23 ноября 2021 г.

Проблема дефицита кадров на ИТ-рынке, судя по всему, относится к числу вечных. К постоянной нехватке программистов в период пандемии добавился спрос на дата-аналитиков и интернет-маркетологов. Однако у нынешнего дефицита есть одна существенная особенность от предыдущих — нехватка у сотрудников «цифровых навыков».

Международная стаффинговая группа ANCOR при поддержке Microsoft и Американской торговой палаты в России провела исследование , главной темой которого стала востребованность hard, soft и digital навыков. В опросе приняли участие 373 руководителя и 4013 сотрудников. 44% работодателей заявили, что больше всего сотрудникам российских компаний недостает цифровых навыков. При этом 24% сотрудников сообщили, что digital skills в их профессии крайне важны. По мнению экспертов, сегодня наблюдается явный рост потребности в цифровых компетенциях: они приближаются по важности к hard и soft skills и даже опережают «мягкие» навыки по привлекательности инвестиций. Показательно, что 67% сотрудников готовы инвестировать в развитие своих digital skills. При этом 97% респондентов считают, что работодатель должен предоставлять возможность улучшать свои навыки за счет компании. А две трети работников (66%) рассматривают возможность обучения как важный фактор при выборе работодателя.

По мнению руководителей компаний (51% опрошенных), лучшим решением проблемы несоответствия навыков сотрудников потребностям бизнеса является внутреннее обучение. Согласно опросу, 98% компаний проводят обучение собственных сотрудников, правда, лишь половина измеряет его эффективность. Более 39% руководителей компаний уверены, что хорошим решением является автоматизация процессов, а 10% видят выход в привлечении новых более квалифицированных «готовых» специалистов извне.

По оценкам НИУ ВШЭ, в России уровень владения цифровыми навыками заметно ниже в сравнении с показателями большинства европейских стран. Среди 29 государств Европы наша страна по названному показателю заняла 27 место, опередив лишь Болгарию и Румынию. Среди россиян в возрасте 15 лет и старше владеют цифровыми навыками выше базового уровня 12% населения, на базовом — 24%, на низком уровне — 39%, не имеют навыков — 2%, не использовали интернет в течение трех последних месяцев — 22%.

Существует довольно много различных исследований, посвященных ситуации с «цифровыми навыками» в России. Эксперты ссылаются на отчеты Deloitte (за 2020 г.), согласно которому лишь 17% отмечают высокую степень готовности сотрудников адаптироваться, проходить переподготовку и брать на себя новые функции. Международная консалтинговая компания BCG и World Skills при поддержке «Росатома» подготовили доклад, из которого следует, что в РФ несоответствие профессиональных навыкам наблюдается у 34 млн человек (по данным Ростата, всего в России около 70 млн работающих граждан). «Корпоративный университет Сбербанка» подготовил большой аналитический отчет «Обучение цифровым навыкам: глобальные вызовы и передовые практики».

При этом вопрос «что такое эти самые цифровые навыки» и какими именно из них должны обязательно обладать сотрудники, остается открытым.

А как ситуация выглядит с точки зрения российских ИТ-компаний, которые являются одновременно «потребителями» и в какой-то степени «поставщиками» «цифры»? CRN/RE предложил компаниям рассказать, нехватку каких специалистов они ощущают в последнее время и насколько это связано с переходом на удаленную работу. А также о том, какие «цифровые навыки» (из тех, что не требовались раньше) являются сегодня необходимыми для сотрудников компании. Показательно, что для ИТ-компаний главной проблемой по-прежнему остается поиск и удержание квалифицированных специалистов. А нехватка тех или иных навыков решается, как правило, «в рабочем порядке». И не считается такой уж большой проблемой. Главной же особенностью нынешнего кадрового дефицита среди ИТ-компаний становится резко выросшая конкуренция со стороны компаний из других сфер деятельности. Всем нужны не только сотрудники «с цифровыми навыками», но и ИТ-специалисты.

