16 августа 2021 г.

Ирина Кукина

Тема гибких дисплеев как идейная концепция возникла более 50 лет назад, а первые концепты были разработаны более 45 лет назад.

Бурного развития данного направления долго не происходило по банальной и весьма распространённой причине — очень дорого, нерентабельно и неинтересно для коммерческого использования.

К данному вопросу активно не возвращались вплоть до 2005-2010 годов. В 2010 году компания Samsung показала первый цветной гибкий дисплей, а затем Human Media Lab заявила о себе, представив гибкий экран E-Ink.

Тем не менее, технологии всё ещё оставались очень «сырыми» и далёкими от использования в реальных устройствах и массовом производстве. Но, наверное, именно с этого момента стало ясно, что создать устройство с гибким экраном вполне возможно, нужно лишь много инвестиций в разработки, тестирования, поиски концептуальных решений.

Первый реальный телефон с гибким экраном, а не концепт, был представлен на CES лишь в 2019 году, но даже тогда серийные продукты по-прежнему имели ряд существенных недостатков и недоработок. И, традиционно, как и все инновационные устройства, такие смартфоны имеют крайне высокую стоимость по сравнению со стандартными, при более полной функциональности последних.

Гибкие экраны в смартфонах

Когда мы говорим про гибкие экраны, то прежде всего, подразумеваем рынок смартфонов, что справедливо. Ведь именно в этом сегменте концепт впервые превратился в реальный серийный продукт.

По оценкам аналитиков компании Counter technology Market Research (данные есть в открытом доступе), формирование реального сегмента начало происходить лишь в 2019 году и оценивалось примерно в 2,5 млн штук во всём мире.

Тем не менее, что вполне логично, данному направлению пророчат развитие, скорость которого будет зависеть от стоимости производства гибких экранов, а значит, и от стоимости устройств с гибким экраном и дальнейшего расширения ассортиментного ряда, с учётом появления в сегменте ключевых технологических компаний-лидеров рынка.

По оценке той же Counter technology Market Research, в 2021 году рынок смартфонов с гибким экраном составит около 7,5-8 млн устройств. Но ввиду глобального дефицита основных компонентов цифры могут сильно варьироваться, не говоря уже о надёжности прогноза значительного роста в 2022 году до 18,5 млн устройств.

Для сегмента смартфонов гибкий экран перестаёт быть чем-то сильно непривычным. Да, это всё ещё дорогая инновация, но уже далеко не «шок-контент», а вполне себе повседневное устройство для техногиков, топ-менеджеров и любителей необычных гаджетов, которые готовы платить за инновации и быть первыми пользователями того, что через небольшое время станет мейнстримом.

Гибкие экраны в ноутбуках

Если же мы начнём рассматривать сегмент ноутбуков, то здесь сложно дать вообще какую-либо оценку объёма рынка в данном сегменте. Гибкий экран в ноутбуке по-прежнему диковинка, хотя и здесь производители перешли от концепта к реальным серийным устройствам.

Так, в 2020 году компания Lenovo анонсировала и привезла первый в мире ноутбук с гибким экраном ThinkPad X1 Fold. В первую очередь, эти устройства адресованы пользователям, которые хотят иметь лёгкий, удобный и необычный девайс, который можно использовать в работе, но, безусловно, пока это скорее про «распробовать на вкус», нежели про тотальный переход на такой форм фактор. Ноутбук имеет большое разнообразие режимов работы, возможности подключения различных устройств и аксессуаров, включая стилус и клавиатуру; оптимизировано время автономной работы; использованы эффективные технологии на базе процессора Intel Core. Но, к сожалению, высокая стоимость устройства не делает его доступным для бо́льшей части покупателей.

Высокая стоимость подобного типа устройств обусловлена несколькими вещами:

  • огромные вложения в разработку технологии гибкого экрана;
  • высокая стоимость сырья для производства таких экранов (это OLED дисплеи);
  • пока что крайне низкий объём производства, который не позволяет снизить основные издержки за счёт увеличения объёма.

Более того, помимо уже вложенных в разработку инвестиций требуются постоянные усовершенствования, устранение недочётов относительно энергоэффективности и прочности устройства, улучшение свойств экрана при сгибании (=деформации) и многое-многое другое.

Сейчас основным фокусом производителей устройств с гибким экраном, конечно, является надежность и долговечность устройства.

Основной урон при использовании устройств такого типа получает непосредственно как сам экран, так и шарниры, за счёт которых устройство складывается. К примеру, компания Lenovo потратила несколько лет на детальную разработку шарниров, чтобы OLED дисплей идеально складывался, без образования складок или пузырей.

Помимо этого, производители уделяют большое внимание и корпусу устройства. OLED дисплей сам по себе очень хрупкий и нежный, а значит нужна надёжная внешняя защита, при этом материалы корпуса должны быть максимально гибкими и лёгкими.

Перспективы

Безусловно, у данного направления есть перспективы развития.

Перспектива значительного увеличения спроса сейчас преобладает в сегменте смартфонов, и это сильно зависит от снижения стоимости устройств, а также от активности их продвижения производителями.

Если говорить про развитие данного направления в сегменте ноутбуков, то здесь оно гораздо более медленное и пока не сильно предсказуемое. Сам по себе рынок ноутбуков гораздо более консервативен. По-прежнему основным форм-фактором остаётся классический ноутбук clam shell, обязательно наличие клавиатуры и физических средств ввода-вывода информации, желательно лёгкий и тонкий форм-фактор с максимальной производительностью и эффективностью.

Но это отличный вызов для достижения новых целей и изменения взглядов миллионов людей на привычные вещи.

Источник: Ирина Кукина, директор по развитию бизнеса персональных систем Lenovo в России