24 февраля 2022 г.

Плюсы и минусы удаленной и гибридной работы мы в CRN/RE активно обсуждаем практически с самого начала пандемии. Наконец стали появляться первые цифры от аналитиков, которые подтверждают эффективность этой новой модели труда. Например, по данным Gartner, на удаленке сотрудники чаще показывают высокие результаты. Согласно исследованию BCG, около 75% сотрудников компаний заявили, что им удалось поддерживать или повышать производительность на удаленке. По версии Gartner, одной из главных тенденций развития ИТ в 2022 г. станут территориально-распределенные предприятия*. Аналитики уверяют: «С распространением удаленного режима работы исключительно офисные предприятия превращаются в распределенные — такие, в которых работают территориально разбросанные сотрудники. Около 75% компаний, которые перейдут на такую модель, к 2023 году ускорят рост доходов на 25%».

Подводя итоги исследования, Gartner дает более осторожный прогноз: роста доходов можно ожидать в течение трех-пяти лет. Однако в данном случае точный временной горизонт не принципиален, важна суть. Ведущее аналитическое агентство прогнозирует рост доходов компаний, которые перейдут на новую гибридную форму работы. При этом не слишком понятно, за счет чего это может произойти. И мы решили спросить, что думают о выводах Gartner в российских компаниях.

«С выводами Garther полностью согласна, — говорит директор по маркетингу российского представительства компании Cyber Power Systems Inc. Татьяна Проворова. — Конечно, в разных сферах есть своя специфика и не везде получится перейти к территориально-распределенной структуре, а где-то это не приведет к росту оборота или прибыли. Однако убеждена, что за таким развитием будущее. Экономия на арендной плате за счет сокращения офисных площадей до минимума или полного отказа от них, экономия на содержании офиса — это показатели, о которых уже много сказано. Сейчас самое время посмотреть дальше. Думаю, основное преимущество территориально-распределенной инфраструктуры — это отсутствие географической привязки. Расширяются возможности найма, в поисках нужного нам специалиста мы не ограничены городом, районом и т. п. А если вспомнить, что сейчас на рынок труда выходит поколение Z, то вопрос становится еще более актуальным. Представителей этого поколения трудно будет удержать в душном офисе. Растет эффективность работы сотрудника или подразделения компании. Ускоряются информационные потоки, мы можем получать больше информации или иметь в доступе всю нужную информацию для принятия решения. Но что еще важнее, само расширение бизнеса для существующей распределенной структуры может выглядеть иначе. Достаточно включить в свою структуру партнера или поставщика, чтобы перейти к более эффективному сотрудничеству».

По словам коммерческого директора NETLAB Виктории Тарантиной, в начале 2020 года, когда весь мир перешел на удаленку, компания была обеспокоена возможным понижением качества работы сотрудников. Но как оказалось, все тревоги были лишними, специалисты отлично работают из дома и при

этом не теряют своих показателей. «Поэтому с выводами Gartner мы согласным, так как ощутили буквально на себе, что удаленная работа не влияет на эффективность, — подчеркивает Виктория Тарантина. — Насчет роста доходов компаний — здесь стоит выделить свободу в плане выбора любых сотрудников из любой точки страны. Можно искать и нанимать специалистов с крутыми hard skills независимо от того, насколько далеко эти люди

живут от офиса. В итоге качество выполняемой работы будет повышаться, что в свою очередь повлияет на качество предоставляемых услуг и доход. Еще один фактор, который поможет сэкономить средства — это отсутствие организационных вопросов. Для новых сотрудников, которые работают удаленно, не нужно выделять и обустраивать отдельное рабочее место».

Менеджер по продуктам компании Selectel Иван Колегов подчеркивает: территориально-распределенная инфраструктура — это тренд, который прослеживается сейчас в различных сферах. Бизнес приходит к тому, что удаленный формат работы — новая реальность. Традиционные офисы уступают место дистанционному взаимодействию и распределенным командам. «При наличии гибкой ИТ-инфраструктуры команды могут эффективно работать над проектами удаленно, — рассказывает Иван Колегов. — Современный офис — это облачные сервисы для обмена документами, для проведения видеоконференций и другое. При условии использования защищенных каналов связи и решений, предназначенных для бизнеса сотрудники получают безопасный доступ к корпоративным системам и документам из любой точки, где есть стабильный интернет. Как провайдер ИТ-инфраструктуры, мы также выделяем отдельную тенденцию перехода компаний на виртуальные рабочие места (Virtual Desktop Infrastructure, VDI), благодаря которым сотрудники могут подключаться онлайн ко всем необходимым инструментам и ПО вне зависимости от места работы и мощности их персональных устройств.

