2 июня 2022 г.

В РФ крупнейшим потребителем ИТ является государство в разных формах, как прямых, так и косвенных — органы исполнительной власти, подрядчики финансируемых из бюджета региональных проектов и федеральных программ, госпредприятия и т. д. Государственные субсидии и законодательные инициативы — мощнейшие драйверы или ингибиторы как для всего рынка ИТ, так и для отдельных его сегментов. Сказанное полностью справедливо и для сегмента дата-центров, как отметили в аналитическом отчете Ассоциации участников отрасли ЦОД. Как это выглядит на практике?

Госструктурам предписано арендовать ЦОДы

В марте прошлого года Правительством РФ была выдвинута инициатива, согласно которой госструктурам было предложено запретить создание собственной инфраструктуры ЦОДов с использованием бюджетных средств без «надлежащего обоснования».

Это вполне логично: госзаказчики обычно не располагают компетенциями, позволяющими создавать собственные мини-ЦОДы и разворачивать приватные «облака». В результате качество создаваемых решений часто оказываются невысоким, возможности масштабирования проблематичными, а затраты на дальнейшую эксплуатацию — значительными. Дополнительная нагрузка на бюджет не радовала правительство. Накопление нужного уровня технической экспертизы для государственных ведомств — задача возможная, но дорогая, сложная и, что важно, не профильная для госструктур. Переход на арендную модель был признан оптимальным как по экономическим причинам, так и по качеству получаемых услуг.

Идея переключить госструктуры с разворачивания собственных ЦОДов на аренду площадок в коммерческих дата-центрах получила дальнейшее развитие. В «дорожной карте» «Создание дополнительных условий для развития отрасли информационных технологий», утвержденной Правительством РФ в сентябре 2021 года, среди 62 мероприятий которой предусмотрено и такое:

«Введение требований, предусматривающих:

  • установление требований по включению в ВПЦТ указания на использование отечественных облачных сервисов и на отказ от создания без надлежащего обоснования инфраструктуры центров обработки данных (далее — ЦОД) за счет бюджетных средств;
  • введение запрета на создание без надлежащего обоснования инфраструктуры ЦОД для нужд органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

Ведомства как заказчик: источник спроса или причина дефицита?

При наличии развитого рынка национальных ЦОДов, способного обеспечить запросы национальной экономики, исполнение описанных выше требований было бы прекрасно! Такой элемент регулирования выступал бы мощным дополнительным драйвером для развития сегмента. Однако рынок — даже столичный — находится в ситуации с перманентной нехваткой свободных стоек! В таких условиях выход в сегмент большого количества государственных заказчиков только усугубил бы стоечный дефицит, даже в Москве, не говоря уже о регионах.

Государственные и региональные проекты — например, составляющие масштабной программы «Цифровая экономика», региональные проекты видеонаблюдения и т. д. — требуют большого количества серверных мощностей, предоставить которые операторам коммерческих ЦОДов было бы проблематично, а неизбежно обострившийся дефицит стоек негативно влиял бы на развитие инфраструктуры для «реального сектора».

Но упомянутая инициатива до настоящего времени не принята на законодательном уровне. Кроме того, крупнейшие федеральные ведомства, планировавшие создание собственных ЦОДов, — например, ФНС, ФТС, Министерство внутренних дел и Гознак — уже построили соответствующие инфраструктуры.

Господдержка: своевременно, но недостаточно

Для дата-центров актуальны общие меры поддержки ИТ-отрасли, проводимые государством. Например, крайне важно сохранить кадры, имеющие компетенции в проектировании, создании, обслуживании и развитии ЦОДов.

«На сегодняшний день помимо льготной ипотеки и отсрочки от армии, существует ряд программ переобучения ИТ-специалистов, которые дают возможность бесплатно учиться самым востребованным навыкам, — говорит Евгений Горохов, управляющий директор Stack Group и сооснователь M1Cloud. — Существуют не только федеральные программы, но и программы на региональном уровне».

Заметим, что на уровне идей недавно предложены разные варианты поддержки сегмента ЦОДов. Например, в мае Комиссия РСПП подготовила корректировки в законопроект № 1195296-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи». Там, в частности, есть предложение дать субъектам Федерации возможность предоставлять земельные участки на строительство коммерческих ЦОД без торгов и по кадастровой стоимости. Также предложен пункт, позволяющий операторам ЦОДов выполнять присоединения сразу к нескольким электросетям по упрощенной процедуре согласования. Пока это лишь предложения, но с высокой степенью вероятности они будут приняты, а пока Минцифры тщательно изучает предложенные поправки.

Регионы готовы поддержать

На региональном уровне власти оказывают разнообразную поддержку проектам, связанным с ЦОДами, отмечает Айрат Мустафин, генеральный директор компании Liberum Navitas: «Серьезной поддержкой здесь выступают „Корпорации развития“, оказывающие важную методическую, консультационную и организационную помощь на местных уровнях».

Дефицит ЦОДов в регионах действительно очень острый, что не является секретом для государственного управления, как и связанные с этим проблемы развития экономики. Например, в Дальневосточном федеральном округе первый (!) дата-центр, сертифицированный по Tier III, должен быть открыт лишь этим летом.

«Дальневосточный федеральный округ — крупнейший по площади в России, и наличие здесь качественной ИТ-инфраструктуры становится необходимым условием дальнейшего успешного развития региона и страны», — сказал Илья Хала, генеральный директор сети дата-центров 3data, газете «Ведомости».

Региональные власти понимают важность ситуации и значимость дата-центров для инфраструктуры местной промышленности, разворачивания программ цифровизации, индустрии стартапов и других проектов, способствующих как развитию территорий, так и мотивации талантливой молодежи отказаться от миграции в столицы или в зарубежье. Однако в большинстве случаев «на местах» поддержка доступна моральная и на организационном уровне, так как свободных финансовых средств в значительном объеме у «регионалов» обычно не бывает, а разворачивание дата-центров требует серьезных денег.

Имеющихся мер поддержки недостаточно

Сейчас остро нужны широкомасштабные меры господдержки, направленные на сегмент дата-центров, считают в Ассоциации участников отрасли ЦОД, причем они нужны быстро. Например, высокая стоимость кредитов может привести к приостановке имеющихся и новых проектов по созданию ЦОДов, а господдержка же сегмента в этом плане появится, по оценкам Ассоциации, в лучшем случае будет в 2023 году. В результате на рынке может возникнуть «кризисный минимум» по вводу новых мощностей протяженностью 2-3 года, что способно негативно повлиять на всю национальную экономику.

Государство реализует ряд протекционистских мер по поддержке экономики, некоторые из них могут оказать определенное влияние и на проекты, связанные с дата-центрами. Например, в мае правительство РФ выделило более 37 млрд рублей на льготное кредитование закупок «приоритетной импортной продукции», к которой могут быть отнесены товары из различных групп, сюда же отнесена и электроника. Процентная ставка по таким кредитам зависит от ключевой ставки ЦБ, а срок кредитования зависит от целей займа — для оборудования и средств производства — три года.

Вместо заключения

В рассмотрении перспектив сегмента ЦОДов открытым остается вопрос: чем наполнять новые стойки в условиях жестких ограничений на поставку серверных решений от ведущих глобальных производителей и компонент, из которых могли бы собирать серверы локальные вендоры. Насколько реалистично будет обеспечить «параллельным» импортом поставки 5-7 тысяч серверов в год — покажет время.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News