Татьяна Бережная, директор по маркетингу «Системотехника»:

Проблема нехватки высококвалифицированных кадров на рынке всегда была и остается актуальной. В зависимости от происходящих в тот или иной период времени мировых и внутригосударственных событий, на рынке меняется перечень наиболее востребованных профессий. Данная ситуация, на мой взгляд, циклична и смена остро необходимых профессиональных компетенций изменяется, как правило, каждые 10-20 лет. В связи с курсом на цифровизацию, подгоняемым развернувшейся пандемией, которая повлекла необходимость сокращения «живых» коммуникаций и массовый переход на удаленную работу, на сегодняшнем рынке наиболее остро ощущается нехватка ИТ-специалистов разного рода.

В группе компаний «Системотехника» всегда использовались различные удаленные ресурсы, которые обеспечивали возможность беспрепятственной работы из любой точки при наличии интернета. Данные средства удаленной работы давно уже были введены в использование. При этом большинство сотрудников пользовались ими от случая к случаю. С наступлением периода обязательного повсеместного перехода на цифру эти средства стали необходимы практически всем. Помимо этого, в компании произошло более углубленное погружение в коммуникации на платформе Bitrix. Данный переход был поддержан корпоративным обучением и детальным ознакомлением с возможностями системы со стороны компании. Эффективная удаленная работа с общекорпоративными средствами коммуникаций, хранения и оперирования информацией требует качественной технической поддержки, желательно круглосуточной. Именно на этих специалистах я бы сделала акцент, как на самых востребованных для нашей компании.

Сотрудники офисного и производственного подразделений компании обладают достаточно высокой подготовленностью для работы с цифровыми устройствами и платформами, используемых компанией. Потому не могу сказать, что в нашей компании наблюдаются какие-либо сложности в связи с этим. Любое подобное явление устраняется проведением корпоративного и/или индивидуального обучения и технической поддержки. Во главе угла по отношению к принимаемым на работу специалистам (если речь не идет конкретно об ИТ-специалисте) по-прежнему стоят их профессиональные качества, а не цифровые навыки. Что касается цифровой трансформации, то она обеспечивается внутрикорпоративными средствами поддержки, созданной «Базой знаний» с полезной информацией для новых и уже работающих сотрудников, а также внешней технической поддержкой установленных в компании систем. Для выполнения определенных проектных задач привлекаются на аутсорсинг узкоспециализированные специалисты, которые могут закрыть пробелы при возникновении таких потребностей.

Александр Вознесенский, генеральный директор ГК «Акцент»:

Безусловно, последний год внес достаточно сильные корректировки в кадровую политику ИТ-рынка. В связи с глобальным переходом на удаленную работу подавляющего большинства компаний сейчас как никогда ощущается кадровый голод кандидатов с «цифровыми навыками». Причем как специалистов в области ИБ и ИТ, менеджеров по продажам, так и внутренних сотрудников, деятельность которых не связана с прямым взаимодействием с клиентами — ИТ- маркетологов и интернет-маркетологов. Найти готового специалиста практически не представляется возможным.

В Приморском крае также наблюдается проблема оттока квалифицированных кадров в западную часть России или за рубеж. Поэтому каждого такого сотрудника любая компания старается удержать всеми доступными способами. Мы не исключение. Мы не только всячески поощряем наших профессионалов, но и организовываем передачу опыта и выращиваем новых молодых специалистов с «нуля».

Олег Космаков, директор департамента мобильной и веб-разработки OCS Distribution:

Разумеется, изменения произошли. Но я бы их связал скорее с тем, что в процессе нашей цифровой трансформации бизнес понял, что от ИТ можно получить больше, чем это было ранее. Отсюда и новые проекты, связанные с разработкой, и совершенно новые амбициозные задачи.

