1 июня 2022 г.

Продолжаем разговор о ситуации с ЦОДами на российском рынке, используя в качестве инфоповода недавно опубликованный аналитический отчет Ассоциации участников отрасли ЦОД. Хотя отчет посвящен ситуации на московском рынке ЦОД, собранные данные в целом показательны для национального сегмента дата-центров.

Концентрация и монополизация удивительно высоки

На столичный регион приходится 70-75% от стоечной емкости национального сегмента ЦОДов, по данным Ассоциации — 35-37 тыс. стоек. На всю огромную страну приходится всего лишь 11-12 тыс., что явно недостаточно для развития ни «индустрии 4.0», ни государственных цифровых сервисов.

Высокую степень концентрации ЦОДов в столичном/европейском регионе страны и низкую в Сибири и на Дальнем Востоке отмечает ряд игроков рынка. Большинство российских ЦОДов построены в западной части страны, а дальше Урала их практически нет, отметил Айрат Мустафин, генеральный директор компании Liberum Navitas, выступая на PH Days 11.

На быстрое расширение стоечного парка рассчитывать не приходится — ЦОДы дороги, а экономическая ситуация напряженная. Однако, развитие будет идти как в столице, так и в регионах.

ЦОДы и регионы

Острый дефицит современных дата-центров в регионах присутствует, компенсировать его может только открытие новых площадок. Например, сибирские клиенты коммерческих ЦОДов столкнулись с дефицитом свободных мощностей уже в конце прошлого года: очередь на стойко-место достигает трех месяцев, как сообщал «КоммерсантЪ». Уровень загрузки ЦОДов в целом по Сибирскому федеральному округу оценивали в пределах 95%. Размещать сервисы на ЦОДах в европейской части страны из Сибири по понятным причинам проблематично, кроме того, «с этой стороны Урала» тоже дефицит стоек.

Ряд компаний, получивших опыт и экспертизу в развитии столичного рынка ЦОДов, рассматривают планы региональной экспансии. Например, МТС объявила масштабную программу расширения сети дата-центров для развития «облачной» и ЦОД-инфраструктуры, на первом этапе которой построит 4 больших дата-центра в Ростове, Туле, Екатеринбурге и Хабаровске, а под строительство еще 15 выкупит землю и подведет к площадкам мощности. На втором этапе программы — после 2024 года — к единой сети дата-центров МТС присоединят микро-ЦОДы, автозалы и серверные станции, размещенные на арендованных площадях. В результате инфраструктурная база МТС, состоящая более чем из сотни площадок разного размера, будет охватывать свыше 20 российских городов практически во всех федеральных округах.

Однако строительство столичными операторами собственных дата-центров в регионах — только один из вариантов экспансии. Например, актуальна модель франшизы, как отмечает Илья Хала, генеральный директор компании 3data, это позволяет вместо конкуренции с локальными игроками создавать долгосрочные партнерства, что эффективнее и выгоднее для всех участников. Но развитие региональных ЦОДов в ряде случаев настоятельно требует совершенствования инфраструктуры, например, сетей передачи данных, как неоднократно отмечали в Liberum Navitas, хотя это и увеличивает стоимость проектов, но других вариантов нет.

Заметим, что создание ЦОДов в регионах имеет свою специфику, что увеличивает цену решений. Например, компания «Акцент», создавая ЦОД GreenMDC на Крайнем Севере по заказу «Центра закупок республики Саха (Якутия)», очень тщательно подходила к выбору комплектующих, так как работать данный ЦОД должен в условиях сурового климата. «Все компоненты, от камер наружного наблюдения и внешнего освещения до систем прецизионного кондиционирования имеют сертификаты и испытаны для работы при −60 °С», — говорит Александр Вознесенский, генеральный директор компании «Акцент».

Вместо заключения

В создание новых площадок и в подключение новых стоек на региональных рынках инвестируют значительные средства. Например, для реализации первого этапа упомянутой выше программы МТС по расширению сети ЦОДов, рассчитанной до 2024 года, включительно, потребуется порядка 6 млрд рублей.

Кроме количественного роста сегменту ЦОДов необходимо и качественное развитие. ЦОДы выходят на новый уровень развития и становятся экосистемными решениями, повторяя путь, например, банков, отметил г-н Мустафин, что на практике означает появление новых возможностей взаимодействия площадок дата-центров с обществом и человеком. Кроме того, развитие ЦОДов требует нового подхода к автоматизации и даже роботизации, а также изменения бизнес-моделей, но обо всем этом мы поговорим в следующий раз.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News