2021 год стал безумно сложным для специалистов по управлению цепочками поставок. Если традиционно эта сфера мало кого интересовала, то в этом году она пользовалась необычайным вниманием СМИ. Причиной этого стали такие события, как блокировка Суэцкого канала, испытываемая автопроизводителями нехватка микросхем, а также беспокойство покупателей о том, получат ли они заказанные ими товары к Рождеству. В результате миллионы людей, которые в начале года вообще не знали о том, что такое цепочка поставок, стали лучше понимать, как приобретаемые ими товары перемещаются по миру. При этом реальность такова, что многие транспортные проблемы, с которыми столкнулись производители в 2021 году, в ближайшее время никуда не денутся. Поэтому в 2022 году нам следует ожидать множества новостей из сферы управления цепочками поставок, которые будут объясняться описанными ниже тенденциями.

1. Из-за кризиса поставок сохранятся высокие тарифы на морские контейнерные перевозки

Пока экономика нескольких ведущих стран мира продолжает развиваться, спрос на товары и услуги будет обеспечивать сохранение рекордно высоких транспортных тарифов, в особенности на морские перевозки. Однако из-за инфляции в различных регионах мира рост цен на товары может привести к замедлению потребительского спроса, что позволит производителям и их поставщикам получить передышку для пополнения запасов. Тем не менее, пока не прекратятся проблемы с поставками, существующий накопленный спрос будет поддерживать завышенные тарифы на морские перевозки. Мы полагаем, что во второй половине 2022 года спрос и предложение начнут выравниваться, и к 2023 году тарифы на перевозки должны снизиться.

2. Реализация инициатив устойчивого развития будет неравномерной

Даже если главы государств придут к соглашению о требованиях к устойчивому развитию, внедрение этих стандартов в основном ляжет на плечи конкретных компаний. Хотя многие организации уже анонсировали или даже реализовали планы по сокращению или ликвидации выбросов углекислого газа, остальным лишь предстоит выработать стратегию по достижению немедленных и долгосрочных результатов. Без единого стандартизированного соглашения, возлагающего ответственность как на страны, так и на компании, добиться существенных изменений не удастся. А пока такая стандартизация не будет достигнута, подталкивать компании к необходимым изменениям, будут, очевидно, потребители и инвесторы, поскольку все большую долю мировой потребительской базы составляют представители молодого и более экологически сознательного поколения.

3. Организации будут реорганизовывать цепочки поставок, перенося производства ближе к местам потребления

В условиях дефицита поставок — от бакалейных товаров до полупроводников — многие организации вынуждены стараться закупать важнейшие компоненты как можно ближе к конечным производствам, чтобы избежать кризисных ситуаций в будущем. В качестве примера можно привести недавнее заявление компании Ford Motor Co. о партнерстве с производителем микросхем, которое в конечном итоге может перерасти в долгосрочное совместное предприятие по производству полупроводников. Многие глобальные компании сегодня стремятся локализовать как можно большую часть своей базы поставщиков, что в будущем позволит цепочкам поставок лучше справляться с непредвиденными скачками спроса.

4. Уровни резервных запасов будут наращиваться для предотвращения задержек и остановок производства

Поскольку кампания по вакцинации во многих странах мира идет медленнее, чем ожидалось, новые варианты вируса COVID-19 будут и дальше вызывать опасения и колебания в отношении поездок и полного возобновления работы предприятий. В результате организации будут отходить от стратегии создания запасов по принципу «точно в срок» (JIT) и начнут накапливать их, чтобы избежать перебоев в производстве. Это также позволит компаниям применять инструменты финансирования цепочек поставок для отсрочки расчетов с поставщиками за счет гибкого управления кредиторской задолженностью. Таким образом компании смогут выстраивать более устойчивые стратегии управления запасами, позволяя при этом своим партнерам по поставкам поддерживать достаточный уровень капитала.

5. Компании продолжат инвестировать в новые технологии для оптимизации своих процессов

Нарастающий дефицит кадров негативно влияет на глобальные цепочки поставок, вынуждая организации делать больше меньшими силами. Чтобы сотрудники могли сосредоточиться на совершенствовании процессов цепочки поставок, необходимо внедрять современные технологии, предоставляющие более достоверные данные, оптимизирующие рабочее взаимодействие и автоматизирующие рутинные процессы. Это означает ускорение происходящей цифровой трансформации и перенос целых систем в облако для более оперативного и при этом безопасного доступа к важным данным, необходимым для быстрого и эффективного принятия решений.

Пандемия заставила многие компании существенно ускорить проведение цифровой трансформации по сравнению с первоначальными планами. И этот процесс будет продолжать ускоряться, поскольку необходимость облачных технологий для выживания бизнеса становится все более очевидной.

Источник: Дмитрий Мартынов, официальный представитель Infor в России и СНГ

Версия для печати (без изображений)   Все новости