Организация инфраструктуры виртуальных рабочих мест для распределенных команд становится характерной в том числе для «традиционных» отраслей — таких как, например, строительная. Обычно специалистам по проектированию для выполнения ежедневных задач требуются высокопроизводительные рабочие места с мощными графическими процессорами. Для компании на удаленке это подразумевает сложную логистику: покупку и доставку производительного ноутбука каждому сотруднику, а также его обслуживание. В то же время внедрение централизованной инфраструктуры VDI обеспечивает распределенные команды полноценными рабочими местами всего за несколько минут и без капитальных затрат. Таким образом, за счет использования облачной инфраструктуры происходит сокращение затрат на аренду офиса и закупку дорогостоящей техники, экономия на лицензиях (необходимое ПО доступно сотрудникам из облака), что обеспечивает переход от САРЕХ к ОРЕХ. Более того, использование такой инфраструктуры позволяет решить проблему кадрового голода в Москве и Санкт-Петербурге путем найма специалистов в регионах: обеспечить удаленных сотрудников виртуальными рабочими местами можно в краткие сроки и быстро изменить конфигурацию рабочих места по мере необходимости — в зависимости от задач конкретного специалиста«.

«Пандемия лишила нас множества свобод, но одновременно подарила большую гибкость в выборе форматов работы, — размышляет вице-президент OCS Distribution Наталья Соболева. — В OCS мы моментально перешли на удаленку и стали экспериментировать с различными форматами, понимая, что в будущем не вернемся к прежней офисной жизни, а будем вырабатывать наиболее удобный для компании гибридный формат.

Мы не можем прокомментировать размер процентов роста, прогнозируемого исследовательскими компаниями; чтобы комментировать, нужно понимать каким образом они считались. Однако некоторая логика в самом тезисе есть. Мы точно понимаем, что хорошо работает и постоянно идет вперед та компания, в которой сотрудникам хорошо, и они вкладывают сердце и любовь в свою работу. Идеально, если сотрудники на работе счастливы, а это зависит от множества факторов. И очень во многом от того, насколько им классно и кайфово на рабочем месте, от наличия выбора — работать дома или в офисе или даже в другом городе, от возможности определять — в какие дни встречаться в офисе с коллегами и партнерами, а в какие — полностью погрузиться в работу там, где никто не будет отвлекать. Чем больше у человека возможностей — тем выше удовольствие, выше индекс счастья на работе и выше его лояльность к компании. И, конечно, это не может не влиять, косвенным или прямым образом, на отдачу в процессе работы».

Директор по персоналу компании AUVIX Наталья Деревянкина напоминает, что мировой тренд на удаленный или «гибридный» формат работы существует уже довольно долго, в России такая практика тоже начала активно развиваться. «Ковидная» ситуация лишь ускорила процесс — компании научились успешно подстраиваться под требования времени и использовать новый формат работы, при этом сохраняя свою эффективность и даже выходя на более высокие показатели. Компания AUVIX не стала исключением. По мнению Натальи Деревянкиной, рост доходов компании при таком формате работы в первую очередь может происходить за счет сокращения расходов на размещение сотрудников в офисе. Ну и производительность труда у них чаще растет за счет экономии временных ресурсов на дорогу.

«Пока прямой связи с ростом доходов не вижу. Но опосредованно это может способствовать, — считает коммерческий директор „АйПиМатика“ Михаил Носков. — Это также зависит от типа бизнеса организации».

Он отмечает, что территориально-распределенная инфраструктура может помочь сократить издержки (за счет привлечения сотрудников из регионов с более низкими запросами зарплаты), ускорить и расширить поиск новых сотрудников. А для некоторых сотрудников удаленный режим работы позволит повысить эффективность использования своего времени. «Но при этом, чтобы удаленные сотрудники были эффективны, они должны обладать навыками самоконтроля, плюс компания должно создать четкие КПИ и инструменты контроля за результатами таких сотрудников, плюс дополнительно продумать инструменты нематериальной мотивации и командообразования для удаленных сотрудников, — комментирует Михаил Носков. — Как вывод — в краткосрочном плане роста именно доходов особо не вижу, но возможно некоторое снижение издержек и рост прибыльности».

