3 августа 2021 г.

Марат Минкин

Сфера образования, долго державшаяся за привычные программы и практики, сегодня стремительно развивается. Основные изменения происходят на EdTech-рынке: технологические образовательные проекты дополняются новыми методиками и правилами. Из-за пандемии Covid-19 онлайн-образование стало популярнее как среди учеников, так и среди образовательных организаций. За короткое время на рынке сильно возросла конкуренция, поэтому экспертам в области EdTech пришлось адаптироваться к современным условиям и разработать качественно новые продукты. Одним из принципов организации процесса обучения, выступающим конкурентным преимуществом компаний, становится геймификация в онлайн-курсах.

Что такое геймификация

Ю-Кай Чоу, автор книги «Геймификация и поведенческий дизайн» определяет игрофикацию как «проектирование, ориентированное на человека». Таким образом, он обращает внимание на недостатки традиционной системы образования: ориентация на освоение общей программы, а не нужных конкретному ученику знаний; единый строгий учебный план, неподходящий для эффективного обучения многих студентов. Решением проблемы стало заимствование некоторых технологий и «фишек» из компьютерных игр, которые служат хорошим примером успешного вовлечения и мотивирования пользователей.

Геймификация, или игрофикация, в образовании представляет собой использование элементов игры в процессе обучения. Такой подход повышает уровень вовлечённости учащегося в освоение курса за счёт дополнительной мотивации — необычных учебных планов, бонусов или подарков.

Сегодня ученикам часто бывает сложно сконцентрироваться на обучении из-за привычки работать в режиме многозадачности и постоянно менять вид деятельности. Учащиеся быстро переключают внимание на новые каналы информации и легко отвлекаются. В дистанционном формате сосредоточиться на одной задаче — обучении — становится ещё сложнее. Именно поэтому геймификация в онлайн-курсах сейчас — необходимое условие успешной реализации программы и хороших результатов учеников.

Как работает геймификация

Психологи выделяют четыре принципа игрофикации:

  1. Мотивация

  2. Открытие

  3. Статус

  4. Вознаграждение

В игре мы приобретаем новый опыт, но не получаем ощутимого результата, поэтому мотивация нужна нам для продолжения и успешного завершения игры. Интерес к игровому процессу подогревает внедрение соревновательных элементов, системы поощрений и возможности принятия самостоятельных решений, влияющих на исход. Различные игровые элементы могут составлять множество комбинаций — уровней сложности, миссий, — открытие которых становится важной задачей для каждого учащегося. Постепенное прохождение игры предполагает поочередное обладание разнообразными статусами, которые дают ученику чувство одобрения со стороны преподавателя, служат некоторым стимулом для похвалы самого себя. Возможность получить приз по итогу прохождения игры закрепляет все предыдущие принципы геймификации и вызывает у ученика желание полностью освоить программу.

Существует и другое объяснение механизма работы игрофикации. Ю-кай Чоу рассматривает восемь её принципов:

  1. Эпическое предназначение и призвание. Этот элемент игры делает из учащегося «избранного персонажа», который должен достичь великой цели. Так он убегает от реальности в вымышленный мир, где становится главным героем, где его жизнь имеет больше смысла.

  2. Развитие и преодоление. Эта составляющая игры ориентирована на то, что учащийся осваивает новые навыки, изучает информацию и выполняет сложные игровые задания. Он получает удовольствие от самого процесса собственного развития, которое обусловлено положительной реакцией мозга на новую информацию и достижения.

  3. Творческая составляющая и обратная связь. Мы получаем удовольствие от творчества и создания чего-либо нового. Положительная обратная связь сразу после процесса познания или изобретения обеспечивает запоминание действия перед наградой.

  4. Право собственности и владения. У каждого человека отношения с собственностью более важные и необходимые, чем с любой другой вещью, из-за особого статуса владельца. В игре собственностью могут выступать аватар, различные артефакты или фишки. Учащемуся будет сложнее расстаться с обучением, если курс предлагает ему владение символами статуса или достижений.

