26 мая 2022 г.

Метавселенная, еще не став массовым продуктом, уже драйверит некоторые направления ИТ-рынка. Это хорошо, так как в сложных экономических условиях очень нужны драйверы.

Рынок РФ: актуальны ли эти драйверы?

Конечно, перечисленные ниже драйверы будут актуальны для структур российского рынка! Но есть некоторая специфика. Значительной части пользователей — как корпоративных, так и частных — некоторое время по понятным экономическим причинам будет не до мощных компьютеров, широкополосных каналов и VR-гарнитур. Однако есть достаточно много пользователей — целые классы! — для которых метаверс-тема актуальна: «лидеры мнений», богатые пользователи, предпочитающие «только самое лучшее», ИТ-компании, работающие на опережение (например, над Web 3.0), дизайн-студии, любые структуры, взаимодействующие с продвинутыми заказчиками на разных рынках. Заметим, что у перечисленных потенциальных метаверс-энтузиастов деньги есть, поэтому для канала они особенно интересны!

VR, AR и другие

Прежде всего, Метаверс станет драйвером для VR и для AR. Заметим, что далеко не все применения VR можно свести к Метавселенной, виртуальную реальность успешно применяют для ряда практических задач, в частности, для обучения, лечения (например, процессов реабилитации), развлечений и т. д.

Влияние на AR будет косвенным, но тоже заметным: согласно имеющимся концепциям, Метаверс — виртуальный мир, куда проникновение мира реального пока не предусмотрено, однако пользователи Метавселенной будут активно раскупать гарнитуры и, что важно, привыкнут к их относительно длительному ношению.

Заметим, что данные процессы уже идут, продажи VR/AR-гарнитур пошли вверх, причем прирост существенный. Хотя, конечно, не только Метавселенная тому причиной.

Популярность гарнитур растет!

Прирост продаж гарнитур за прошлый год составил 92,1% по сравнению с позапрошлым, а поставки достигли 11,2 млн штук, по данным IDC. Заметим, что аналогичная ситуация была во время предыдущего VR-бума, который кончился практически ничем, но тогда активно раскупали радикально иные устройства — пластиковые держатели, в которые нужно было вставлять смартфоны.

Продажи гарнитур уже выглядят внушительно. Они уже приближаются, например, к десятой части мирового рынка планшетных компьютеров в натуральном выражении, которые по итогам прошлого года составили 168,8 млн штук, увеличившись на 3,2% в сравнении Y2Y, по данным IDC. Причем динамика продаж гарнитур шла по нарастающей: как отмечают аналитики IDC (последний квартал прошлого года принес почти половину годового объема реализации этого товара!), а для упомянутых планшетов ситуация иная: продажи «таблеток» в IV квартале рухнули на 10%.

Внимание к сегменту важней продаж «железа»

На рынке гарнитур сейчас тоже не все просто, есть внутренние проблемы. Например, ожидание выхода легких-простых-недорогих очков «дополненной реальности» изрядно затянулось. Регулярные «утечки» с предварительными дизайнами «народных устройств», возможными сроками их выхода и упоминанием потенциальных конкурентных особенностей, с одной стороны, постоянно подогревает массовый интерес к теме AR, с другой — формируют выраженный «отложенный спрос».

Многие считают, что VR/AR начнет свое триумфальное шествие только после появления на рынке массовых очков от ключевых производителей. Однако это не так. Во-первых, для AR очки вовсе не обязательны, для работы с «дополненной реальностью» можно использовать смартфон, проекционные экраны на лобовые стекла и другие технические решения. Во-вторых, «триумфальное шествие» AR уже началось — это не столько рынок устройств, сколько рынок решений, которые появляются в большом количестве (см. врезку). Поэтому для данного сегмента более важно привлечение внимания массового пользователя к технологиям, чем «драйверение» продаж самих гарнитур.

Некоторым AR все еще кажется инструментом редким, почти экзотичным, но это не так — технологии доступны очень широко. Например, в большинстве мессенджеров есть возможность использования AR-элементов (с дорисованными на живом изображении ушками, носиками, очками и т. д.), а системы видеоконференций позволяют «на лету» заменять фон за участниками. Все это решения «дополненной реальности», которые прекрасно работают и без специализированных гарнитур.

Новые wireless

Базовые преимущества новых беспроводных коммуникаций — сотовых сетей «пятого поколения» и Wi-Fi 6 — очевидны для корпоративных пользователей (оптимальное использование частотного диапазона и устойчивая связь), но пока мало волнуют частных абонентов. Широкополосный канал, конечно, хорош для любого абонента, равно как и малое время реакции, но в реальности мало кому интересно параллельно смотреть пару 8К-трансляций, а миллисекундные задержки, конечно, актуальны для ряда геймеров, но даже среди играющих это будет заметно лишь относительно малому проценту. Метавселенная все меняет!

Для качественного погружения необходимы миллисекундные задержки, чтобы мозг пользователя не замечал их, и не возникала «рассинхронизация» между сигналами от физического мира (от мышц, вестибулярного аппарата и т. д.) и от воспринимаемых глазами отрисованных фрагментов. Сказанное справедливо, разумеется, как для Метавселенной, так и для других VR-решений, а также для AR-задач.

Конечно, для коммуникаций с минимальными задержками есть и другие драйверы, например, дистанционное управление машинами и механизмами, а также манипуляторами для медицинских процедур, включая хирургические. Но в дополнение к нишевым задачам управления массовая востребованность новых коммуникаций для Метавселенной будет актуальным драйвером, который порадует весь телеком.

Метавселенная уже не едина, как планировали изначально. LEGO Group и Epic Games объявили о планах по созданию отдельной Метавселенной для детей и, по совместительству, для семейного досуга. Контент, как легко предположить, будет тематический и предварительно прошедший тщательную модерацию.

Вместо заключения

Метавселенная выступает драйвером мощного направления децентрализованных финансов (DeFi) и ряда связанных с ними сегментов — NFT, блокчейна, криптовалют, инфраструктуры из обменников, аукционов и т.д. Направление мощное и модное, но сложное, а поэтому требует отдельного рассмотрения.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News