14 июля 2022 г.

Мария Тюрина

Весна 2022 года стала воплощением страшных снов владельцев бизнеса: возникла серьезная неопределенность — старые логистические цепочки начали разрушаться, а новые не успевали строиться взамен, платежные системы подверглись сбоям, курсы валют менялись резко и непредсказуемо. О том, как в этих условиях не просто сохранить ИТ-бизнес, но и продолжать его развивать, справляясь с новыми вызовами, рассказала Мария Тюрина, генеральный директор «Телфин».

Сегодня называя стрессовые факторы, влияющие на российский бизнес, обычно начинают с перечисления санкций и других финансово-экономических проблем. Но я бы сместила фокус и обратила внимание еще на одну важную деталь: работоспособность команд.

Любой бизнес строится на людях. Текучесть кадров, которой так пугали ИТ-компании в марте, фактически на рынок существенного влияния не оказала. А вот с мотивацией и энтузиазмом команды приходится много работать, так как глобальные потрясения снижают и то, и другое. Задача владельца бизнеса — выдерживать настроение команды, наполнять бизнес новыми смыслами, давать людям цели и вдохновлять их на новые проекты. Порой это требует не меньше сил, чем преодоление каких-то технических трудностей.

Есть и более прозаические сложности. «Телфин» как IP-провайдер, работающий с сотнями клиентов по всему миру, ощутил на себе последствия выхода из строя ряда популярных платежных систем. Тем компаниям, у которых весь бизнес был выстроен вокруг одной системы, например, Apple Pay или PayPal, пришлось действительно трудно. У нас предусмотрено множество возможностей для совершения платежей за услуги, поэтому мы сохранили устойчивость. Но для иностранных клиентов совершение оплаты — до сих пор настоящий квест. Мораль этой истории в том, что в бизнесе нужно диверсифицироваться во всем, включая каналы коммуникации и платежные средства.

Еще одной существенной проблемой являются скачки на валютном рынке и вызванные ими, а также уходом рядом западных вендоров, сложности с закупкой оборудования. Это не является непреодолимым препятствием: на смену одному «железу» всегда можно найти другое. Но ситуация продолжает развиваться и немного напоминает День сурка: вчера ты восстановил одну цепочку поставок, а сегодня ломается другая. Я думаю, что эта метафора отражает состояние любого бизнеса сейчас. Покой нам только снится.

Сделает ли ИТ квантовый скачок?

Как известно, кризис несет в себе не только трудности, но и новые возможности. На эту тему в контексте развития российской ИТ-отрасли звучит много разных мнений, порой диаметрально противоположных: от мрачных и пессимистических до обнадеживающих. Истина, как водится, где-то посередине. С одной стороны, практически нет таких технологических ниш, в которых бы вообще не присутствовали российские игроки. Для них настал звездный час. С другой стороны, сегодня мировой рынок глобален, и теперь он для тех, кто уже достиг веса на российском рынке, доступен весьма ограниченно.

Ведь доступ к международному рынку — это не только рынки сбыта, но и синергия от обмена идеями, R&D и совместных разработок. Этот процесс обмена опытом очень важен в сфере технологий. Конечно, есть компании из дружественных стран, в частности, БРИКС, много интересных и развивающихся рынков, например, ряда азиатских, ближневосточных и африканских стран. Но пока очень сложно оценить, что мы потеряли после разрыва с западными государствами, а что приобрели. Понять это поможет только время.

У отечественных компаний есть огромный потенциал для роста, есть ценный кадровый ресурс, школа математики и программирования, которую уважают во всем мире, поддержка правительства и так далее. Но резко расти тяжело. Когда развитие компаний идет планомерно, согласно выверенной стратегии, с точным расчетом сил и средств, которые нужны на каждом этапе, это легче и результативнее, чем стихийный рост. Это как учиться плавать: или технику ставит грамотный тренер, или тебя просто бросают на середину озера, и твоя цель выжить и добраться до берега. Всё возможно, но разница в подходах очевидна.

Про роль правительства

С самого начала весеннего кризиса российское правительство, и в частности Минцифры в тесном сотрудничестве с профильными ассоциациями, принялось за выработку мер поддержки отрасли. Мы увидели, как быстро и как четко могут приниматься решения на самом высшем уровне. Каждая из уже предложенных мер, от расширения льготного режима налогообложения до специальной ипотеки для ИТ-специалистов, оказалась хороша и своевременна. Легализация параллельного импорта также позволит частично удовлетворить потребность сферы высоких технологий и телеком-услуг в необходимых для развития компонентах.

Однако пока все предложенные меры носят скорее точечный, нежели системный характер. Следующим этапом должен стать переход от практики «затыкания дыр» к выработке долгосрочной или хотя бы среднесрочной стратегии развития отрасли с учетом всех имеющихся вводных. Конечно, существует госпрограмма «Цифровая экономика» и другие стратегические документы. Но теперь они должны быть дополнены и расширены новыми целями, а приоритет должен быть смещен в пользу технологической безопасности и все большей самостоятельности России в сфере высоких технологий.

В противном случае может сложиться так, что одна и та же мера может помогать одной узкой отрасли и при этом мешать развиваться другой. Нужна четкая, систематическая работа, тогда бизнес сможет опираться на национальную стратегию и принимать решения по дальнейшему развитию. Тогда произойдет необходимая синхронизация между политическими идеями и экономической реальностью. На это, разумеется, нужно время.

Не только свое, но и качественное

Российский бизнес готов вкладывать силы и средства в формирование конкурентоспособной, сильной экономики страны. Но важна не только поддержка правительства, но и общее понимание, что российская продукция должна стать синонимом качества. Для этого нужно не просто осваивать средства господдержки, а усиленно работать. Чтобы не получилось так, что отечественное априори «хорошее», а западное — «плохое».

Именно качество товаров и услуг должно стать поводом для гордости, а не только тот факт, что продукт произведен в РФ. Нужно учиться, соответствовать лучшим образцам мировых решений в своей нише, а еще лучше — в чем-то превосходить их. Конечно, когда внутри страны создается некий продукт, возникает чувство гордости. Это присуще не только российским компаниям, но и, например, активно используется для продвижения продукции в США, Японии и других странах.

Когда на рынке будет больше качественных товаров и сервисов, произойдет синергетический эффект. Бизнесмены будут оглядываться вокруг и видеть истории успеха других компаний. Когда кругом люди делают что-то хорошее для своей страны и у них получается, появляются мотивация, энтузиазм и силы строить свой бизнес дальше. На рынке CRM-систем и виртуальных АТС это уже происходит: в нашей нише большая часть игроков именно отечественные провайдеры. Нам правда есть чем гордиться. Это здоровая гордость, и хотелось бы иметь больше поводов для нее.

Источник: Мария Тюрина, генеральный директор «Телфин»