1 сентября 2022 г.

Компании готовятся к сложным временам в кратко- и среднесрочной перспективе: снижение прибылей ожидают втрое из-за растущей инфляции, дефицита кадров и проблем с поставками. Интересно, что эти оценки приведены Gartner для глобального рынка на основании собственного опроса ряда СЕО, но сказанное в полной мере относится и к рынку российскому!

Проблемы глобальные, проблемы локальные

На российском рынке к общим негативным факторам добавлено санкционное давление и бОльшая неопределенность с финансово-экономическими параметрами, но основные ингибиторы все те же: дефицит кадров, проблемы с логистикой и т. д. Например, госкорпорация «Ростех» заявила о дефиците ИТ-специалистов, который присутствует по всей стране, как сообщает «КоммерсантЪ». Это касается всех 230 предприятий ГК, которые нуждаются в «айтишниках» разной специализации: программисты, системные администраторы, «безопасники», инженеры-схемотехники, системные аналитики и пр. — всего 40 направлений. Общая потребность ГК составляет порядка 2500 «айтишников» в год, причем это количество растет.

Логистические проблемы оказываются остро актуальны как для российских, так и для глобальных компаний. Причины возникновения различны: до настоящего времени источником основных проблем у логистических каналов для РФ были санкции, а для глобальных — локдауны (как бывшие, так и возможные будущие) в промышленных районах и в ключевых транспортно-логистических центрах Китая. Заметим, что на глобальные каналы начинает оказывать негативное влияние политика. Например, напряжение между КНР и Тайванем создает проблемы в поставках полупроводниковых компонент, а между США и КНР — заставляет ключевых вендоров рассматривать альтернативные площадки для размещения заказов. В таких условиях Apple рассматривает вопрос о переносе части сборки смартфонов и «умных часов» из Китая в Индию, как cообщает Bloomberg.

Как видно, несмотря на наступившее разделение рынков — на уровне как финансов и логистики, так и отдельных индустрий — российский рынок испытывает практически те же проблемы, что и глобальный. И методы решения этих проблем пока почти одинаковые.

Чем отвечают на сложные времена

Предсказуемо, что в сложившихся условиях бизнес прежде всего будет «рубить косты». «Сокращение покупок бизнеса — очевидный выбор после рекордной активности в 2021 году и в условиях роста процентных ставок, существенно увеличивающих стоимость финансирования таких сделок», — отмечает Рандип Ратиндран, вице-президент по исследованиям практики Finance в Gartner.

Разумеется, тут тоже есть своя специфика. Например, глобальные компании на первое место по сокращению затрат поставили отказ от приобретения/поглощения бизнесов. В российских условиях, когда ряд европейских и американских фирм, уходя с национального рынка, распродают активы по бросовым ценам, от открывающихся возможностей мало кто будет отказываться.

Однако на втором месте в трендах на экономию стоят инвестиции в ESG, по данным Gartner. «Устойчивое развитие» в принципе способно обеспечить компаниям реальную оптимизацию ряда процессов, но цикл возврата инвестиций будет небыстрым, поэтому от этого направления, по возможности, отказываются даже на мировом уровне. В России, скорее всего, тоже будут отказываться от инвестиций этого типа, но как по упомянутым выше причинам, так и считая «буржуазными излишествами» принципы ESG. Однако снижение внимания к ESG-повестке характерно не для всех компаний. Например, МТС сохраняет приверженность данному направлению: «Компания остается верной своим неизменным ценностям. вести этичный бизнес, обеспечивая его прозрачность по самым высоким корпоративным стандартам, содействовать развитию общества и экономики территорий благодаря технологическим продуктам, быть драйвером социально-культурного развития территорий, сохранять и укреплять доверие клиентов», — подчеркнула Регина Фон Флемминг, заместитель Председателя Совета директоров МТС.

Заметим, что вложения в ИТ по популярности в «рубке костов» находится на последнем месте. «Внедрение цифровых технологий, повышающее отдачу от сотрудников, активов и оборотного капитала, будет необходимостью в дальнейшем развитии», — подчеркивает г-н Ратиндран.

Digital: значение растет, заметность уменьшается

«Цифровая трансформация» (DX) и инвестиции в цифровизацию раз за разом показывают высокую эффективность на всех вертикальных рынках, поэтому агитировать за внедрение подобных решений компании уже не надо, бизнес и госуправление активно ищут актуальные варианты соответствующих действий. В обновленной реальности — когда денег мало, а оптимизировать использование ресурсов надо — поиск будет идти заметно активней, но при этом аккуратней. «Мы увидим более разумные бизнес-решения, ведущие к реальным инвестициям в производственные активы, росту продуктивности и ВВП и повышению уровня жизни во всем мире», — уверен Эд Гюн, управляющий вице-президент по исследованиям Исследовательского совета Gartner.

Осторожные подходы к инвестициям в цифровые решения и в digital-инфраструктуру хотя и снижают риски, но при этом уменьшают вероятность получения прорывных схем, обеспечивающих конкурентные преимущества. Однако большинство компаний идут по этому пути. После осознания особенностей момента и отработки управленческих навыков в новых условиях они вынужденно начнут действовать смелее. Это коснется инвестиций в инфраструктуру, где компании начнут активней рисковать средствами, как собственными (которых мало), так и заемными (которые дорогие).

Вместо заключения

Особенностью ситуации является «размывание» понятия digital. Цифровые технологии теперь практически все компании активно встраивают в элементы технологий и бизнеса, в результате акцент на «digital» перестает быть маркером лидера. Повсеместная цифровизация приводит к интересным результатам: на рынки, которые принято считать «цифровыми», выходят крупные игроки из других рынков, которые стали настолько ИТ, что вышли в digital и привносят сюда новые корпоративные культуры, компетенции, свежие взгляды на проблемы и т. д.

Например, интересные решения в плане инфобезопасности создал «Тинькофф». «Мы решили объединить технологии банка и мобильного оператора, — говорит Алексей Бакланов, вице-президент и руководитель Центра экосистемной безопасности „Тинькофф“. — Синергия инструментов поможет защитным алгоритмам лучше видеть подозрительные транзакции, предугадывать шаги злоумышленников во время телефонных атак и эффективнее защищать деньги наших клиентов».

В ряде случаев компаниям недостаточно топовых компетенций для решения высокоуровневых задач, тогда они активно идут на разные формы коллабораций с лидерами сегментов, обладающими нужной экспертизой. Например, строительство дата-центра в Краснодаре ведет многопрофильная компания. «Alias Group объединяет активы из различных секторов экономики: от строительного до сферы услуг, — говорит Надежда Барачина, генеральный директор Alias Group. — Теперь мы запускаем новое направление — строительство и управление коммерческими дата-центрами».

Очевидно, что создание и развитие регионального ЦОДа уровня Tier III задача технологически сложная и вряд ли может быть эффективно решена компанией, которая выходит в сегмент «с нуля», поэтому многопрофильная компания вступила в коллаборацию с 3data, активно продвигающей в регионы модель франшизы. «Мы с радостью поддержали инициативу компании Alias Group о строительстве нового дата-центра. В рамках договора франшизы готовы делиться всеми нашими знаниями, опытом и поможем партнерам обеспечить высокий уровень сервиса для клиентов», — сказал Илья Хала, генеральный директор сети дата-центров 3data.

О действиях на сложившихся высокотехнологических рынках компаний-неофитов мы еще расскажем. В этом направлении происходит много интересного, но это уже истории локального рынка, которые выходят за тему этой статьи.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News