С точки зрения нехватки людей — мы всегда находимся в поиске талантливых специалистов. Их никогда не бывает много на рынке и всегда не хватает внутри компаний, которые так динамично развивают направление ИТ, как наша. Конечно, мы испытываем нехватку в найме разработчиков, тестировщиков, архитекторов и DevOps инженеров в наши ряды команд разработки.

На самом деле, мы и раньше умели работать гибридно. Мы давно научились совмещать команды, которые трудятся в офисе, с теми, кто работает удаленно, в том числе и в других часовых поясах. С точки зрения требований — я бы не сказал, что они изменились. Мы просто открыли целый ряд новых вакансий для специалистов Senior уровня, и там требования действительно высокие. Но взамен эти люди получают достаточно свободы для реализации всех своих компетенций и амбиций в ходе нашей трансформации.

С точки зрения навыков — мы считаем важным в условиях удаленной работы проводить все больше встреч онлайн, и на них просим всех присутствовать с включенными камерами: очень важно видеть глаза и реакцию людей в процессе разговора. А если серьезно, то я бы не сказал, что в значительной мере что-то изменилось.

Мы, как и раньше, просим от сотрудников придерживаться порядка в цифровом взаимодействии — это коммуникации, трекинг задач, обеспечение прозрачности своей работы. С точки зрения кибербезопасности — в компании приняты правила, которые все должны соблюдать, это своего рода гигиена — каждый должен понимать, как защищать свои данные и данные компании.

Ну и конечно, мы на уровне ценностей компании считаем важным профессионализм и постоянное развитие. В том числе поэтому считаем необходимым, чтобы люди умели самообучаться, быстро усваивать новую информацию и адаптироваться под возникшие условия и обстоятельства.

Алексей Малышев, генеральный директор «Сонет» (Нижний Новгород):

В нашей компании сложнее всего переход на удаленку дался сотрудникам бэк-офиса, которым пришлось осваивать новые ИТ-инструменты работы. Зато все ИТ-специальности перешли в онлайн без проблем.

Если говорить о кадровом рынке вообще, то интернет-маркетологов и аналитиков (дата- и бизнес-), действительно не хватает. Но это следствие не пандемии, а всеобщей цифровизации (перехода коммуникаций с клиентом в «цифру», роста объема данных). Возможно, в Москве рынок таких специалистов и есть. Но в регионе их можно только вырастить самостоятельно, в т. ч. перенимая опыт при работе с внешними консультантами, обучая, погружая кандидатов с базовым уровнем в задачи и в принципы их решения и т. д.

А вот то, что кадровый рынок стал глобальным — это следствие пандемии. Теперь нужные компетенции мы ищем не только в Нижнем, но и в других регионах. За эти 2 года мы научились создавать кросс-региональные команды (так, в нашем инжиниринговом подразделении работают специалисты из разных городов) и управлять ими.

Сейчас каждый руководитель функционального подразделения (финансы, HR, маркетинг, юротдел и т. д.) должен уметь работать с «профессиональными» цифровыми инструментами. Те, кто раньше были простыми пользователями, теперь по факту становятся их владельцами: они должны понимать, как эти инструменты работают, как их настраивать, как формировать задачи для ИТ-подразделения по их улучшению. И все это приведет к тому, что через 3-5 лет директором «функции» не сможет стать человек, не владеющий актуальными цифровыми инструментами, не понимающий, какие из них лучше всего подходят для данной компании. Как сейчас невозможно устроиться на работу, если не умеешь пользоваться электронной почтой.

Алексей Мельников, генеральный директор компании «Марвел-Дистрибуция»:

В нашем случае пандемия и различные ее последствия, например, переход множества сфер жизни общества в онлайн и повсеместное внедрение удаленного или гибридного режима работы, не заставили сколько-нибудь значительно менять стратегию развития компании. Какие-то решения были приняты быстрее, и ряд бизнес-процессов был оптимизирован.

