IV кв. минувшего года стал, по оценке Gartner, худшим за всю историю наблюдений мирового рынка ПК, продемонстрировав сокращение поставок персональных компьютеров на 28,5% относительно того же периода 2021-го. При этом сегмент мобильных платформ испытал наиболее существенный спад: потери десктопов и моноблоков в процентном отношении оказались меньше. Неудивительно, что ведущие глобальные вендоры стремятся сегодня всеми средствами повысить привлекательность именно ноутбуков в глазах потребителей — что для российского рынка может выразиться, напротив, в снижении интереса к таким кардинально обновлённым новинкам.

Слишком хорошо, чтобы стать лучше

Издание The Verge суммировало общие настроения вендоров мобильных ПК, демонстрировавших перспективные новинки и прототипы на недавней лас-вегасской выставке CES 2023: «удержать потребительскую восторженность в отношении ноутбука». Именно восторженным (exciting) должно быть теперь отношение к новенькому лэптопу, чтобы его соизволили приобрести!

Дело в том, что ковидный 2020-й — довольно неожиданно для участников этого рынка — заставил великое множество пользователей пересмотреть свои взгляды на домашний компьютер, в роли которого в подавляющем большинстве случаев выступает теперь именно ноутбук. И пересмотр этот существенным образом изменил саму структуру потребления мобильных ПК — как в частном секторе, так и у корпоративных заказчиков, заметная доля персонала которых трудится сегодня в условиях распределённого/удалённого офиса.

Прежде отношение к ноутбуку у основной массы потребителей было достаточно утилитарным. Он воспринимался как мобильная платформа для работы и, в меньшей степени, игр, а также для мультимедийных развлечений (фильмы, аудио и т. п.). Геймеры-энтузиасты предпочитали разворачивать дома мощные стационарные игровые станции; фрилансеры, нуждавшиеся в высокопроизводительном «железе», также чаще отдавали предпочтение настольным ПК — как максимально готовым к апгрейду и аппаратной реконфигурации по мере необходимости.

Игровые ноутбуки и мобильные рабочие станции на рынке присутствовали, разумеется, — но скорее как нишевая экзотика, чем как ощутимый драйвер продаж. Вероятно, «цифровое кочевничество», если бы оно успело приобрести сколько-нибудь ощутимые масштабы, усилило бы спрос на высокопроизводительные ноутбуки, но этот тренд — в числе многих прочих — оказался в значительной мере нивелирован долгим периодом ковидных ограничений и последовавшим затем общим спадом экономики.

И всё же год 2020-й наглядно продемонстрировал, во-первых, что мобильный ПК поистине незаменим в качестве локального центра цифровых коммуникаций в условиях распределённой работы — как раз благодаря возможности свободно переносить его с места на место и наличию интегрированных веб-камеры, микрофона и динамиков. Во-вторых, тот же самый год открыл для множества пользователей облако: выяснилось, что особенно мощные ЦП и ГП в компьютере, используемом для доступа к удалённым серверам (самого разного рода), не так уж и необходимы. Самый непритязательный ноутбук в качестве терминала оказался пригодным и для дистанционной работы на высокопроизводительном «железе», и для игровых облачных сервисов вроде Google Stadia или Nvidia GeForce Now.

Тут надо интеллектуально

Освоившись в новой для себя, существенно облаковизированной ИТ-среде, потребители по всему миру поставили, как выясняется теперь, весь сегмент мобильных ПК в крайне затруднительное положение. Ведь стимулировать частников к покупке новой техники путём экстенсивного наращивания её технических характеристик по сути бессмысленно: новые процессоры не кардинально производительнее прошлогодних, да и дальнейшее уверенное развитие облачных сервисов позволяет получать высокую отдачу от ноутбука даже с весьма скромными рабочими параметрами. Исходя из тех же соображений, недавно обновившие свои компьютерные парки бизнес-заказчики тем более не горят желанием инвестировать в новый цикл смены «железа».

Совершенствовать же коммуникационные возможности ноутбуков — повышать качество встроенной камеры, чувствительность микрофонов, частотный диапазон динамиков — дело благое, но, честно говоря, в продаже предостаточно обособленных веб-камер и акустики с ещё более выдающимися характеристиками. И обходиться приобретение этих дополнений к уже имеющемуся мобильному ПК, используемому для связи с коллегами по распределённому офису, будет куда дешевле, чем покупка нового.

Выход, который, похоже, наметили для себя представленные на CES 2023 глобальные вендоры ноутбуков, — это активное продвижение искусственного интеллекта (ИИ) на локальном «железе», реализованное в новейших и перспективных моделях. Многие из этих устройств снабжаются дискретными графическими процессорами, оптимизированными для обработки ИИ-задач. А вскоре и центральные процессоры станут неплохо справляться с такого рода нагрузкой за счёт появления в них соответствующих вычислительных узлов, — речь идёт о грядущих вскоре ЦП AMD с блоками Ryzen AI и Intel архитектуры Meteor Lake.

