17 октября 2022 г.

По данным исследования консалтинговой компании GoTech Innovation, в августе-сентябре более половины российских стартапов в области Retail и Fintech спрогнозировали рост выручки по итогам 2022 года. На внешние инвестиции рассчитывают почти 70% из них, в том числе, 25% ищут стратегического партнера.

Новые сделки удается заключать с российскими компаниями, работа на внешних рынка замедлилась и ее географический фокус сместился. Две трети компаний в I полугодии успели расширить свой штат, сообщается в исследовании «B2B стартапы. Итоги развития малого технологического бизнеса в России в I полугодии и прогнозы на 2022 год».

GoTech Innovation провела общероссийское исследование малых технологических компаний, изучив итоги их развития в I полугодии 2022 года и собрав прогнозы на 2022 год. Всего опрошено 117 стартапов из 20 городов России (подробнее об участниках в полной версии исследования). Респонденты представляли сегменты Retail и Fintech — эти сферы были выбраны как самые динамичные, лидирующие по концентрации инвестиций в реализуемые проекты на российском рынке, с самым высоким уровнем восприятия инноваций.

Рост и внешние инвестиции

52% участников исследования отметили, что по итогам 2022 года они прогнозируют рост выручки своих компаний, только 3% заявили о вероятном падении этого показателя, еще 45% рассчитывают остаться по объемам доходов на уровне 2021 года. Больше половины респондентов (53%), прогнозирующих рост выручки, рассчитывают на ее объем в пределах 100 млн рублей.

Венчурные инвестиции в нынешнем году собираются привлечь 69% участников исследования. Из них 25% рассчитывают найти стратегического инвестора. По 15% планируют привлечь финансирование в объемах от 300 тыс. долл. до 1 млн долл., и от 1 млн до 5 млн долл. В основном инвестиции ищут компании, выручка которых по итогам прошлого года составляла до 10 млн рублей (78% от всех респондентов с таким объемом доходов). При этом 9% опрошенных компаний не планируют поиски венчурного финансирования.

Крупный бизнес и сложности экспансии

От 1 до 10 контрактов с крупным российским бизнесом по состоянию на 30 июня 2022 года имели 59% участников исследования. Наибольшее число контрактов у компаний, принявших участие в опросе, со следующими корпорациями: Сбер, МТС, Лента, ВТБ, Магнит, Х5 Group, Альфа-Банк, Газпромбанк, Почта России. Без контрактов с крупным российским бизнесом на конец I полугодия было 15% респондентов.

При этом 67% компаний, принявших участие в исследовании, в I полугодии 2022 заключили контракты с новыми клиентами в России.

Доля респондентов, представленных на зарубежных рынках, за первую половину 2022 года уменьшилась. На начало года зарубежные клиенты были у 51% опрошенных (в 50 странах мира), а по состоянию на конец I полугодия 2022 года этот показатель составлял 39%.

Контракты с новыми клиентами в зарубежных странах в течение I полугодия удалось заключить 20% респондентам. Из них 96% — до новых 5 сделок. За указанный период участники исследования нашли клиентов в 19 странах. Самое большое количество контрактов они заключили в Казахстане, Республике Беларусь, Азербайджане, Турции и Узбекистане. Основной сложностью при выходе на зарубежные рынки в первой половине года участники исследования назвали регистрацию юридического лица и открытие банковского счета.

67% компаний-респондентов увеличили количество сотрудников в I полугодии. Две трети из них приняли в штат от 1 до 5 новых специалистов. Как правило, такое количество сотрудников нанимали компании с выручкой 51-100 млн рублей по итогам прошлого года.

79% участников исследования не сокращали персонал в первой половине 2022 года. 14% респондентов отметили, что им пришлось расстаться с 1-5 сотрудниками.

«Результаты исследования показали, что на российском рынке остается достаточное количество стартапов и малых технологических компаний с конкурентоспособными продуктами, которые востребованы у крупного бизнеса. При этом респонденты отметили, что активность корпораций, формировавших ранее запрос на инновации, стала снижаться. Участники исследования заметили рост интереса к их продуктам со стороны крупных клиентов из неосновных для своего бизнеса областей. Это означает, что на рынок корпоративных инноваций в 2022 году начали выходить новые игроки, — говорит сооснователь GoTech Innovation Ирина Калашникова. — Кроме того, хотя исследование в данном формате проводится впервые, мы субъективно отмечаем рост числа стартапов, готовых влиться в бизнес стратега и передать контроль (по данным опроса 25% от всех ищущих инвестиции).

Для российских корпораций в настоящий момент сложились благоприятные условия для взаимодействия с малыми технологическими компаниями на местном рынке. Сейчас в России развивают свою деятельность те стартапы, которые делают ставку на локальный рынок, — они совершенствуют свои продукты, усиливают каналы продаж и увеличивают численность персонала. Корпорациям, в свою очередь, имеет смысл усилить скаутинг стартапов — активно анонсировать свои потребности, проблемные зоны, формировать единую базу технологических компаний и грамотно организовать единое окно для входа».

Источник: Пресс-служба компании GoTech Innovation