5 сентября 2022 г.

Рис. 1. Четыре аспекта цифровой геополитики/ Источник: Gartner

Вопросы управления ИТ-инфраструктурой, порождаемые межстрановой политикой, привели к тому, что цифровая геополитика быстро становится задачей, которую необходимо решать ИТ-директорам транснациональных корпораций, говорит Gartner.

Согласно результатам проведенного исследования, 41% советов директоров рассматривают изменение расклада геополитических сил и связанную с этим неустойчивость как один из самых больших рисков, влияющих на достижение намеченных показателей. Gartner прогнозирует, что к 2026 году 70% транснациональных компаний будут корректировать страны, в которых они работают, путем хеджирования, чтобы уменьшить подверженность геополитическим рискам.

«Цифровая геополитика — один из самых разрушительных трендов, с которым пришлось столкнуться ИТ-директорам. Многие из них имеют дело с внешнеторговыми спорами, влиянием законодательства той или иной страны на глобальные операции и введенными правительством ограничениями на покупку и использование цифровых технологий, — пишет в пресс-релизе Брайан Прентис (Brian Prentice), вице-президент по аналитике и почетный сотрудник Gartner. — ИТ-директорам нужно быть в курсе этой новой реальности и быть готовыми к последствиям».

Геополитика означает контроль над сферами влияния в международных отношениях. Такое соперничество между странами проявляется в разных областях, в том числе в экономической, военной и общественной. Ввиду растущей роли цифровых технологий во всех этих областях цифровая геополитика становится важным фактором влияния.

ИТ-директора должны играть ключевую роль в оценке связанных с этим корпоративных рисков и, при необходимости, в перестройке архитектуры цифровых систем, говорит Gartner, выделяя четыре аспекта, требующих такого управления (см. рис. 1).

Рис. 1. Четыре аспекта цифровой геополитики

Местная ИТ-отрасль / Военный потенциал

Национальные интересы > Цифровая геополитика < Национальные интересы

Цифровой суверенитет / Контроль над киберпространством

1. Защита цифрового суверенитета

Цифровой суверенитет в первую очередь станет источником сложных, динамичных и расширяющихся обязательств по комплаенсу для транснациональных корпораций. Правительства стран решают эту задачу прежде всего через законодательство и нормы регулирования, такие как Генеральный регламент о защите данных ЕС, и всё чаще прибегают к экстерриториальному законодательству. Компании, имеющие дело с гражданами той или иной юрисдикции, обязаны соблюдать установленные в ней законы независимо от того, где работает эта компания и где проживают граждане.

ИТ-директора должны работать над обеспечением того, чтобы операционная модель и практика ИТ-организации отражали действующие законы и правила. Они должны быть в курсе нормативной базы и донести до других руководителей, как обеспечивается комплаенс в рамках всей компании.

2. Выстраивание местной ИТ-отрасли

ИТ-отрасль находится в центре внимания политических деятелей всех стран ввиду ее масштаба, быстрого роста, стратегической важности, налоговых поступлений, возможностей обеспечения занятости населения и отсутствия привязки к каким-либо национальным ресурсам.

Правительства многих стран вкладывают средства в развитие собственного ИТ-сектора. Так, США стремятся устранить региональный дисбаланс в глобальном производстве микросхем, приняв федеральный Закон о стимулировании разработки и производства полупроводниковых приборов (CHIPS), а Стратегия развития цифровой экономики до 2030 года правительства Австралии предусматривает создание динамичного и развивающегося ИТ-сектора как ключевой опоры всей экономики страны.

Этот прицел на развитие национальной ИТ-отрасли дает ИТ-директорам возможность активно взаимодействовать с государственными органами, чтобы локализовать в своих странах инициативы, которые позволят наилучшим образом сочетать опыт местных специалистов и доступ к государственной поддержке совместных инноваций.

3. Достижение необходимого военного потенциала

Растущая цифровизация военной отрасли и сферы национальной безопасности ограничит доступность некоторых технологий в различных странах. Организациям и ИТ-директорам приходится работать в условиях нарастающей кибервойны, а также цифровизации существующих средств ведения военных действий и технологий безопасности.

ИТ-директора больше не смогут рассчитывать на возможность использования привычных технологий в любой стране, где работает их компания, и, вероятно, столкнутся с ограничениями и требованием использовать определенных поставщиков. Чтобы свести к минимуму возможные нарушения бизнеса, им следует создать Группу оценки рисков использования вендоров и технологий, чтобы регулярно оценивать подверженность ключевых поставщиков текущим ограничениям со стороны правительства.

4. Прямой контроль за управлением киберпространством

Соперничество между странами за контроль над управлением киберпространством также будет затрагивать операционную деятельность транснациональных компаний. Цифровые технологии проникают во все сферы жизни общества, и страны стремятся обеспечить, чтобы национальные технологии отражали и защищали их главные ценности и самих граждан. Правительства стран всё больше осознают, что необходима защищенная национальная цифровая инфраструктура.

Попытки тех или иных правительств контролировать управление киберпространством будут оказывать серьезное влияние на способность организаций работать на международной арене, но ИТ-директора могут помочь руководству компании лучше понимать эти аспекты и их влияние на операционную деятельность, освещая ситуацию в данной области в ходе ежегодных брифингов.

Источник: Пресс-служба компании Gartner