28 июля 2022 г.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса о том, что любят делать россияне.

Гулять, готовить еду и фантазировать

Свободное время играет важнейшую роль в функционировании общества, а его содержательное наполнение является маркером и качества жизни человека, и достигнутого уровня развития всего общества. Занятия, которые выбирают люди, определяются их социально-экономическими потребностями, которые проявляются в интересах и реализуются в реальном поведении. 1990-е гг. оказались трудными: произошел спад производства и уровня доходов, привычная жизнь изменилась, а перспективы были туманными. В такие периоды беднеют и культурно-досуговые практики, на них попросту не остается сил и времени. В 1992 г. в топ-5 любимых занятий россиян входили прогулки на природе (57%), сон (51%), приготовление еды (49%), выпивка в хорошей компании (45%), мечты и фантазии (42%). За 30 лет досуг россиян стал намного разнообразнее, насыщеннее, но прогулки на свежем воздухе по-прежнему занимают лидирующие позиции — 87% (+30 п.п. к 1992 г.). Рост показателя может быть обусловлен урбанизацией, активным благоустройством городов парками, зонами отдыха, где приятно проводить время одному или с семьей.

На втором месте приготовление еды — 73% (+24 п.п.). Если 30 лет назад людям приходилось проявлять смекалку, чтобы накормить гостей, семью, то в наши дни любые продукты доступны, а разнообразие рецептов поражает. Сегодня приготовление пищи для многих стало хобби, способом проявления заботы о близких, раскрытия своих кулинарных талантов.

На третьем месте среди любимых занятий россиян сразу два варианта — мечтать, фантазировать и оставаться наедине с самим собой — 70% (+28-29 п.п. к 1992 г.). На это могли повлиять и высокий темп жизни, и просто больший выбор жизненных сценариев, возможностей и перспектив, о которых теперь можно помечтать.

Дифференциация досуговых предпочтений особенно отчетлива по возрасту, полу и образованию, в меньшей степени по потребительским возможностям и урбанизации:

  • Прогулки на свежем воздухе: чаще прогуливаются женщины (90%), молодежь 18-24 лет (92%), жители обеих столиц (90%).
  • Приготовление еды: преимущественно женское любимое занятие (81% vs. 65% у мужчин), процент выше среди россиян с хорошим материальным положением (82%), жителей Южного федерального округа (84%).
  • Мечтать, фантазировать: предпочитает молодежь до 35 лет (76-79%), а также россияне со средним специальным образованием (75%).
  • Оставаться наедине с собой: чаще других это любят делать женщины (77%), 18-24-летние (72%) и граждане старше 45 лет (73%); аудитория с высшим образованием (74%) и жители Москвы и Санкт-Петербурга (78%).

Петь, плясать и веселиться

В топ-5 любимых занятий россиян вошли кроссворды — их любят решать 69% наших сограждан. За три десятилетия показатель вырос в 2,5 раза (1992 г. — 28%). У женщин кроссворды занимают третье место (78%), а у россиян старше 60 лет — второе (75%). Можно предположить, что рост популярности такого досуга связан с доступностью кроссвордов самых разных видов, как в печатных изданиях, так и в онлайн-формате или в формате приложений для телефона. Две трети наших сограждан признались, что любят спать — 67% (+16 п.п. к 1992 г.), особенно это занятие популярно у молодежи 18-34 лет (83-84%) — сон занимает второе место после прогулок. В два раза выросла за три десятилетия популярность туристических походов — с 31% в 1992 г. до 61% в 2022 г. Сегодня это целая индустрия, предоставляющая желающим и организованные маршруты, и необходимое снаряжение, и специальный транспорт.

  • Каждый второй россиянин в наши дни любит танцевать — 53% (+13 п.п. к 1992 г.) и выпить в хорошей компании — 51% (+6 п.п.); чуть меньше отметили, что любят петь — 48% (+13 п.п.).
  • Туристические походы: чаще этот отдых выбирает активное трудоспособное население 25-44 лет (75-71%).
  • Танцевать: преимущественно женское любимое занятие (64% vs. 40% у мужчин), процент выше также среди 25-34-летних (59%).
  • Выпить в хорошей компании: предпочитают мужчины (58%), а также россияне старше 45 лет (56-55%).
  • Петь: чаще других поют женщины (56%) и 18-24-летние (54%).

Письма лично сам я на почту ношу...

С ростом числа магазинов выросло и число любителей шопинга: если в 1992 г. это был каждый третий (31%), то сегодня — каждый второй (45%). За покупками чаще можно встретить женщин (56% vs. 31% у мужчин) и молодежь 18-24 лет (66%). За три десятилетия в полтора раза увеличился процент тех, кто любит спорить (43% vs. 32% в 1992 г) и рассказывать анекдоты (42% vs. 28% в 1992 г). А доля игроков в карты практически не изменилась (40% vs. 36% в 1992 г.). Почти 40% россиян в наши дни с удовольствием бывают на охоте и рыбалке (39% vs. 26% в 1992 г.).

  • Спорить: чаще других предпочитают жители Москвы и Санкт-Петербурга (48%) и активные телезрители (47%).
  • Рассказывать анекдоты: преимущественно мужское любимое занятие (55% vs. 31% у женщин), процент выше также среди 18-24-летних (53%) и жителей Северо-Кавказского федерального округа (55%).
  • Играть в карты: в основном это делает молодежь 18-24 лет (67%).
  • Охотиться и рыбачить: предпочитают мужчины (57% vs. 24% у женщин), россияне 35-44 лет (46%), жители села (45%).
  • Играть в шахматы: «мужской» досуг (50% vs. 21% у женщин), популярный также в Северо-Кавказском федеральном округе (45%).
  • Писать письма: в 40% случаев это предпочитают делать женщины.

Треть наших сограждан в свободное время любят играть в шахматы и писать письма (по 34%). Процент шахматистов вырос с 1992 г. в 1,7 раза (20%), а доля любителей эпистолярного жанра — в 2 раза (18%). Возможно, интерес к письмам связан с приходом в нашу жизнь электронной почты.

Все важнейшие социально-экономические изменения, происходящие в обществе, в условиях жизни, отражаются на поведении людей и использовании ими времени. Свободное время — важнейший ресурс общества и маркер ценностных ориентаций населения. За 30 лет досуг россиян стал разнообразнее, число активных и продуктивных видов досуга увеличилось в разы, а игры в карты и выпивка в компании остались на прежнем уровне. Это значит, что мы стали проводить время с большей пользой для себя и близких.

Источник: Пресс-служба компании ВЦИОМ