28 июля 2021 г.

Мария Тюрина

Смог ли рынок телеком-услуг в России вырасти во время пандемии и как он чувствует себя в середине 2021 года? Про наиболее яркие тренды рассказала Мария Тюрина, генеральный директор компании «Телфин».

В 2020 году российский рынок телеком-услуг развивался разнонаправленно. В некоторых сегментах, например, контент-услугах и сервисах платного ТВ, росло число подключений. Но оно не всегда было эквивалентно росту выручки, так как маржа компаний оставалась небольшой. Мобильная связь пострадала, потому что исчез приносящий стабильную прибыль роуминг. Зато B2B-направление на фоне роста запросов на организацию удаленных рабочих мест чувствовало себя прекрасно. Первые месяцы 2021 года показывают, что кардинально эти тренды не поменялись.

Телеком в цифрах

Есть ли конкретные цифры, которые позволяют измерить «температуру» рынка?

Традиционно российский телеком ежегодно измеряют сразу несколько крупных исследовательских компаний. Так, например, аналитики «ТМТ Консалтинг» по итогам 2020 года оценили рынок в 1,73 млрд рублей, а его динамику в −0,7%. Они считают, что это самый низкий показатель за всю историю российского рынка связи. Хуже всего чувствовала себя фиксированная телефония, лучше всего — интернет-доступ. Cnews еще не публиковал данные по итогам 2020 года, но прогнозировал результат от стагнации до небольшого роста. Рынок скорее жив и колеблется «около нуля». Минцифры обнародует свои данные осенью, тогда представление о ситуации будет более четким.

Разница в оценках возникает потому, что границы традиционного телекома размываются. Если в классическом понимании к нему относили мобильную связь, интернет-услуги телевидение, фиксированную связь и межоператорское взаимодействие, то теперь появляется много новых типов сервисов. Самый ярких пример — банки, которые становятся полноценными телеком-игроками и запускают MVNO-проекты для держателей карт. Сервисы доставки и фудтех, дистанционное обучение и телемедицина: все эти услуги теперь сложно отделить от телекома, потому что в их основе лежит интернет.

Чем шире становится понятие «телеком», тем бесполезнее рассматривать его динамику в целом. Сравнивать кабельное телевидение и доставку еды в мегаполисах по динамике выручки не информативно. Область корпоративных коммуникаций, в которой мы работаем, однозначно показывает рост.

Пандемия и всплеск новых сервисов

Пандемия оказалась не только фактором стресса для телеком-рынка, но и мощным катализатором к запуску и развитию новых услуг. Она создала целые сегменты, а спрос на некоторые всем давно известные решения увеличила в разы. Яркий пример — услуги корпоративной видеосвязи, которые были доступны годами, но никогда не были на таком пике как в 2020 году. По мере снятия ограничений эти пики стали сглаживаться, но поведение и менталитет работодателей уже не вернутся в исходную точку. Восприятие рабочего места поменялось как внутри компаний, так и у сотрудников, многие из которых открыли для себя плюсы удаленной работы. Это создаст долгосрочный позитивный тренд по развитию набора корпоративных телеком-услуг и их качества.

Движение вглубь происходит еще и потому, что во многих сегментах возможности для роста вширь уже исчерпаны, как, например, в мобильной связи или платном ТВ. Здесь бурный прирост подключений давно невозможен: проникновение услуг достигло максимума. Поэтому рынок меняет вектор: формируются пакеты услуг, запускаются конвергентные продукты, идет борьба за лояльность абонентской базы и формирование оптимальных предложений по соотношению цена / качество. Для абонентов, как частных, так и корпоративных, это однозначно «золотое» время.

Какие технологии в тренде

Максимальное внимание рынок сейчас проявляет к тем технологиям, которые обещают увеличение прибыли, поиск точек роста для бизнеса. Это технологии обработки больших данных, поведенческий анализ, решения на базе искусственного интеллекта и нейросетей. В первую очередь — голосовые роботы и распознавание речи, которые совершенствуются год от года. Если раньше боты умели только отвечать на узкий круг стандартных вопросов, то теперь они «умнеют»: могут анализировать реакции человека и отвечать на них соответствующим образом.

Такие технологии трансформируют многие области — обслуживание клиентов, маркетинг и рекламу, работу колл-центров, где подход «в лоб» перестает работать. Бизнесу нужны более изящные инструменты, мягкие, ориентированные на клиента и персонализированные. Мы в «Телфин» тоже работаем в этом направлении. В июне запустили сервис «Телфин.Бот», он передает оповещения о звонках и записи всех разговоров в Telegram нашим клиентам. Мы внимательно следим за тем, что им нужно, и реагируем на их запросы быстро, потому что рынок B2B-услуг очень конкурентный, нужно постоянно держать руку на пульсе.

По мере развития такие технология станут более доступными, а значит, более массовыми. Повсеместная цифровизация, в том числе рабочих мест, также станет отличным топливом для развития телеком-сервисов. В будущем телеком-рынок будет стабильно развиваться, ведь услуги связи — основа нашей жизни. Вот только через несколько лет мы можем его совсем не узнать.

Источник: Мария Тюрина, генеральный директор компании «Телфин»