Самое же занятное — и присутствовавшие на CES ноутбучные вендоры это подтверждают, — что пока для искусственного интеллекта на ноутбучной платформе не так уж много действительно полезных приложений. Большинство из них относятся к обработке на лету сигнала от встроенной камеры: это оптимизация формирования фона, в том числе анимированного, за спиной спикера (если тому не хочется демонстрировать в видеочате стену за своей спиной), удержание «взгляда в камеру» (если спикер плоховато подготовился и ему надо непрестанно опускать глаза к своим пометкам, ИИ позаботится о том, чтобы на транслируемой в чат картинке глаза его неотрывно смотрели прямо на зрителей) и т. п.

Но технология искусственного интеллекта находится пока на самой ранней стадии своего широкого проникновения в массовое пользование, — и способствовать её продвижению как раз должны значительные продажи ноутбуков, оснащённых соответствующими вычислительными возможностями. Тонкость тут в том, что на обычном ЦП с его 2, 4, максимум 8 (для мобильного ПК) мощными ядрами не удаётся настолько же эффективно распараллеливать вычисления, как на ГП и тем более на специализированном ИИ-ускорителе с его десятками, сотнями и даже тысячами ядер попроще.

Задачи же распознавания образов, создания картинок и видеопотоков по текстовому описанию, преобразования речи в текст и прочие подобные требуют проведения огромного числа тривиальных операций (умножения и суммирования, грубо говоря) параллельно. Вот почему перспективные ноутбуки могут оказаться привлекательными даже для тех, кто вроде бы совсем недавно приобретал свой нынешний мобильный ПК: возможности новинок — пусть пока ещё не в полной мере реализуемые на практике — объективно оказываются шире.

Решения, экосистемы, рестрикции

Искусственный интеллект, загадочный и манящий, но пока не очень ясно к чему на деле приложимый, — действительно неплохое средство для стимулирования «потребительской восторженности» в отношении ноутбуков. Дорогих, разумеется, — ведь ни дискретные ГП, ни новейшие ЦП с интегрированными блоками решения ИИ-задач дешевле эти устройства не сделают. Но глобальная экономика продолжает демонстрировать не самую радужную динамику, покупательная способность в странах «первого мира» снижается, — и значит, необходимо всё-таки чем-то привлечь и более ограниченную в средствах аудиторию.

На CES 2023 соответствующий курс также был намечен. Им стала переориентация с продажи «железа» на продажу сервисов, желательно по подписочной модели, — т. е. на построение экосистем. К примеру, показанные на выставке перспективные геймерские ноутбуки HP вызывали интерес не сами по себе, а как элемент Omen Gaming Hub, платформы, предусматривающей довольно глубокую интеграцию с облачным игровым сервисом GeForce Now. Таким образом, как заявил официальный представитель вендора, «мы намереваемся быть не поставщиком игровых ПК, а провайдером решений для геймеров».

Microsoft ещё с конца прошлого года ведёт речь о едва ли не бесплатных подключённых к облаку (Azure, разумеется) компьютерах с прямой интеграцией с Windows 365 на уровне программной оболочки — и предусматривающих со стороны покупателя либо оплату по подписке в течение определённого срока (3-5 лет), либо принудительную регулярную демонстрацию определённого объёма рекламы, либо сочетание двух этих систем возврата инвестиций.

В принципе, в продаже под видом полноценных мобильных ПК фактически хромбуков, только с привязкой к облачным сервисам не Google, а других глобальных ИТ-гигантов, не было бы ничего плохого — если бы мировой рынок (и не только ИТ) продолжал оставаться по-прежнему единым. Сегодня, увы, это не так, и вряд ли глобализация в обозримом будущем вернётся к предпандемическому зениту своей славы. Геополитика в наши дни с очевидностью весомее макроэкономики.

В практическом же приложении к российскому ИТ-каналу новые тренды ноутбучного сегмента означают ещё большее, чем наблюдается к настоящему времени, сокращение доли глобальных брендов на отечественном рынке. Завозить параллельным импортом бюджетные ноутбуки с привязкой к облакам, серверные мощности которых базируются во враждебных государствах, явно нет никакого смысла. Сверхсовременные же модели с развитой ИИ-функциональностью на борту вследствие накладных расходов наверняка окажутся для подавляющего большинства потенциальных покупателей запредельно дороги.

А значит, в лидеры продаж продолжат выбираться мобильные ПК более традиционной функциональности — под отечественными брендами либо поставленные из дружественных стран. Вполне вероятно, что со временем их ассортимент пополнят и флагманские модели с аппаратными ИИ-ускорителями, и бюджетные терминалы с подключением к локальным облакам (возможно, также предоставляемые по подписке). Но по причине очевидной взаимной несовместимости экосистем бренды, прежде воспринимавшиеся как глобальные, станут всё ощутимее утрачивать права на это громкое наименование.

Источник: Максим Белоус, IT Channel News

Версия для печати (без изображений)   Все новости