22 ноября 2022 г.

Для большинства опрошенных учителей, школьников и родителей мессенджеры — основной и самый удобный канал коммуникации для обсуждения школьных вопросов; в мессенджерах чаще всего ценят отсутствие спама и безопасность.

  • Абсолютное большинство опрошенных школьников старше 14 лет, школьных учителей и родителей учеников 1-11 классов пользуются мобильными мессенджерами (96%, 96%, 95% соответственно).
  • Ежедневно в школьных чатах общаются 86% учителей, 71% школьников и 59% родителей.
  • Для большинства опрошенных целевых аудиторий мессенджеры являются основным (доля согласных — 80-87%) и самым удобным (82-89%) каналом коммуникации по школьным вопросам.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса об использовании мессенджеров при обсуждении школьных вопросов.

Мессенджеры: в мобильном приложении или соцсетях?

Ежедневную коммуникацию сегодня сложно представить без мессенджеров — сервисов для мгновенного обмена текстовыми и мультимедийными сообщениями. По результатам опроса, абсолютное большинство опрошенных школьников старше 14 лет, школьных учителей и родителей учеников 1-11 классов пользуются мобильными приложениями-мессенджерами (96%, 96% и 95% соответственно).

Цели использования

Личное общение является главным назначением мессенджеров во всех целевых аудиториях (96% среди родителей, по 94% среди школьников и учителей), но не единственным: мессенджеры стали незаменимыми помощниками и на работе, и в образовательном процессе. В первую очередь это касается учителей («по работе» — 93%); после личного общения учебные вопросы на втором месте идут у школьников («по собственной учебе» — 78%), а у родителей эта цель занимает третье место («по учебе/занятиям ребенка» — 58%).

Популярные мессенджеры в обсуждении школьных вопросов

Школьные вопросы — предмет ежедневного обсуждения представителей целевых аудиторий в мессенджерах или соцсетях. Ежедневно для этой цели к ним обращаются 86% учителей, 71% школьников и 59% родителей.

В топ-3 самых популярных мессенджеров у школьников вошли «ВКонтакте» и/или «VK Мессенджер» (62%), Telegram и WhatsApp (58% и 55% соответственно). Четвертую и пятую строчки заняли Viber (14%) и TikTok (5%).

Всего в родительских чатах состоят 84% опрошенных учителей. Среди родителей в них состоят 82%, а еще у 15% опрошенных состоит другой член семьи.

Далее результаты ответов учителей и родителей представлены по тем, кто лично состоит в родительских чатах (84% и 82% соответственно)

В топ-5 наиболее популярных мессенджеров, используемых учителями для обсуждения школьных вопросов, вошли WhatsApp, Telegram, «ВКонтакте» и/или «VK Мессенджер», Viber и «Сферум». У опрошенных родителей в этот рейтинг вошли WhatsApp, Viber, Telegram, «ВКонтакте» и/или «VK Мессенджер» и "Одноклассник"и.

Для обсуждения школьных вопросов подавляющее большинство школьников (88%) и учителей (82%) используют до трех мессенджеров и соцсетей, тогда как половина родителей — один (53%).

Идея разделить аккаунт внутри одного мессенджера на школьный и личный с настройкой оповещений для каждого как опция обсуждается давно и наиболее близка учителям: потенциальный интерес к ней высказали более половины опрошенных в этой целевой группе (56%). Среди школьников и родителей такая возможность представляет интерес для каждого третьего (36% и 33% соответственно).

Обоснование выбора и важные характеристики

Для большинства опрошенных целевых аудиторий мессенджеры являются основным (доля согласных с суждением — 80-87%) и самым удобным (82-89%) каналом коммуникации по школьным вопросам.

Участники образовательного процесса (учителя, школьники, родители) одинаково ценят в мессенджерах отсутствие спама (53-57%) и безопасность, защиту данных (49-51%). Каждый второй опрошенный школьник и педагог также отмечали поддержку мессенджера с разных устройств (50% и 48% соответственно). Школьники чаще других целевых аудиторий считают важной настройку/отключение уведомлений отдельных чатов (49%) и разнообразие функций и инструментов для общения (46%), а учителя — защиту переписки от нежелательного контента (50%).

Если бы у представителей целевых групп была возможность самостоятельно выбрать мессенджер для обсуждения школьных вопросов, они бы учитывали следующие топ-3 критерия: удобный и понятный интерфейс (69-76%), защищенность данных от третьих лиц (66-73%), разнообразие технологий и инструментов для общения, обмена файлами, интеграции с другими платформами (43-58%).

Отношение к голосовым сообщениям

Абсолютное большинство от всех опрошенных во всех целевых аудиториях в том или ином виде используют голосовые сообщения (95-97%). Как правило, школьники, учителя и родители отправляют сами и получают голосовые сообщения от других: 80%, 68% и 66% соответственно.

Независимо от цели общения (по личным, рабочим или школьным вопросам) отношение к голосовым сообщениям в представленных группах преимущественно позитивное или нейтральное. Максимальный уровень одобрения их использования в личном общении зафиксирован в группе школьников (81%), среди учителей и родителей он составляет 65% и 64% соответственно. Что касается общения по школьным вопросам, то доли положительных и нейтральных оценок оказались примерно равны во всех опрошенных целевых группах: по 41% среди школьников, по 38% среди родителей, 34% и 37% среди учителей. Использование голосовых сообщений при решении рабочих вопросов приветствуют 44% опрошенных родителей и 34% учителей.

Представители анализируемых целевых групп хотели бы, чтобы в мессенджере появилась функция преобразования голосовых сообщений в текст (76% среди учителей, 68% — среди родителей). Наибольший запрос на подобный функционал демонстрируют школьники (90%).

Источник: Пресс-служба компании ВЦИОМ