28 сентября 2022 г.

Начало тут и тут

Узость внутреннего рынка создает системные проблемы как для создания, так и — главное! — для развития локальных «операционок» и их экосистем. Мало продаж — мало средств на продолжение разработки, возврат инвестиций в разработку проблематичен, инвестиционная привлекательность под вопросом. Малая «install base» — объем обратной связи от пользователей, нужной для развития продуктов, будет радикально меньше, чем у глобальных игроков, что не позволит вырваться вперед в плане зрелости и функциональности продуктов.

Ресурсоемкость и требование огромных рынков — стратегические проблемы

Лучше всего в плане развития, как легко видеть, дела идут у Huawei — к концу прошлого года компания планировала установить HarmonyOS на 300 млн штук устройств, из которых 100 млн должны были быть IoT-решениями от сторонних производителей, как отмечал Ван Чэнлу, президент отдела потребительского программного обеспечения для бизнеса. Заметим, что рынок Поднебесной оказывается тесноват для столь масштабного проекта: Huawei в деле продвижения своей «операционки» активно сотрудничает с рядом глобальных компаний как из ИТ-рынка и из сегмента потребительной электроники, так и из смежных областей (в том числе, например, с Tissot). Но и при таких масштабах, достигнутых спустя десятилетие разработки, HarmonyOS остается проектом, который требует инвестиций.

Напомним, что масштабы российского рынка кратно меньше китайского, что не позволяет надеяться ни на возврат инвестиций, ни на развитие решений — даже гениальных в инженерном плане — как товаров, конкурентоспособных в экономическом плане. Выход на региональные рынки, доступные российским компаниям — а доступны сейчас, к сожалению, регионы некрупные и небогатые — способен несколько смягчить ситуацию, но он проблематичен даже в СНГ (см. врезку), не говоря уже о более удаленных и радикально более сложных в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Африке и Латинской Америке. Кроме того, хотя традиционной логистики в распространении программных продуктов нет, их эффективное продвижение на рынок практически невозможно без формирования и развития канала. Многие российские вендоры ПО не освоили даже российский канал, на котором много прекрасных мощных дистрибьюторов, не говоря уже о рынках дальних стран, где дистрибуция не настолько развита, а также существуют многочисленные региональные особенности.

Продажи smart-колонок с «Алисой» и устройств для «умного дома» начал «Яндекс» в Азербайджане. При этом азербайджанским пользователям будет доступна подписка «Яндекс Плюс», создана служба поддержки пользователей и сервисный центр с гарантийным обслуживанием. Однако «Алиса» не поддерживает азербайджанский язык, что по понятным причинам ограничивает применение новинок на национальном рынке. Об интеграциях с digital-решениями локальных компаний — такси, доставки пиццы, e-commerce и т. д. — в компании пока ничего не сообщают.

Вместо заключения

В сегменте платформенного ПО мы наблюдаем практически ту же ситуацию, что и в ПК общего назначения. Создавать массовые системы можно только действуя по принципу концепции «компоненты глобальные — сборка локальная». Использование мировых наработок «открытого программного обеспечения» вполне позволяет разрабатывать эффективные инструменты для локального рынка, но полностью «национальные решения» для своего создания и развития требуют огромных затрат. При этом они пока остаются актуальными только для ниш, причем достаточно своеобразных. «Примерами могут служить государственный сектор, образовательные учреждения, промышленность, ТЭК, энергетика, здравоохранение, финансовые организации, розничная торговля, — отмечает Андрей Суворов, директор по развитию KasperskyOS в «Лаборатории Касперского».

«С учетом поставленных Правительством РФ задач по скорейшему достижению технологического суверенитета можно ожидать появления новых инвесторов и активизации инвестиционных функций у уже действующих крупных компаний», — говорит Михаил Книгин, исполнительный директор «Т1 Консалтинг».

Однако в эти ожидания вносит свои коррективы общее состояние экономики РФ. По оценкам, построенным на публичных сообщениях об инвестиционной активности в высокотехнологичном секторе экономики в Ассоциации РУССОФТ не обнаружили признаков роста вложений в российскую разработку софта за первые 7 месяцев текущего года, а по итогам 2022 ожидают не роста, а общего сокращения инвестиций.

«Рынок сегодня нестабилен и разнонаправлен по своим запросам — от сохранения текущей ИТ до комплексного обновления», — говорит Александр Сысоев, руководитель направления инфраструктурных решений в компании КРОК.

Стоит помнить, что импортозамещение — особенно принудительное и настолько масштабное, как в этом году — требует расходов огромных ресурсов, как финансовых, так и инженерных — а ресурсы ограничены и по понятным причинам не могут быть резко масштабированы. Прежде всего это относится к ресурсам инженерно-технического персонала российского рынка.

Инженерные компетенции технических специалистов — работающих на стороне вендоров, интеграторов, инсорс и т. д. — позволяют работающим в рублевой зоне ИТ-решениям сохранять устойчивость и функциональность, а также развиваться сообразно меняющимся запросам пользователей. Но инженерные ресурсы, заметим, тоже ограничены, и пока во многом направлены на решение практических технических задач.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News