Однако и до описываемых событий мы знали, какие специалисты нам нужны и зачем. Мы растем и заключаем договора с новыми вендорами, поэтому всегда рады менеджерам по развитию бизнеса. Маркетинг все больше обретает digital-формы, поэтому нам нужны интернет-маркетологи. Автоматизация процессов происходит непрерывно, поэтому мы ищем профессионалов в этой сфере. И помимо внешних факторов, которые влияют на изменения в штате компании, есть и внутренние потребности, а значит, мы развиваем оценку и обучение персонала, расширяем структуры, связанные с финансами и аналитикой. Сейчас у нас в управлении более 150 тысяч квадратных площадей складов — и там тоже нужны люди. Пока что нам удается искать их в таком ритме, чтобы мы не успеваем почувствовать, что есть работа, которую некому делать.

Деятельность нашей компании тесно связана с ИТ, поэтому цифровые навыки сотрудников всегда, независимо от событий на мировой арене, были востребованы и, я уверен, находятся на вполне приличном уровне. Когда мы вынужденно перешли на работу из дома, необходимо было настроить работу компьютеров и ноутбуков, перенести данные, поставить необходимые программы. За помощью обратились едва ли пара десятков человек из всей компании. Подавляющее большинство прекрасно справились самостоятельно. Сегодня организация совещаний с использованием ВКС, общение в мессенджерах, работа с данными и интерпретация отчетов, понимание, что такое кибербезопасность — это уже часть корпоративной культуры. Как ни удивительно, но именно сотрудники оказались более заинтересованными в таск-трекерах и ВI-аналитике и потребовали от руководства соответствующих изменений. Так что в нашем случае цифровую трансформацию скорее нужно называть целенаправленной и логичной цифровой эволюцией.

Кирилл Ширяев, руководитель центра экспертизы по управлению персоналом в «Лаборатории Касперского»:

На рынке действительно сложилась интересная ситуация. Однако связана она скорее не с удаленкой, а с трансформацией бизнеса во время пандемии. Если в прошлом году многие компании замедлили рост в том числе и с точки зрения найма, то в 2021 мы наблюдаем заметную активизацию на рынке труда. Сегодня ИТ-специалисты нужны всем, не только технологическим компаниям, ведь многие запустили свои приложения, настроили онлайн-торговлю и дистанционное оказание услуг. Поэтому спрос на разработчиков превышает предложение. В частности, сейчас мы наблюдаем повышенный спрос на самых разных ИТ-специалистов: можно отметить, что активно растет направление с языком Go, всегда нужны специалисты C# и C, Python, разработчики для мобильных платформ, а также системные аналитики.

Кадровая служба группы компаний «Галэкс»:

В последние несколько лет мы столкнулись с серьезным недостатком ИТ-кадров на рынке труда, при этом дефицит проявляется не только с количественной точки зрения, но и со стороны несоответствия квалификации и навыков требованиям рабочих мест. В 2020-2021 гг. эта проблема встала при подборе кандидатов по вакансиям web-разработчика, системного администратора, руководящим должностям направления ИТ. В условиях внедрения современных технологий в бизнес-процессы предприятия возрастает сложность профессиональных компетенций, которыми должен обладать специалист.

Пандемия, безусловно, ускорила цифровые преобразования, одним из которых стал переход на дистанционную работу. Например, в нашей компании на сегодняшний день по сравнению с допандемийными показателями процент работающих удаленно возрос почти в три раза. Некоторые специалисты переезжают в другой город на постоянное место жительства и при этом остаются работать в компании, но в режиме «удаленки».

Навыки, которые сегодня особенно ценим в специалистах: умение использовать технологии для более эффективного решения задач, а также умение быстро реагировать на изменения, адаптироваться, быть гибким. Есть потребность в таких навыках специалистов как способность генерировать новые идеи для решения задач, умение работать с информацией и данными, создавать и редактировать цифровой контент.

Источник: Наталья Басина, crn.ru