Компания Benchmark Executive и социальная сеть TenChat в совместном исследовании изучили, как в российских компаниях происходит процесс пересмотра и индексации заработных плат. В 54% компаний не индексируют заработные платы, при этом более трети (37%) работающих в таких организациях сотрудников планируют инициировать разговор о повышении своего дохода в ближайшие 3 месяца. В опросе принимали участие более 12 300 россиян: сотрудников и руководителей компаний.

Компании с процедурой пересмотра заработной платы

Исследование показало, что практически в половине (46%) компаний существует процесс индексации заработных плат: у 34% респондентов она индексируется на 5-10%, у 18% — на 1-5%, у 11% — на 10-20%, а у 23% повышение зависит от показателей эффективности. Только 8% опрошенных указали на то, что в компании заработные платы индексируются в соответствии с минимально установленным коэффициентом — а 6% отметили, что уровень индексации заработных плат зависел от уровня официальной инфляции.

Большинство опрошенных (72%) сообщили о том, что заработные платы в компаниях индексируются ежегодно, 17% респондентов указали на индексацию зарплат раз в полгода, 8% — раз в квартал, а 3% — раз в месяц.

67% опрошенных, трудоустроенных в компаниях, в которых действует процедура индексации, отметили, что в штате труда числится более 1000 сотрудников. Остальные 33% опрошенных из компаний с процедурой индексации отмечают, что численность их компаний ниже 1000 человек.

35% респондентов заявили, что процедура индексации заработных плат в их компаниях привязана к показателям эффективности (KPI), в 17% компаний основанием для пересмотра служит метод OKR. 7% работодателей используют для процедуры индексации метод оценки 360, а 38% не используют показатели эффективности для повышения заработной платы.

Компании без процедуры пересмотра заработной платы

По данным исследования, в 54% компаний отсутствует процедура пересмотра заработной платы. Среди сотрудников, работающих в компаниях без процедуры индексации дохода, лишь 41% обычно самостоятельно инициирует разговор о повышении оклада, а 23% указывают, что инициативу проявляют как они самостоятельно, так и руководитель. 14% ждут исключительно инициативы со стороны руководителя в этом процессе, а 22% не рассматривают необходимость такого диалога вовсе. Такие кадры или не видят причин для ее повышения, или довольны своим уровнем дохода.

Ситуация с пересмотром доходов за последние полгода

Весной 26% компаний, в которых действует процедура индексации, провели внеплановое повышение окладов сотрудников, 16% компаний снизили размер окладов, а в более чем половине компаний (58%) размер окладов не изменился.

В целом повышение заработной платы с февраля 2022 произошло для более чем половины (53%) респондентов, при этом 72% из них работают в компаниях с процедурой индексации.

Показательны и цифры по планам: согласно опросу, более половины (56%) сотрудников из компаний, в которых отсутствует процедура индексации, планируют инициировать разговор о повышении заработной платы в ближайшие полгода, при этом 37% — в ближайшие 3 месяца. Часть (27%) уже инициировала такой разговор в течение прошедшего полугодия — с февраля 2022.

Аргументация при пересмотре заработной платы

Среди сотрудников, самостоятельно инициирующих разговор о повышении дохода, 83%* опираются на достижения за прошедший период. При этом большинство из них (66%) — сотрудники в возрасте от 25 до 45 лет. Доля опирающихся на достижения руководителей и топ-менеджеров — 49%, а доля менеджеров среднего звена и младших специалистов — 51%.

44%* респондентов, инициирующих разговор о повышении, сравнивают на соответствие свою текущую заработную плату с аналогичными позициями на рынке труда и с другими предложениями о работе с большей заработной платой. Из них более половины (57%) — менеджеры среднего звена и младшие специалисты, а 43% — менеджеры высшего звена.

На другие предложения о работе с большей заработной платой и/или лучшими условиями труда ориентируются при аргументации 32%*. Из них больше половины (58%) — руководители и топ-менеджеры, а 42% — менеджеры среднего звена и младшие специалисты.

Ситуация глазами руководителя

Опрос также показал мотивацию руководителей к повышению компенсации их сотрудников. Цифры показывают, что 33% руководителей самостоятельно инициируют разговор со своими сотрудниками о повышении их заработной платы, а в 52% случаев инициатива идёт с обеих сторон. При этом с февраля 2022 года почти половина руководителей (47%) уже инициировала разговор о повышении заработных своих сотрудников, 27% планируют сделать это в течение года, а 26% не планируют делать это в ближайшее время.

Также исследование продемонстрировало, на основании чего они принимают решение о повышении заработной платы своих сотрудников. 46% учитывают реальные достижения сотрудников за прошедший период, из них больше половины (55%) — с сопровождающей аналитикой и сравнением с достижениями предыдущего периода. 19% принимают во внимание уровень зарплат на аналогичных позициях на рынке труда.

«‎Многие рекрутеры и HR-директора уверены, что в текущей ситуации топ-менеджеры и руководители откладывают разговоры о повышении уровня компенсации до „лучших времен“. Ежедневно общаясь с кандидатами, в том числе с руководителями высшего звена, мы видим обратное. И наше исследование это подтверждает: почти половина опрошенных нами руководителей уже самостоятельно инициировала разговоры о повышении уровня заработной платы со своими подчиненными за последние полгода, и еще треть планируют сделать это в ближайшие месяцы. Сходные планы и у сотрудников в найме в целом: в ближайший квартал каждый пятый сотрудник попросит прибавку. Из опыта общения с кандидатами мы также видим: у сотрудников, которые не просили о повышении, лояльность к работодателю не снизилась Многие относятся с пониманием и к снижению уровня компенсации. Компании, в свою очередь, при пересмотре фиксированной части компенсации полностью сохраняют бонусную часть, а во многих случаях даже увеличивают её для удержания ценного сотрудника в команде», — комментирует Екатерина Бахарева, генеральный директор рекрутинговой компании Benchmark Executive.

*Вопрос предполагал множественный выбор

Источник: Пресс-служба компании TenChat

Версия для печати (без изображений)   Все новости