«Могу констатировать, что эффективность нашей работы находится на высоком уровне постоянно. Когда ты находишься на удалении от сотрудников, ты можешь лучше сосредоточиться на работе и меньше отвлекаться. Однако бывает полезно и вместе что-то обсудить за одним столом, причем желательно не виртуальным. То есть в удаленной работе есть и плюсы и минусы, — констатирует руководитель канального направления Zyxel Networks Россия, СНГ и Украина Дмитрий Танюхин. — При работе в одном офисе часто возникают отвлекающие факторы. Людям свойственно общаться. Общение безусловно полезно, но все имеет свои пределы. Важен фактор — самодисциплины, причем не только лично твоей, а у всех сотрудников, работающих с тобой в одном офисе. В коллективе, при общении нескольких людей одновременно зачастую в силу психологических ролей может возникнуть соблазн чрезмерного общения не на рабочую тему. При удаленной же работе есть соблазн потратить рабочее время на социальные сети или личные дела. И то и другое не представляет, на мой взгляд, значительных угроз для бизнеса при открытости менеджмента, ясных целях, правильном подборе коллектива и постоянной обратной связи. Мы не роботы и не можем постоянно и беспрерывно работать. И в гибкости коллектива, ума его членов как раз кроется его основная сила. С моей точки зрения, полезно именно сочетание встреч, то есть совместной работы из одного офиса, к примеру, в течение нескольких дней, недели, с удаленной работой».

Спешить надо медленно (народная мудрость)

Соглашаясь в принципе с прогнозами аналитиков, представители российских компаний в большинстве своем не уверены, что полностью переводить организацию на новую модель организации стоит быстро.

«Изучаем, но не думаю, что переход на новую модель организации стоит делать так быстро, — подчеркивает Михаил Носков. — На данном этапе мы пока больше прорабатываем возможности смешанного режима работы дом/офис и гибридных рабочих мест (благо мы сами дистрибьютируем ряд решения, позволяющих создавать мобильные инструменты для удаленной работы и системы управления рабочими местами).

По словам Виктории Тарантиной, ее компания полностью переходить на новую модель работы пока не планирует.

Операционный директор компании AUVIX Елена Хоссейн объясняет: «AV/IT-индустрия в условиях стремительного роста передовых технологий — чрезвычайно подвижная сфера. И чтобы удерживать лидерские позиции в условиях жесткой конкуренции, нужно всегда держать руку на пульсе, быть гибкими и уметь вовремя перестраиваться. Компания AUVIX готова к переходу на новую модель организации, отчасти это уже реализовано. На данный момент в нашем штате есть сотрудники из других городов, мы находим такую практику интересной и перспективной».

«OCS — это компания-дистрибьютор и одновременно ИТ-компания. И если ИТ-компания — это очень часто про цифровизацию, про распределенные команды, виртуальное общение, то дистрибьютор — это про живое общение, про постоянный коннект друг с другом, с партнерами, со смежными подразделениями и на полной удаленке мы теряем этот необходимый нам фактор, — говорит Наталья Соболева. — Мы очень сильно вложились в начале пандемии и продолжаем вкладываться в то, чтобы не растерять нашу корпоративную культуру. И сейчас действуем исходя из здравого смысла: там, где удаленный формат позволяет повысить эффективность — мы его поддерживаем и развиваем, а где не обойтись без общения, ежедневной передачи информации, плеча коллеги — мы стараемся вводить гибридный режим и оставлять рабочие места в офисах».

А вот практику привлечения сотрудников (причем не только разработчиков!) из других городов или даже стран многие компании использует уже давно. Экономический эффект от такой формы работы организации оценили еще задолго до пандемии, и переход на гибридный формат только ускорил процессы.

«Мы так работать уже можем, это наша реальность, а не будущее, — подчеркивает Наталья Деревянкина. — Мы уже привлекаем сотрудников из других городов, и это не только ИТ-специалисты, но и специалисты по маркетингу, и операционисты, и менеджеры продаж. Современные технологии стирают границы, и местонахождении сотрудника на качество его работы не влияет. Отлаженная бизнес-модель позволяет оптимизировать расходы компании и сделать такую структуру экономически обоснованной».

