30 января 2023 г.

Российский рынок проекторов переживает непростые времена, как и другие сегменты национального рынка ИТ. В прошлом году было сильное падение — на 31% год-к-году в натуральном выражении, по предварительным оценкам аналитической компании ITResearch. В наступившем году сегменту предрекают дальнейшее сокращение. Заметим, что так оно и будет, если продавцы проекторов не перестроят свои маркетинговые политики, а канал не начнет выступать в качестве интегратора для мероприятий по системному продвижению этого класса устройств среди новых аудиторий.

Что было?

Основным рынком для проекторов в российских условиях много лет был сегмент корпоративных заказчиков. Значительную часть проекционного оборудования приобретали на государственные деньги — например, для учебных аудиторий, залов заседаний и т. д. — хотя многие корпорации покупали такие решения для оснащения обновляемых офисов, прежде всего, для переговорных. Сейчас не приходится ждать активностей от клиентов из таких групп.

Прошлый год для рынка офисной недвижимости начался очень бодро. Первый квартал показал рост объема сделок аренды/продажи офисных площадей на московском рынке на 5% год-к-году, как сообщает РБК. Потом все пошло немного иначе: резкое падение объемов, вызванное уходом ряда глобальных компаний, переориентацией сегмента на российских арендаторов, изменение общей экономической ситуации и ожидание дальнейшей негативной динамики. Даже оптимистически настроенные эксперты рынка отмечают падение инвестиций в офисный сегмент на 63% год-к-году уже в третьем квартале 2022, по данным РБК, и не прогнозируют положительной динамики раньше 2024 года.

Падение ВВП в наступившем году, судя по всему, будет продолжено. Это приведет к дальнейшему снижению как коммерческих инвестиций в офисы, так и государственных в инфраструктуру. В ходе неизбежного процесса «обрезания костов» будут отменены необязательные траты, в том числе, и многие на покупку проекторов. Не следует ждать бурного роста офисных площадей и открытия новых конференц-залов, переговорных и других локаций, для которых традиционно актуально проекционное оборудование. В новых условиях широкомасштабных покупок проекторов в традиционные сегменты, разумеется, не последует. Их, конечно, покупать будут — например, взамен вышедшего из строя «железа» — но объемы таких продаж будут невелики.

Что дальше?

Что делать игрокам рынка? Находить других заказчиков, которым также нужно проекционное оборудование, причем делать это активно. Такие заказчики, заметим, есть как в В2В-, так и в В2С-сегментах.

Например, про положительную динамику во внутреннем туризме мы упоминали ранее. Очевидно, что бум внутреннего туризма приведет к инвестициям в соответствующую инфраструктуру. В других сегментах HoReCa также видна отрадная динамика. Например, на место ушедших сетей — как предприятий быстрого питания, так и розничной торговли — приходят новые игроки. Только в Москве за 2022 год при поддержке города открыты 587 точек общепита — кафе, рестораны, пекарни и заведения фастфуда — как сообщают «Ведомости». Хорошо идут дела и у столичных ритейлеров, например, общая выручка торговых точек за 10 месяцев уходящего года выросла на 26%. Цифры разрозненные, но вместе они позволяют оценить общую положительную динамику в сегментах, игроки которых являются потенциальными потребителями проекционного оборудования.

На использование проекционного оборудования в ритейле стоит обратить должное внимание, так как это перспективный сегмент рынка. Помимо стандартного случая, когда проектор светит в зале на специально подготовленную стену, сейчас все чаще реализуются более интересные кейсы. Например, оформление с помощью проекторов витринных фасадов магазинов. Раньше для этого часто использовались LCD-дисплеи или LED-экраны, куда выводился контент. В результате получалась громоздкая конструкция, зачастую перекрывающая поступление уличного света в помещение. Сейчас же профильные интеграторы всё чаще предпочитают выбирать вариант с видеопроектором и специальной пленкой обратной проекции, крепящейся на стекло. Проектор устанавливается в помещении магазина и светит на пленку. Благодаря этому можно задействовать не всю поверхность стекла, а только выбранные участки, так как пленка клеится точечно и выбирается нужной заказчику формы. Ну а главное, не мешает свету проникать в торговый зал. Смонтированный под потолком проектор также не занимает ценного места и не отвлекает на себя внимание.

Проекционное оборудование находится вне зоны внимания политик импортозамещения, что иногда приятно, иногда создает проблемы. Например, государство не требует обязательной локализации оборудования такого класса. Но, с другой стороны, в список вендоров, для которых доступен «параллельный импорт», входят далеко не все компании, в линейках продукции которых присутствуют популярные проекторы.

Сейчас дистрибьюторы все чаще рассматривают новых производителей, способных заменить ушедшие бренды. Одним из удачных примеров стал Exell — высокотехнологичный бренд, предлагающий аудиовизуальное оборудование для самых различных сфер использования.

