражении. Таким образом, если прогноз Canalys оправдается, в текущем году смартфонов будет поставлено на 5% больше, чем в 2019-м.

И это притом, что в 2021 г. фактический объём поставок этих гаджетов наверняка окажется ниже, чем мог бы быть, из-за продолжающейся нехватки целого ряда необходимых компонентов. Прежде всего — служебных полупроводниковых микросхем (контроллеров дисплеев, цепей питания и т. п.). Насколько остро ощущается эта нехватка вендорами, можно судить по последствиям недавней вспышки очередного нового штамма COVID-19 в Индии. Покупательная способность местного населения снизилась, спрос на электронику (и смартфоны в том числе) объективно рухнул, — и буквально сразу же, за считанные недели, многие ведущие поставщики смартфонов перенаправили товарные потоки из индийского канала на генерирующие сегодня максимальный неудовлетворённый спрос рынки КНР, США и Западной Европы.

В Canalys полагают, что тенденция эта сохранится и в среднесрочной перспективе. За счёт тех регионов, потребители в которых не сумеют сформировать высокий устойчивый спрос даже на не самые дорогие смартфоны (а это прежде всего Латинская Америка и Африка), больше гаджетов перетечёт на более платёжеспособные рынки. Более того, даже в приоритетных регионах смартфонные вендоры будут отдавать предпочтение тем партнёрам, которые на деле подтвердят свою способность реализовывать полученные от производителя смартфоны скорейшими темпами и с минимальными издержками.

Чаще всего такими возможностями обладают сотовые операторы, поскольку те в силах формировать привлекательные для потребителя долгосрочные предложения (смартфон с удачным тарифом в длительную рассрочку, например). Реселлеры же не располагают подобной свободой манёвра, из-за чего аналитики ожидают в обозримой перспективе обострения конкуренции между ведущими смартфонными брендами как раз в области прямых поставок локальным операторам.

Одним из драйверов смартфонного сегмента ИТ-рынка всё явственнее выступают аппараты с поддержкой сотовых сетей пятого поколения, — с этим солидарны и аналитики Canalys. По их оценке в I кв. 2021 г. на 5G-смартфоны пришлось 37% глобальных отгрузок этих устройств, а по итогам года в целом их доля вырастет до 43% (610 млн единиц). Неудивительно, что вендоры склонны рассматривать именно функциональность 5G как основной стимул, побуждающий потребителя к покупке новенького смартфона.

И поскольку бюджеты множества покупателей продолжают страдать из-за последствий не прекратившегося до сих пор коронакризиса, в жертву возможности снабдить востребованным публикой 5G-адаптером даже недорогие модели производители приносят прочие функциональные возможности: объём оперативной памяти, качество и разрешение дисплея, ёмкость аккумулятора. Canalys предрекает, что к концу текущего года 32% всех поставленных в глобальный канал смартфонов будут реализованы в рознице по цене в 300 долл. США и менее (в локальном валютном эквиваленте, разумеется). Уже 2021 г. обещает стать годом подлинного всемирного перехода к активной эксплуатации сотовых сетей пятого поколения.

Принуждение к инновациям

А это, в свою очередь, означает, что накал соперничества на растущем смартфонном рынке явно не снизится. Безусловно, в эпоху коронакризиса ещё большее значение для потенциального покупателя приобретает розничная цена устройства, — но для прямой и безыскусной ценовой конкуренции ни у кого сегодня нет ресурсов. При этом конечному пользователю важна уже не столько низкая цена сама по себе, сколько её сочетание с неким ожидаемым базовым уровнем функциональности, не соответствующие которому гаджеты публика уже не готова будет брать и даром.

Это заставляет разработчиков смартфонов идти на новые технологические ухищрения, — такие как применение комбинированных микросхем, содержащих в единой упаковке чипы DRAM и NAND, что позволяет обеспечить достойные рабочие характеристики смартфона в плане оперативной памяти и хранилища данных по более разумной цене, чем если бы те же объёмы памяти распаивались на монтажной плате гаджета по отдельности.

Вынужденные конкурировать сразу и технологическими инновациями, и ценой, вендоры — под гнётом объективного удорожания микросхем, медной фольги, современных дисплеев и прочих компонентов — оказываются перед непростым выбором. Принять ли целиком на себя удар неизбежного сокращения маржинальности, реализуя смартфоны едва ли не по себестоимости, а то и ниже, лишь бы только не уступить конкурентам заветную долю рынка? Разделить ли издержки с собственным каналом, снизив норму прибыли для дистрибьюторов и партнёров? Или всё-таки переложить всю тяжесть объективного удорожания компонентов на кошелёк конечного покупателя, понадеявшись на его верность бренду?

Найти верное и одновременно простое решение здесь вряд ли кому-то удастся. Canalys советует вендорам смартфонов всемерно повышать операционную эффективность и в любом случае не рассчитывать на сверхприбыли от реализации своей техники — особенно в нижнем и среднем диапазонах цен. Аналитики говорят о трансформации смартфонного канала в эпоху пандемии; о необходимости внедрения вынужденных инноваций (forced innovations), альтернатива которым — коммерческий провал и полный уход с рынка.

Примеры вынужденных инноваций, порождённых коронакризисом, — унифицированный склад (готовность оперативно формировать сложный заказ из товаров, физически находящихся на момент оформления на различных складах, в том числе у дистрибьюторов и контрагентов) и доставка приобретённого онлайн товара прямо в автомобиль заказчика (а не домой либо в офис), чтобы не терять драгоценного времени в условиях роста мобильности — тоже, кстати, вынужденного — по мере ослабления коронакризисных ограничений. Привычка покупать онлайн также останется с потребителями всерьёз и надолго. Адекватный её учёт ритейлом неизбежно приведёт к снижению значимости классических магазинов именно как точек продаж; заставит перепрофилировать их в консультационные, логистические (для организации быстрой локальной доставки) и демо-центры.

Кроме того, широкая доступность цифровых коммуникаций побуждает всё больше ритейлеров по всему миру к прямому взаимодействию с вендорами смартфонов, минуя классический двухуровневый канал и тем самым дополнительно снижая издержки — как финансовые, так и временные. Тревожный сигнал для реселлеров — особенно на тех рынках, где сотовые операторы всё активнее берутся не только за реализацию смартфонов, но и за предоставление их фактически в лизинг (долгосрочная аренда с ежемесячными выплатами, в которые включены также минуты разговоров и гигабайты данных, и с непременным возвращением аппарата провайдеру услуги в конце срока — чаще всего с обменом на новый).

Однако утверждать, что продажи смартфонов в обозримой перспективе будут вытеснены предоставлением их как услуги пока рано. Возможно, как раз к 2024 г., когда динамика роста этого рынка станет устойчиво почти нулевой, именно смартфон-как-услуга окажется наиболее востребованным продуктом, — но к тому времени общая ситуация в ИТ-отрасли и мировой экономике не раз ещё может непредсказуемым образом поменяться.

Источник: Максим Белоус, crn.ru