«Такая практика у нас была всегда, — уточняет Татьяна Проворова. — У нас есть несколько региональных представителей, которые прекрасно знают специфику своего региона, оперативно на месте решают колоссальное количество вопросов, а благодаря современным облачным сервисам и всей нашей цифровизации тесно вплетены в основную структуру компании, являются частью команды».

По словам Натальи Соболевой, OCS всегда умела эффективно использовать компетенции сотрудников, выходя за рамки локальных подразделений: «И до пандемии мы располагали коллективами в 27 городах, это позволяло привлекать региональных сотрудников к проектам центрального офиса и наоборот. А сейчас у нас появляется все больше сотрудников, которые успешно работают в OCS, находясь даже в других полушариях планеты. Мы точно понимаем, что за период пандемии мы как минимум не стали менее эффективными. Где-то совершенно точно более. Это произошло по ряду причин... в том числе и благодаря технологиям удаленной работы и распределенного офиса. И мы уверены, что и в будущем это позволит нам выигрывать в скорости, сокращении затрат и получении новых ресурсов».

«Как и многие иностранные компании, ведущие деятельность в России, Vertiv еще до пандемии активно использовала режим удаленной работы и сотрудничество с коллегами из других городов и стран, — рассказывает глава представительства Vertiv в России и Беларуси Николай Харитонов. — Наши производственные площадки и логистические центры находятся в разных странах мира, а коллеги, отвечающие за ту или иную продуктовую линейку, работают по всей Европе. Безусловно, есть и исключения: сотрудники, для которых все-таки важно значительную часть рабочего времени проводить в Москве. Это прежде всего менеджеры по работе с заказчиками и сервисные службы, которые принимают участие в офлайн встречах, деловых мероприятиях, обучающих семинарах. В настоящий момент у нас нет фокуса на привлечение сотрудников именно из других городов. Но стоит отметить, что мы получаем достаточно большое количество резюме от соискателей, проживающих в регионах. Они, безусловно, рассматриваются в общем порядке. В период пандемии к команде российского офиса присоединились несколько сотрудников, которые после получения оффера переехали в Москву. Что касается экономической эффективности, то с развитием цифровых сервисов, еще большего укрепления позиций удаленной работы и обучения будет и дальше развиваться уже существующий процесс переноса некоторых бизнес-функций в регионы. Сейчас это характерно для колл-центров, бухгалтерских услуг, кадрового делопроизводства, в первую очередь из-за более низкой, чем в столице, заработной платы персонала. В будущем это может затронуть и другие сферы».

По словам Михаила Носкова, специфика бизнеса компании не дает большого поля для привлечения сотрудников из других регионов (кроме разработки). Но по некоторым позициям такая возможность изучается.

Дмитрий Танюхин отмечает, что данный фактор не является ключевым для Zyxel Networks: «Мы не стремимся нанять сотрудников, обязательно работающих удаленно, но и не боимся этого. Если есть возможность разумного сочетания удаленной работы с работой из одного офиса, то это идеальный вариант для нас».

«На данный момент мы практикуем комбинированный режим работы, наши сотрудники в некоторые дни могут работать дома, а в некоторые — в офисе, — уточняет Виктория Тарантина. — И пока мы привлекаем на работу только сотрудников, которые могут физически присутствовать в офисе».

Станет ли переход на новые формы работы дополнительным толком для роста бизнеса компаний и повышения их доходов, как прогнозирует Gartner, покажет время. Пока же можно только констатировать: пандемия существенно изменила сложившийся порядок и стиль жизни. И кроме понятных ограничений принесла интересные возможности. И те, кто сможет их правильно использовать, получать несомненные дивиденды.

* Сегодня эксперты полагают, что распределенные предприятия отражают бизнес-модель, ориентированную прежде всего на цифровую и удаленную работу. Главная задача такой модели — улучшить качество обслуживания сотрудников, оцифровать точки взаимодействия с потребителями и партнерами и расширить возможности продукта. Считается, что распределенные предприятия лучше удовлетворяют потребности удаленных сотрудников и потребителей, которые подпитывают спрос на виртуальные услуги и гибридные рабочие места.

Источник: Наталья Басина, crn.ru