  5. Социальное влияние и связи. Как известно, человек — биопсихосоциальное существо, а значит ему жизненно необходимы общение с людьми и причастность к различным группам и общностям. Так, на чувстве конкуренции или поддержки можно построить соревновательную игру с несколькими учащимися, а добавив в неё отличительные черты особой группы (в том числе и ностальгические), усилить эффект ощущением принадлежности к «своей» общности.

  6. Дефицит и жажда обладания. Этот принцип основывается на желании человека получить что-то лимитированное. Ограниченное количество блага дарит его обладателям некоторую престижность и статусность, от которых не откажется ни один студент.

  7. Непредсказуемость и любопытство. Разнообразие вариантов прохождения игры, сложно угадываемые повороты сюжета — всё это вызывает у игроков неподдельное любопытство, с которым бывает тяжело справиться. Так, курс с непредсказуемой концовкой, как элементом игры, ученику будет сложнее бросить.

  8. Проигрыш и избегание. Человек всегда старается извлечь из ситуации максимальную полезность, то есть избежать поражений и добиться высокого результата. Когда в игре встречается потенциально проигрышная ситуация, игрок прикладывает максимум усилий для предотвращения неудачи. Так, ученик будет сохранять дисциплину и выполнять дополнительные задания, если это поможет ему избежать исключения из игры.

Ю-Кай Чоу считает, что важно оценивать учебную программу с точки зрения всех восьми принципов. Хороший онлайн-курс или образовательная платформа будет соответствовать максимальному числу параметров.

Зарубежные кейсы игрофикации

Duolingo — приложение для изучения иностранных языков, которое использует геймификацию, соответствующую всем восьми принципам. Эта программа ведёт учёт достижений пользователей и ставит им ежедневные цели, мотивирующие учащихся проходить предложенную программу дальше. В обучении предусмотрено несколько уровней, которые можно открывать после масштабных тестов, — битв с боссом — сдача которых придаёт важное для вовлечённости чувство удовольствия от победы. Принцип владения реализуется благодаря наличию виртуальной валюты Lingots. Она позволяет покупать одежду для аватара, приобретать различные бонусы (один из них — продление жизни в системе). Многообразие развития сюжетов становится основой принципов любопытства и избегания проигрыша.

Геймификация стала причиной успеха Duolingo: в App Store и Play Market это приложение скачали более 500 млн раз. Капитализация компании при реализации IPO может оказаться выше $4 млрд, что доказывает заинтересованность инвесторов в обучающем концерне, имеющем определённую миссию и основанном на современных технологических практиках. Иностранные потребители теперь предпочитают платить не за знания, а за мотивацию их получить. Именно игрофикацией Duolingo отвечает запросам покупателей и инвесторов.

Другой успешный кейс геймификации образовательной платформы — Yousician. Это приложение даёт возможность пользователю обучиться игре на музыкальном инструменте. Ученик может выбрать инструмент и произведение для исполнения. Программа воспроизводит музыку, отображает учебные материалы и прослушивает исполнение. После этого учащийся получает обратную связь — разбор ошибок и рекомендации по их исправлению. Студенту доступны разные уровни сложности и выбор множества тем для изучения. Так, в приложении реализуются принципы «творческая составляющая и обратная связь» и «развитие и преодоление».

Российский опыт геймификации

Платформа LinguaLeo для обучения иностранным языкам — российское приложение, которое использует геймификацию. Лев Лео сопровождает учащегося на протяжении всего обучения. В программе есть своя валюта — фрикадельки, которые начисляются за тренировки, новые выученные учеником слова и фразы.

Образовательная платформа Фоксфорд использует геймификацию в ограниченном виде. В курсе можно найти элементы соревновательности между студентами в виде батлов, которые позволяют получать новые уровни в соответствии с принципом развития и преодоления. Кроме того, Фоксфорд — известная на российском рынке платформа с курсами высокого качества, диплом об окончании которых даёт ученикам конкурентное преимущество, что подчёркивает их статусность.

Геймификация в сфере онлайн-образования уже находится на высоком уровне, однако это лишь начало пути её развития. Процесс игрофикации обучения важен не только для учеников и преподавателей курсов, но и для системы образования в целом. Описанные в статье нововведения позволят адаптировать процесс получения знаний к современным реалиям, повысить инклюзивность и эффективность различных курсов.

Источник: Марат Минкин, основатель рекрутингового агентства OnTop