Линейка проекторов Exell активно пополняется новыми моделями, соответствующими актуальным требованиям заказчиков. Бренд планирует занять лидирующую позицию на российском рынке проекционного оборудования и для этого работает только с самыми крупными и проверенными фабриками, дизайнерскими и конструкторскими бюро. Цель бренда — предлагать только премиальное качество и всегда стремиться к совершенству.

В 2022 году модельный ряд проекторов Exell ограничивался ламповыми и лазерными моделями, подходящими для небольших аудиторий и конференц-залов, но уже в этом году были анонсированы модели с высокой яркостью, предназначенные для больших помещений.

Спецпроект

Юзеркейсы в B2B и B2C

В ритейле и HoReCa, где работает малый бизнес, конкуренция очень высока, поэтому компании открывают и закрывают десятками. Чтобы выжить, компании активно применяют цифровые технологии, которые становятся просты и доступны. Например, набор простейших камер с видеоаналитикой из «облака», по цене доступный любому кафе, бутику или даже булочной, позволит оценить конверсию, обеспечиваемую оформлением витрин или торгового зала. Если полученные параметры не устраивают бизнес, нужно быстро менять дизайнерские решения — не говоря уже об акцентах на распродажах и прочих акциях, сезонных изменениях и т. д. Разумеется, нужную динамику за приемлемые деньги в ряде кейсов может обеспечить проекционное оборудование — слишком накладно заказывать физические инсталляции и менять их с требуемой частотой!

В В2С-сегменте проекторы могут — и должны! — составить конкуренцию телевизорам. Отметим, что диагонали в сегменте массовых ТВ постепенно растут, даже в прошлом непростом году в российском ритейле порядка 60% продаж в натуральном выражении заняли модели с диагоналями экранов от 30 до 45 дюймов, по данным опроса группы «М.Видео-Эльдорадо». В стандартной российской квартире — на душу населения сейчас приходится всего 26,9 кв. м., как сообщает РБК со ссылкой на данные Минстроя РФ — размещение телевизора с диагональю 40 и более дюймов уже проблематично, а поэтому применение проектора становится актуальным! Места в жилищах россиян мало, а проектор можно закрепить под потолком или разместить сверху на мебели, в результате он вообще не будет занимать места, да и остается устойчив к рискам от воздействий резвящихся котов, играющих детей и прочих домашних опасностей.

Важно: проекционное оборудование не универсально: оно далеко не всегда способно полностью заменить «физическое» оформление витрин. В ряде случаев «digital signage» технологичнее и выгоднее строить «на панелях», в домашних условиях на кухню все же лучше использовать традиционный телевизор, а не проектор и т. д. Но все же для проекторов открыто огромное количество ниш.

Тренд: встраивание проекторов в светильники — люстры, дискретные лампы и т. д. Пионером стал Samsung, который в прошлом году показал Freestyle — портативный проектор, совмещенный с поворотным светильником и со встроенной аудиоколонкой, а в этом — продемонстрировал на CES обновленное решение. Прошлогодняя модель позволяла создавать изображения с диагональю от 17 до 100 дюймов, выполняя автоматическую фокусировку и корректировку геометрических искажений. В новинку добавлена технология Smart Egde Blending, дающая возможность использования устройств «в тандеме», когда создаваемые ими изображения 16:9 или будут «сшиты» в одну большую широкую картинку с соотношением сторон 21:9 или слиты в единое изображение обычного размера, но с удвоенной яркостью. Тренд на проекторы-светильники поддержали шустрые китайцы, на такие решения собирают средства на краудфандинг-платформах и т. д.

Вместо заключения: еще раз про важность канала

С многочисленными кейсами для применения проекторов в новых условиях нужно знакомить потенциальных потребителей как через разные медиа, так и на физических демостендах. Например, во многих магазинах работающие телевизоры выставлены десятками моделей, что позволяет клиенту легко выбрать нужный «на глаз» — увидев качество изображения, оценив дизайн и пр. Но аналогичные решения для проекционного оборудования крайне редки, а они нужны, причем такие «демо» необходимы для привлечения как B2C-, так и B2B- и даже B2G-клиентов. Но создание для этого физических площадок — причем в местах с большим количеством представителей целевой аудитории! — разворачивание и регулярная смена экспозиций, обучение и оплата стендистов и т. д. — задачи ресурсоемкие. На ресурсы вендоров сейчас по понятным причинам рассчитывать не следует, равно как и на их экспертизу. Центром экспертизы, объединяющим усилия всех заинтересованных сторон — поставщиков, интеграторов, дизайн-бюро и проч. — могут стать только российские дистрибьюторы.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News